Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа
Курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, как то: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту и правовому обычаю, раскрытию понятий «источники права» и «формы права». Более подробно будут рассмотрены виды источников права в Республике Беларусь и взаимодействие различных источников права в деятельности органов внутренних дел. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.
1. Введение ………………………………………………………….……2
2.Понятие формы (источника) права ……………………………….…...3
3. Нормативный акт как источник права …………………………….….6
4. Виды нормативных актов в Республике Беларусь …………………12
5. Общая характеристика иных источников права ……………………22
6. Заключение ……………………………………………………………28
7. Приложение ……………………………………………………………30
8. Список используемой литературы …………………………………...32
В-четвертых, если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет случайный и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.
Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающим.
Нормативно-правовой акт действует во времени, по территории (пространству), предметам действия, по кругу лиц, на которые распределяются нормы данного права.
Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу. Следует четко отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено законом. Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Но, как правило, вступление нормативного акта в действие отдалено по времени со дня его принятия. Прекращение действия нормативного акта, то есть утрата им юридической силы, наступает при его отмене; фактической замене данного акта другим, регулирующим тот же круг вопросов; при истечении срока, на который был принят нормативный акт. В Республике Беларусь такой порядок определен Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденных Декретом Президента от 10 декабря 1998 года и Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года в редакции от 4 января 2002 года[7].
Действие нормативно-правового акта в пространстве. Пределы действия нормативного акта в пространстве ограничены территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство, недра, гражданские суда под флагом государства в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где бы они ни находились, космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект. В зависимости от юридической силы и иных характеристик нормативные акты могут распространять свое действие как на территории всего государства (Республики Беларусь), так и на определенной ее части (акты г. Минска, Бреста, Гомеля и т.п.).
Действие нормативно-правового акта по предмету. Границы действия нормативного акта по предмету определяется кругом общественных отношений, на которые распространяются нормы, содержащиеся в данном акте:
неограниченное действие имеют нормы Основного Закона (Конституции), они без исключения распространяются на все правовые отношения, существующие в обществе;
действия отраслевых нормативных актов ограничены предметом определенной отрасли права. Например, Гражданское законодательство распространяется только на имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не находятся в состоянии подчинения;
в свою очередь, в рамках определенной отрасли в правилах ее отдельных институтов специальные нормы имеют преобладающее значение по отношению к общим нормам. Например, если деяние обвиняемого попадает под статью «умышленное убийство», то при вынесении приговора будет применена именно эта статья, а не общая, где дано общее понятие преступления, которое играет вспомогательную роль. Такая же процедура происходит и в других отраслях права.
Действие нормативно-правового акта по лицам производно от порядка его действия по территории и предмету. По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия, и является субъектом отношений, на который он распространяется. Однако существуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам. Например, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в высшие правительственные органы власти, быть государственными служащими, быть призваны на срочную военную службу и т.д.). Уголовные же законы имеют персональное действие, то есть распространяются на граждан данного государства независимо от их происхождения. А если иностранец или лицо без гражданства совершило преступление на территории Республики Беларусь, то на него распространяется уголовное законодательство Республики Беларусь. То же самое относится и к гражданам Республики Беларусь, если они совершили преступление на территории иностранного государства, скажем, в Польше, США и т.д., то есть они подлежат уголовным наказаниям по законам того государства, где совершили преступление[8]. В связи с этим для практической деятельности необходимо получить четкие и недвусмысленные ответы по указанным параметрам каждого применяемого нормативного правового акта.
От нормативно-правовых актов следует отличать официальные юридические документы, которые не содержат норм права и не вносят непосредственно изменения в законодательство. Например, акты утверждения положений, правил, статутов или акты, которые складываются из деклараций, отзывов, призывов. Не являются таковыми и индивидуальные юридические акты. Когда, например, суды выносят решения по гражданским или приговоры по уголовным делам, они тем самым применяют соответствующие юридические нормы по конкретным лицам. Эти акты носят не нормативный, а конкретноправовой характер. Они возникают на основе правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, и называются правоприменительными, индивидуальными актами. Индивидуальные акты правоприменительного значения издают многие государственные и негосударственные организации. Они имеют юридическое значение, но не содержат в себе правил общего характера. Нормативные правовые акты, то есть акты, в которых содержатся такие общие правила, издаются только определенными государственными органами.
