Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 01:51, лекция
1. Отраслевая структура НЭ.
2. Промышленный комплекс.
3. Агропромышленный комплекс.
4. Строительный комплекс.
5. Транспорт и связь.
6. Комплекс социально-культурных отраслей.
7. Социально-потребительский комплекс.
8. Региональные социально-экономические комплексы.
К
транспортному комплексу
- удовлетворение потребностей в перевозках;
-
экономичность перевозочных
- сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров;
-
интенсивность и регулярность
перевозок независимо от
- повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров;
- обеспечение сохранности грузов;
- безопасность движения.
Для оценки работы транспорта используются показатели:
- объем перевозок грузов (это объем грузов, доставленных на транспортных средствах страны; по всем видам транспорта он отражается на момент отправления, на автомобильном транспорте – на момент прибытия; измеряется в тоннах);
- объем перевозок пассажиров ( это количество пассажиров, отправленных всеми видами транспорта);
- грузооборот (это пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии в тоннах на тарифное расстояние перевозки в километрах; измеряется в тонно-километрах);
- пассажирооборот (это объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые они перевезены; измеряется в пассажиро-киллометрах);
По видам транспорта:
- скорость;
- пропускная способность;
- маневренность;
- надежность;
- регулярность;
- безопасность движения;
-
себестоимость и
др.
В 2009 году грузооборот и объем перевозок грузов составили соответственно 89,1% и 95,1% к уровню 2008 года. На пассажирском транспорте объем перевозок и пассажирооборот составили соответственно – 97,5% и 93,2%.
На фоне снижения объемных показателей улучшились финансовые результаты: чистая прибыль увеличилась на 33,6% , а рентабельность – на 19,7%.
Сокращение
объемов работ, выполненных железнодорожным
транспортом объясняется
Отмечается уменьшение финансирования дорожного хозяйства, что в итоге приведет к невыполнению программы «Дороги Беларуси», рассчитанной до2015 года.
Влияние финансового-экономического кризиса на отрасль проявилось в сокращении спроса на транспортные услуги в связи с сокращением производства продукции. В первую очередь пострадали международные перевозчики, т.к. во-первых, уменьшились заказы на международные перевозки, во-вторых, уменьшились фрахтовые ставки (уменьшились мировые цены на нефть, а, следовательно, и на дизельное топливо). В Беларуси же в это время стоимость топлива росла. Кроме того, банковские кредиты возмещались в евро и девальвация национальной валюты привела к финансовым потерям.
Были приняты меры по снижению тарифов, но к желаемому результату это не привело, т.к. кризис к этому периоду стал полномасштабным.
В
2010 году реализуется программа «
- развитие экспорта;
-
использование транзитных
- привлечение инвестиций в развитие и модернизацию транспортного комплекса;
-
эффективное использование
Настоящий момент требует активных действий по использованию возможностей, возникающих с созданием Таможенного союза. Необходимо решить вопрос об отмене для Беларуси как страны-участницы Союзного государства разрешительной системы при осуществлении перевозок в /из третьих стран, что снизит расходы перевозчиков и снимет лишние административные барьеры.
Планируется продолжить переговоры с мировыми кредитными организациями о финансировании реконструкции республиканских автомобильных дорог, создания придорожного сервиса, освоения новых технологий. Согласно Программе развития внутреннего водного и морского транспорта до 2010 года, должны быть созданы правовые и экономические условия для привлечения иностранных инвестиций в создание морского перевозчика и приобретение морских судов.
Швейцарская корпорация Zepter group получила 70% акций уставного фонда созданной в конце ноября 2010 года первой белорусской судоходной компании. Остальная доля принадлежит другим зарубежным инвесторам, частным лицам.
Связь – отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь важна не только для национального хозяйства, но и для управления государством, системой обороны, всеми видами транспорта, а так же обеспечивает информацией население.
В
условиях развития рыночной экономики
возросла потребность в
Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и электрическую (телефонную, телеграфную, телевидение, радиовещание, радиосвязь, передача данных).
Управление связью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).
Основные показатели функционирования связи общего назначения:
-
количество отправленной
-
количество отправленных
-
количество отправленных
- число предоставленных междугородных телефонных разговоров;
-
число телефонных аппаратов
-
обеспеченность населения
- число таксофонов и т.д.
