Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 01:51, лекция
1. Отраслевая структура НЭ.
2. Промышленный комплекс.
3. Агропромышленный комплекс.
4. Строительный комплекс.
5. Транспорт и связь.
6. Комплекс социально-культурных отраслей.
7. Социально-потребительский комплекс.
8. Региональные социально-экономические комплексы.
Отрасли, производящие СП для сельского хозяйства и другие подразделения АПК:
-
тракторное и
- производство оборудования для пищевой промышленности;
-
ремонт сельскохозяйственной
-
производство минеральных
- добыча торфа для сельского хозяйства;
-
микробиологическая
-
сельское производственное
Их доля в структуре АПК составляет 12-13%.
По мере развития рыночных отношений возрастает значимость отраслей, обеспечивающих заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции. Именно данные отрасли обеспечивают рост эффективности функционирования АПК, однако их доля невелика – 5%. Кроме того, к отраслям, обслуживающим АПК относят агротехническое и ветеринарное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство и службу быта на селе.
Для
поддержания продовольственной
безопасности необходим такой уровень
развития АПК, который бы обеспечивал
до 85% спроса на сельскохозяйственную
продукцию и занимал не менее 80% внутреннего
рынка продовольствия. По таким продуктам,
как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты,
яйца, картофель, важно иметь 100% обеспеченность,
а по маслу растительному, сахару, овощам
и фруктам – не менее 70%. Импорт продовольствия
не должен превышать 15-20% его реализации,
в противном случае создается угроза продовольственной
безопасности.
В сельском хозяйстве РБ в 2008 году было произведено продукции на сумму 25052 млрд руб. Причем сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - 68,6%, хозяйствами населения - 31,4%. Как я понимаю, это то, что поддается денежному учету, если учитывать и натуральное хозяйство, то последняя цифра значительно больше. Сельхозорганизации производят только 11.1% картофеля и 16,6% овощей, в то время как хозяйства населения и фермерские хозяйства, соответственно – 88,9% и 83,4%. Из этого можно сделать вывод, что сельское хозяйство в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах имеет растениеводческую направленность, а в сельскохозяйственных организациях – животноводческую.
В процессе реформ, с 1991 г. по настоящее время в республике было организовано более 6 тыс. крестьянских (фермерских хозяйств, но на сегодняшний день около 4 тыс. хозяйств этого типа прекратили свою деятельность.
Основное направление специализации – растениеводство (76%).
Удельный вес КФХ в общем объеме производства основных видов сельхозпродукции по республике остается незначительным и составляет менее 2%.
Рентабельность КФХ в среднем составляет около 15 и более процентов, тогда как в сельском хозяйстве в целом за 2009 год убыточность реализованной продукции растениеводства и животноводства составляла (-0,5%).
Удельный
вес продукции сельского
В
2010г. принято постановление Совета
Министров РБ от 18 февраля 2010г. № 227
«О некоторых вопросах развития и
поддержки личных подсобных хозяйств
граждан».
В настоящее время по абсолютному большинству сельхозпродукции на душу населения Беларусь – лидер среди стран СНГ. По производству зерна и молока на душу населения Беларусь занимает 4-е место в Европе, льна и картофеля – 1-е. В 2009 году экспорт продовольствия и сельхозсырья составил 2 млрд. дол. США. В 2010г. – примерно на $ 2,5 млрд. экспортировали продовольственных товаров только в Россию
Рост ВВП в 2009 г. в сравнении с 2008 г. – 1,3%, в 2010г. в сравнении с 2009г. – 2%.
Основа специализации аграрного производства – животноводство. По тому производству, которого мы достигли, очень высокий расход кормов, в 1,5-2 раза превышает европейские показатели.
Планируется:
- наращивать производство (10 млн. т молока и 2 млн. т мяса, 10 млн. т зерна, 8 млн. т картофеля, 6 млн. т сахарной свеклы, 60 тыс. т льноволокна);
- снижать себестоимость;
- реорганизовать АПК в крупные кооперативные организации (?);
-
реализовать нетрадиционные
-
улучшить генетические
- построить 476 молочно-товарных ферм, 56 свиноферм, 150 птицеферм в 2010-2015 г.г.;
-
совершенствовать кормовую
-
создавать новые сорта
-
применять экологически
- модернизация перерабатывающей промышленности;
-
применение новейших
4. Строительный комплекс – межотраслевая система, включающая организации, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения. Продукцией строительного комплекса считаются сданные в эксплуатацию здания и сооружения, производственные мощности и объекты социальной инфраструктуры.
