Хозяйственные комплексы национальной экономической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 01:51, лекция

Описание работы

1. Отраслевая структура НЭ.
2. Промышленный комплекс.
3. Агропромышленный комплекс.
4. Строительный комплекс.
5. Транспорт и связь.
6. Комплекс социально-культурных отраслей.
7. Социально-потребительский комплекс.
8. Региональные социально-экономические комплексы.

Работа содержит 1 файл

Тема 4. Хозяйственные комплексы национальной экономической системы.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

      Доля  отечественных лекарственных средств  в общем объеме закупок по итогам 2010 г. составляет 23%, а импортных -77%. К 2015 г. планируется увеличить долю отечественных производителей на внутреннем рынке до 50%, а экспорт увеличить в 3,7- 4 раза. Похожие задачи определили для себя Россия и Казахстан – наши партнеры по ЕЭП. Разница в том,  на территории Росси уже сейчас действуют более десятка крупных мировых фармацевтических концернов. Российские эксперты с некоторых пор даже перестали оперировать понятием «отечественный производитель», используя слово  «локальный».

      Задачи  в области здравоохранения:

      - финансовая устойчивость и платежеспособность  организаций;

      - создание многоуровневой структуры   специализированной медицинской  помощи;

      - расширить привлечение внебюджетных  средств и инвестиций;

      - увеличить экспорт высокотехнологичных  медицинских услуг. 

      В области культуры  в настоящем так же проводится значительная работа по внедрению стандартов: объем бюджетного финансирования в расчете  на 1-ого жителя, объем платных услуг в расчете на 1-ого жителя и т. п.

      Отмечается  уменьшение объемов инвестирования – 78,3%  уровня 2008 года. Однако сумели завершить реконструкцию Национального академического Большого театра оперы и балета. Экспорт услуг культуры за 2009 год составил более 3 млн.дол. США, что почти в 3 раза больше планируемого.

      Задачи в области культуры:

      - развивать рыночные принципы  создания и реализации услуг;

      - расширять подготовку менеджеров, особенно в области шоу-бизнеса. 

      - укреплять МТБ учреждений культуры;

      - пропагандировать достижения белорусского искусства;

            В декабре 2010г. Принята Государственная программа «Культура Беларуси на 2011- 2015 годы» 

      Для сферы образования так же актуально внедрение стандартов (в 2009 году внедрено 406 новых образовательных стандартов, формулирующих требования к профессиональным качествам выпускников).

            Задачи  в области образования:

      - увеличить долю бюджетных мест  на дневных отделениях вузов  и ссузов по востребованным  на рынке труда специальностям;

      - обеспечить доступность образовательного  кредита для студентов из малообеспеченных семей путем снижения процента по кредиту до 5%;

      - продление срока погашения кредита  на образование сроком до 5 лет  после окончания государственного  высшего учебного заведения;

      - содействие в трудоустройстве  выпускникам;

      - переход на новейшие образовательные технологии;

      - техническое переоснащение образовательных  учреждений;

      - реформирование содержания образования;

      - обеспечение связи образования  с производством.  

      В Беларуси свыше 9000 учреждений образования (показатель 2009г.), в которых обучаются более 2 млн. человек. Это пятая часть населения страны. По числу работающих (свыше 400 тыс. человек, в том числе 220 тыс. педработников)  система образования – одна из наиболее крупных отраслей экономики.

      По  индексу развития образования Беларусь занимает 26 место в мире и входит в число тридцать ведущих стран. В 2010г. в республике обучалось свыше 2,0 млн детей, учащихся и студентов. Учебный процесс в 10 тыс. учреждений осуществляли почти 445 тыс. работников.

      Общее число студентов в 2010г. превысило 450 тыс. человек и составляет 475 чел. на 10 000 населения, что является одним из самых высоких показателей в мире. В 2010г. в белорусских университетах обучались свыше 10 тыс. иностранцев из 87 стран мира.

      Для дальнейшего развития образования  Беларуси необходимо:

      - качественно обновить материально-техническую  базу и инфраструктуру образовательных  учреждений, прежде всего на селе;

      - продолжить информатизацию учебных  заведений;

      - совершенствовать систему непрерывного  и дополнительного образования;

      - обеспечить интеграцию национальной системы образования в мировое образовательное пространство;

      - развивать систему многоканального  финансирования учреждений образования  всех уровней. 
 

7.  Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения  и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его в том, что через его предприятия доводятся до населения товары и услуги.

      Внутренняя  торговля, общественное питание и ЖКХ произвели в 2009 году 14,2% ВВП. Их доля в общей численности занятых в экономике Беларуси – 19,9%. Опыт зарубежных стран показывает, что без успешного развития этих отраслей невозможно создать рыночную экономику.  

      Торговля  освобождает товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенное, что делает процесс реализации более эффективным.

