Хозяйственные комплексы национальной экономической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 01:51, лекция

Описание работы

1. Отраслевая структура НЭ.
2. Промышленный комплекс.
3. Агропромышленный комплекс.
4. Строительный комплекс.
5. Транспорт и связь.
6. Комплекс социально-культурных отраслей.
7. Социально-потребительский комплекс.
8. Региональные социально-экономические комплексы.

Работа содержит 1 файл

Тема 4. Хозяйственные комплексы национальной экономической системы.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

      К транспортному комплексу предъявляются  следующие требования:

      - удовлетворение потребностей в  перевозках;

      - экономичность перевозочных процессов;

      - сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров;

      - интенсивность и регулярность  перевозок независимо от времени  года, погодных условий или каких-либо  неблагоприятных факторов;

      - повышение уровня комфортности  при перевозке пассажиров;

      - обеспечение сохранности грузов;

      - безопасность движения.

      Для оценки работы транспорта используются показатели:

      - объем перевозок грузов (это объем грузов, доставленных на транспортных средствах страны; по всем видам транспорта он отражается на момент отправления, на автомобильном транспорте – на момент прибытия;  измеряется в тоннах);

      - объем перевозок пассажиров ( это количество пассажиров, отправленных всеми видами транспорта);

      - грузооборот (это пробег грузов и определяется  как сумма произведений массы каждой партии в тоннах на тарифное расстояние  перевозки в километрах; измеряется в тонно-километрах);

      - пассажирооборот (это объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые они перевезены; измеряется в пассажиро-киллометрах);

       По видам транспорта:

        - скорость;

      - пропускная способность;

      - маневренность;

      - надежность;

      - регулярность;

      - безопасность движения;

      - себестоимость и  др. 

      В 2009 году грузооборот и объем перевозок  грузов составили соответственно 89,1% и 95,1% к уровню 2008 года. На пассажирском транспорте объем перевозок и пассажирооборот составили соответственно – 97,5% и 93,2%.

      На  фоне снижения объемных показателей  улучшились  финансовые результаты:  чистая прибыль увеличилась на 33,6% , а рентабельность – на 19,7%.

      Сокращение  объемов работ, выполненных железнодорожным  транспортом объясняется развитием  инфраструктуры населенных пунктов  и активной автомобилезацией  населения  республики.

      Отмечается  уменьшение финансирования дорожного  хозяйства, что в итоге приведет к невыполнению  программы «Дороги Беларуси», рассчитанной до2015 года.

      Влияние финансового-экономического кризиса  на отрасль проявилось  в сокращении спроса на транспортные услуги в связи   с   сокращением производства продукции. В первую очередь пострадали международные перевозчики, т.к. во-первых, уменьшились заказы на международные перевозки, во-вторых, уменьшились фрахтовые ставки (уменьшились мировые цены на нефть, а, следовательно, и на дизельное топливо). В Беларуси  же в это время стоимость топлива росла. Кроме того, банковские кредиты возмещались в евро и девальвация национальной валюты привела к  финансовым потерям.

  Были приняты меры по снижению тарифов, но к желаемому результату это не привело, т.к. кризис к этому периоду стал полномасштабным.

      В 2010 году реализуется программа «Стратегия развития транспортного комплекса  РБ», главные направления которой:

      - развитие экспорта;

      - использование транзитных возможностей;

      - привлечение инвестиций  в развитие  и модернизацию транспортного  комплекса;

      - эффективное использование всех  видов ресурсов.

      Настоящий момент требует активных действий  по использованию  возможностей, возникающих  с созданием Таможенного союза. Необходимо решить вопрос об отмене для  Беларуси как страны-участницы Союзного государства разрешительной системы при осуществлении перевозок  в /из  третьих стран, что снизит расходы перевозчиков и снимет лишние административные барьеры.

      Планируется продолжить переговоры  с мировыми кредитными организациями о финансировании реконструкции республиканских автомобильных дорог, создания придорожного сервиса, освоения новых технологий. Согласно Программе развития внутреннего водного и морского транспорта до 2010 года, должны быть созданы правовые и экономические условия для привлечения иностранных инвестиций в создание морского перевозчика и приобретение морских судов.

     Швейцарская корпорация Zepter group получила 70% акций уставного фонда созданной в конце ноября 2010 года первой белорусской судоходной компании. Остальная доля принадлежит другим зарубежным инвесторам, частным лицам.

  

      Связь – отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь важна не только для национального хозяйства, но и для управления государством, системой  обороны, всеми видами транспорта, а так же обеспечивает информацией население.

      В условиях развития рыночной экономики  возросла потребность в высококачественных услугах связи. Доля отрасли в  структуре ВВП  в 2009 году составила  2,3%.

      Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и электрическую (телефонную, телеграфную, телевидение, радиовещание, радиосвязь, передача данных).

      Управление  связью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).