Нормативные правовые акты следует отличать также от актов толкования (интерпретации), в которых даются лишь разъяснения содержания юридических норм, но при этом само содержание нормы не изменяется. Одни и те же органы могут издавать как нормативные, так и правоприменительные акты. Например, указ Президента о награждении является актом правоприменительного характера.
4. Виды нормативных актов в Республике Беларусь.
Основной источник системы права Республики Беларусь – нормативно-правовой акт. В 2000 году был принят Закон «О нормативных правовых актов Республики Беларусь». При определенных его недостатках Закон подробно регламентирует порядок подготовки, оформления, принятия и введения в действие нормативных правовых актов, их систематизации. Именно в такой форме принимается подавляющее большинство норм права. Это, в частности, Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, все законы, указы Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения Правительства Республики Беларусь и пр.
Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношение с обществом и гражданами (индивидуумами). В чисто формальном значении конституцию можно определить, как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ее нередко сопутствует другое название – Основной Закон.
Конституция по меньшей мере закрепляет два важных аспекта:
1. провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
2. организацию государственной власти, а часто и определяет основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства) и др.
Определение сущности Конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство[9]. Приоритет Конституции – неотъемлемый и непременный признак правового государства. Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента: декреты, указы, распоряжения. Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера. В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если раннее акты, имеющие силу закона, могли издаваться только Верховным Советом, который по Конституции от 15 марта 1994 года являлся высшим правительственным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь, то сейчас и Президент Беларуси в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать акты, имеющие силу закона.
Среди актов общегосударственных органов важную роль играют постановления Правительства, которое издает свои акты на основе Конституции, законов, декретов и указов Президента. В Конституции определены органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. Например, в статье 84 Конституции Республики Беларусь определены полномочия Президента. Палаты Парламента могут принимать законы и постановления. Правительство вправе принимать постановления и распоряжения[10]. Верховный Совет Республики Беларусь 12 созыва 4 сентября 1996 года принял в первом чтении закон «О толковании статей 125 и 127 Конституции Республики Беларусь», где разъяснил, что конституционному контролю подлежат только те акты, которые имеют нормативный характер. Аналогичный подход предусматривается и в принятом Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении проекта закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В проекте нормативно-правовой акт определяется как официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение[11].
Нормативно-правовые акты различаются по источнику формирования на акты референдума и акты, издаваемые или санкционированные государством; по сфере деятельности – на акты внешнего и внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы: организации и лица независимо от их трудовой и служебной деятельности. Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Закон «О милиции». Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующие в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории.
По юридической силе нормативно-правовых актов может быть определена иерархия, то есть соподчиненность нормативных актов. Иерархия нормативных актов в Республике Беларусь выглядит следующим образом:
1. Конституция (в том числе и акты толкования Конституции);
2. международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь;
3. законы, декреты и указы Президента (особое место здесь должны занимать программные законы);
4. указы Президента, изданные на основе закона;
5. постановления Правительства;
6. нормативные акты министерств и ведомств;
7. нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий вышестоящими органами[12].
Нормативные правовые акты в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся в теории права на две большие группы: законы и подзаконные акты. Деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни. Законы занимают ведущее место в иерархии нормативных правовых актов.
Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений (Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в редакции от 4 января 2002 года №81-З)[13]. Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия — вот особенности этой разновидности нормативных актов. Отсюда вытекают и требования к ним:
законы должны регулировать действительно коренные вопросы;
они должны быть совершенными по содержанию и по форме;
их соблюдение должно быть неприкасаемым.
Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти. Реализацией принципа верховенства закона обеспечивается иерархическая стройность системы нормативных актов, исключающая возможность коллизий, противоречий между ними. В этой связи понята недопустимость существования в стране нормативных правовых актов различных государственных органов, обладающий одинаковой юридической силой[14]. Но нередко на одном уровне с законами могут стоять и акты исполнительной власти. Часто декреты Президента, Правительства обладают той же силой, что и законы Парламента. Основные характерные признаки закона как ведущего источника права:
Закон – это юридический документ, содержащий нормы права.
Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти или всего народа.