В строительный комплекс входят:
-
подрядные и
-
предприятия промышленности
-
предприятия механизации и
-
проектно-изыскательские и
- строительные фирмы;
- биржи.
На строительный комплекс работает строительное и дорожное машиностроение.
На долю строительного комплекса в 2009 году пришлось 10,7% ВВП. В 2008 г. было занято 398,6 тыс чел. или 8,7% всех занятых. Более 70% общего объема подрядных работ выполняется фирмами негосударственного сектора экономики.
Строительный комплекс объединяет 4,5 тыс. строительных и ремонтно-строительных организаций, в том числе:
- 109 строительных трестов;
- 200 предприятий промышленности строительных материалов;
- более 40 проектных институтов;
-
около 20 научно-исследовательских
и конструкторско-
Управляют строительным комплексом:
-
Министерство архитектуры и
- Министерство транспорта и коммуникаций;
-
Министерство сельского
- Министерство промышленности;
-
Министерство связи и
-
Министерство энергетики ( ОАО «Белтрансгаз»,
ПО «Белтопгаз», ПО «Белэнерго»
Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства РБ, а потому именно данное министерство проводит государственную жилищную и технико-экономическую политику, осуществляет управление градостроительной деятельностью, контролирует проектные и строительные работы, регулирует деятельность промышленности строительных материалов.
Беларусь экспортирует строительные услуги – примерно 4% от общего объема экспорта услуг. Это перспективное направление внешнеэкономической деятельности. В РФ работают более 30 белорусских строительных организаций. Попутно экспортируются строительные материалы: цемент, керамика и др., всего около 3% объема экспорта. В 2009г. из-за падения спроса экспорт строительной продукции составил 52,3% при прогнозе на год -130% к уровню 2008г, а экспорт строительных услуг – 61,5% при прогнозе на год -120% к уровню 2008 г.
Продукция строительного
Деятельность
строительного комплекса обусловлена
проводимой в стране инвестиционной политикой
и необходимостью технического перевооружения.
Для повышения конкурентоспособности
продукции строительного комплекса утверждены
220 европейских стандартов на стройматериалы
и методы их испытания. Благодаря этому
предприятия-экспортеры получили право
наносить специальные маркировки на теплоизоляционные
материалы, трубы, плитку, цемент, блоки.
Принято 58 европейских стандартов
по расчету и проектированию строительных
конструкций.
5. Транспорт и связь – те отрасли НЭ, которые обеспечивают перемещение грузов и пассажиров и передачу информационных потоков.
Транспорт формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Транспортные издержки существенно влияют на себестоимость товара. Транспорт выступает важнейшим условием освоения природных ресурсов, он служит в некотором смысле материальной основой интеграционных процессов как между отраслями НЭ, так и на межгосударственном уровне.
Транспортный комплекс – совокупность различных видов транспорта, взаимодействующих, дополняющих друг друга для эффективного использования каждого вида.
Управление транспортным комплексом осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций РБ:
-
разрабатывает программы
-
обеспечивает взаимодействие
-
обеспечивает развитие
Непосредственное управление предприятиями железнодорожного транспорта осуществляет Белорусская железная дорога, предприятиями гражданской авиации – департамент по авиации, дорожным хозяйством – департамент «Белавтодор», городским транспортом - местная исполнительная власть.
Место и роль транспорта в экономике страны характеризуется следующими показателями:
- доля транспорта в ВВП – 6,6%;
- доля в структуре инвестиций в основной капитал – 7,9%;
- доля в числе занятых – 6,3%.
Транспорт – емкий потребитель сырья, топлива, отдельных видов промышленной продукции.
Транспорт как направление хозяйственной деятельности делится на транспорт общего пользования, который предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования делится на железнодорожный, автомобильны, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный, гужевой. Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприятия или объединения (концерна, ассоциации). Выделяют так же транспорт личного пользования (автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки).По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Информация о работе Хозяйственные комплексы национальной экономической системы