С 1999 года в республике действует сотовая телефонная связь по цифровой технологии, соответствующая международному стандарту. Ее операторами являются СП VELCOM и МТС. О значительном развитии в Беларуси систем сотовой связи свидетельствует соотношение числа абонентов традиционной телефонной и сотовой связи, которое равно 1:1,5, что соответствует уровню развитых стран.
В 2009 году инвестиции в основной капитал были на 20% больше уровня 2008 года. Однако установка дорогостоящего технологического оборудования не позволяет в краткосрочном периоде обеспечить положительный финансовый успех, потому чистая прибыль уменьшилась на 30%, а рентабельность снизилась более, чем на 30%. Внешнеэкономическая деятельность характеризуется положительной тенденцией: темпы роста экспорта услуг за 2009 год – 12%.
В 2010г. продолжалось снижение финансовых результатов деятельности, что связано с насыщением рынка: чистая прибыль снизилась на 7%, рентабельность работ и услуг – на 6% к уровню 2009г., сложилось отрицательное сальдо по внешней торговле услугами связи.
Преодоление негативных тенденций возможно за счет:
-
развития сектора передачи
-
повышения качества и
-
расширения пропускной
Приоритетные направления развития связи:
- расширение номенклатуры и повышение качества услуг;
-
реконструкция местной
- организация электронной почты;
-
организация международной
-
организация республиканской
- развитие интерактивного телевидения, широкополосного доступа в сеть Интернет;
-
внедрение технологии
-
увеличение количества точек
доступа в Интернет с
-
внедрение новых принципов
6. Социально-культурный комплекс – совокупность видов деятельности, назначение которых – оказание населению социально-значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания.
Роль и значение комплекса в НЭ Беларуси в целом возрастает, однако тренд этот непрямолинеен. Доля социально-культурного комплекса в структуре ВВП в 1990 году – 4,9%, в 2005 году – 9,1%, в 2008 году – 7,6%, в 2009 году – 7,2%. Удельный вес занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого в экономике страны населения возрос с 15% в 1990 году до 19% в 2008 году.
Управление социально-культурным комплексом осуществляется:
- Министерством образования;
- Министерством здравоохранения;
- Министерством культуры;
-
Министерством спорта и
-
Министерством труда и
- Министерством информации др.
До 90-х г.г. все учреждения социально-культурного комплекса полномасштабно финансировались из бюджета, а потому часто и назывались бюджетными. Переход к рыночным отношениям первоначально вызвал падение показателей финансирования, но к 2005 году был достигнут доперестроечный уровень и в 2009 году объем средств, направленных на финансирование социально-культурных мероприятий в области здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры, средств массовой информации, образования, социальной политики составил 50,3% всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование, здравоохранение и физическую культуру составляют 21,2% всех расходов консолидированного бюджета.
В динамике расходов государства на социально-культурный комплекс отражаются следующие процессы: расширение социальной роли государства, сокращение государственных субсидий производству, преобразование организаций социально-культурного комплекса в самостоятельные структуры коммерческого характера.
Объем
инвестиций, использованных на здравоохранение,
физическую культуру, социальное обеспечение,
образование, культуру и искусство
в 2009 году составил 6,8% к общему объему
инвестиций, из них 4,4% - в здравоохранение.
В системе здравоохранения проводится масштабная работа по внедрению социальных стандартов обслуживания населения: норматив бюджетных расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, санитарно-техническое обеспечение жителей (например, обеспеченность врачами общей практики, обеспеченность аптеками государственной формы собственности и т.д.) Кроме Программы стандартизации в стране действует Программа развития высокотехнологичных видов медицинской помощи (в 2009 году успешно проведены 11 трансплантаций сердца, 25 трансплантаций печени, 100 трансплантаций почек, проведены более 10 тыс. кардиохирургических операций).
В 2009 году на 22% увеличилось число (в сопоставимых ценах) платных медицинских услуг. Экспорт медицинских услуг так же увеличен на 20% и составил более 14 млн. дол. США.
Информация о работе Хозяйственные комплексы национальной экономической системы