      Управление государственной торговлей осуществляет Министерство торговли РБ, в потребительской кооперации – Белорусский республиканский союз потребительских обществ.

      Основной  стоимостной показатель, характеризующий  состояние розничной торговли –  товарооборот, Он в немалой степени отражает уровень жизни населения.

В стране 41 тыс. объектов розничной торговли. В целом  по стране наблюдается понижение прибыльности предприятий розничной торговли.

     Государственная торговля составляет 12,2%, частная – 83,9%, иностранная  - 3,9% от общего товарооборота.

      В структуре розничного товарооборота  продовольственные товары занимают 50,1%, непродовольственные – 49,9%. 

      Задачи в области торговли:

      - создание сети мелкооптовых продовольственных  рынков;

      - повышение доли продаж непродовольственных  товаров;

      - совершенствование деятельности  предприятий потребкооперации, которые  размешены в малых населенных пунктах;

      - активное применение кредитование, в том числе – микрокредитов; 

     - совершенствование каналов товародвижения  путем развития электронной торговли;

      - формирование системы оптово-логистических  центров, создания крупных торговых организаций, использующих сетевые технологии;

      - применение активных форм торговли (ярмарок, выставок, распродаж) и  внемагазинных форм продажи товаров  (торговля по образцам, в том  числе через интернет-магазины, на  аукционах, разносная, развозная  и т.п.)  

      Общественное  питание – отрасль экономики по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специализированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.) Общественное питание – важный резерв экономии общественного труда.

      С переходом к рыночной экономике существенно изменилась деятельность предприятий общественного питания, увеличилась их финансовая самостоятельность.

      Всего в стране объектов общественного  питания насчитывается 11,5 тыс. единиц. Удельный вес объектов, находящихся в государственной форме собственности – 39,1%, в частной – 60,3% (в том числе в собственности потребкооперации – 25,4%), в иностранной собственности – 0,6%.

      Среди важнейших направлений социально-экономических  преобразований в РБ  выделяется реформирование и развитие ЖКХ. Данная отрасль обеспечивает воспроизводство и содержание жилищного фонда, а так же доведение жилищно-коммунальных услуг до населения. Уровень развития ЖКХ влияет на качество жизни.

      В состав ЖКХ входят:

      - жилищное хозяйство;

      - гостиничное хозяйство;

      - коммунальное хозяйство (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение);

      - уборка и благоустройство территорий (дорожно-мостовое хозяйство, вывоз  и утилизация мусора, озеленение, канализация);

      - и др. Всего более 30 видов деятельности.

      Наиболее острая проблема ЖКХ – необеспеченность жильем более 0,7 млн. граждан (стоят на учете нуждающихся), а так же существенное отклонение в стандартах  по м кв на 1 жителя: около 20 кв.м на 1 городского жителя и примерно 28 кв. м на 1 сельского жителя.

      В стране принята Концепция развития ЖКХ РБ на период до 2015 года:

      - внедрение новейших технологий, в том числе, например, как сейчас  – локальных электростанций;

      - переход отрасли в режим безубыточного  функционирования;

      - развитие конкурентной среды  (демонополизация ЖКХ) и переход на договорные отношения;

      - применение принципов социальной  защиты населения по оплате  коммунальных услуг, усиление  адресности выделяемых на эти  цели средств;

      - дифференциация ставок оплаты  жилья в зависимости от его  качества и местоположения;

      - передача жилищного фонда в  управление непосредственным собственникам  жилья;

      - совершенствование утилизации бытового  мусора.  
 

8.  Региональный социально-экономический комплекс – совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу жизнедеятельности внутриреспубликанских регионов.

       Регион – (от латинского – область, местность) часть территории страны со специфическими природными, историческими, демографическими условиями, специализацией, единой производственной и социальной инфраструктурой. С воспроизводственной точки зрения регион не является замкнутой системой, он тесно связан с другими территориями интеграционными процессами. Однако, своеобразие природных, экономических и демографических условий определяет специфику хозяйства каждого региона – специализацию, отраслевую структуру, уровень социально-экономического развития.

     Наряду  с термином «регион» используют термин «район».

     Выделение регионов или районирование страны осуществляется с учетом ее административно-территориального деления.

     К факторам, влияющим на формирование региональной структуры относят:

     - минерально-сырьевые, топливно-энергетические, водные, лесные, земельные, трудовые  ресурсы;

     - экономический и научно-технический  потенциалы;

     - производственную и социальную инфраструктуру;

     - систему расселения.

     В Беларуси в качестве внутриреспубликанских  регионов выступают области и  г. Минск, которые существенно различаются  как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства. Деление республики на области сложилось с 1961 года и не менялось до сих пор.

Информация о работе Хозяйственные комплексы национальной экономической системы