      Основные  показатели функционирования связи общего назначения:

      - количество отправленной письменной  корреспонденции;

      - количество отправленных печатных  средств массовой информации;

      - количество отправленных посылок,  телеграмм, денежных переводов  и т.п.;

      - число предоставленных междугородных телефонных разговоров;

      - число телефонных аппаратов сети  общего пользования;

      - обеспеченность населения квартирными  телефонными аппаратами;

      - число таксофонов и т.д. 

      С 1999 года в республике  действует  сотовая телефонная связь по цифровой технологии, соответствующая  международному стандарту. Ее операторами являются СП VELCOM  и МТС. О значительном развитии в Беларуси систем сотовой связи свидетельствует соотношение числа абонентов традиционной телефонной и сотовой связи, которое равно 1:1,5, что соответствует уровню развитых стран.

      В 2009 году  инвестиции в основной капитал  были на 20% больше уровня 2008 года. Однако установка дорогостоящего технологического оборудования не позволяет в краткосрочном периоде обеспечить  положительный финансовый успех, потому чистая прибыль уменьшилась  на 30%, а рентабельность снизилась более, чем на 30%. Внешнеэкономическая деятельность характеризуется положительной тенденцией: темпы роста экспорта услуг за 2009 год – 12%.

      В 2010г. продолжалось снижение финансовых результатов деятельности, что связано с насыщением рынка: чистая прибыль снизилась на 7%, рентабельность работ и услуг – на 6% к уровню 2009г., сложилось отрицательное сальдо  по внешней торговле услугами связи.

      Преодоление негативных тенденций возможно за счет:

      - развития сектора передачи данных  и информатизации;

      - повышения качества и расширения  спектра услуг;

      - расширения пропускной способности  оборудования электросвязи 

      Приоритетные  направления развития связи:

      - расширение номенклатуры и повышение качества услуг;

      - реконструкция местной телефонной  связи (замена устаревших АТС);

     - организация электронной почты;

      - организация  международной ускоренной  почты;

      - организация республиканской ускоренной  почты;

      - развитие интерактивного телевидения, широкополосного доступа в сеть Интернет;

      -  внедрение технологии беспроводного  доступа;

      - увеличение количества точек  доступа в Интернет с использованием  технологии Wi-Fi;

      - внедрение новых принципов управления  системами электросвязи. 
 

6Социально-культурный комплекс – совокупность видов деятельности, назначение которых – оказание населению социально-значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания.

      Роль  и значение комплекса  в НЭ Беларуси  в целом возрастает, однако тренд этот непрямолинеен. Доля социально-культурного комплекса в структуре ВВП в 1990 году – 4,9%, в 2005 году – 9,1%, в 2008  году – 7,6%, в 2009 году – 7,2%. Удельный вес занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого в экономике страны населения  возрос с 15% в 1990 году до 19% в 2008 году.

      Управление социально-культурным комплексом  осуществляется:

      - Министерством образования;

      - Министерством здравоохранения;

      - Министерством культуры;

      - Министерством спорта и туризма;

      - Министерством труда и социальной  защиты;

      - Министерством информации др. 

      До 90-х г.г. все учреждения социально-культурного  комплекса полномасштабно финансировались  из бюджета, а потому часто и назывались бюджетными. Переход к рыночным отношениям первоначально вызвал падение  показателей финансирования, но  к 2005 году был достигнут  доперестроечный уровень и в 2009 году объем средств, направленных на финансирование социально-культурных мероприятий  в области здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры, средств массовой информации, образования, социальной политики составил 50,3% всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование, здравоохранение и физическую культуру составляют 21,2% всех расходов консолидированного бюджета.

      В динамике расходов государства на социально-культурный комплекс отражаются следующие процессы:  расширение социальной роли государства,  сокращение государственных субсидий производству, преобразование организаций социально-культурного комплекса в самостоятельные структуры коммерческого характера.

      Объем инвестиций, использованных на здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство  в 2009 году составил 6,8% к общему объему инвестиций, из них 4,4% - в здравоохранение. 

      В системе здравоохранения проводится масштабная работа по внедрению социальных стандартов обслуживания населения: норматив бюджетных расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, санитарно-техническое обеспечение жителей (например, обеспеченность врачами общей практики, обеспеченность аптеками государственной формы собственности и т.д.)  Кроме Программы стандартизации в стране действует Программа развития высокотехнологичных видов медицинской помощи (в 2009 году успешно проведены 11 трансплантаций сердца, 25 трансплантаций печени, 100 трансплантаций почек, проведены более 10 тыс. кардиохирургических операций).

      В 2009 году на 22% увеличилось число (в сопоставимых ценах) платных медицинских услуг. Экспорт медицинских услуг так же увеличен на 20% и составил более 14  млн. дол. США.

Информация о работе Хозяйственные комплексы национальной экономической системы