Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:43, автореферат
Актуальность темы исследования. Жилище является одним из важнейших материальных условий, необходимых человеку для нормального существования. В связи с этим исследование правового регулирования отношений, объектом которых выступает жилище, представляет существенный интерес.
Комплексное исследование правовых проблем владения и пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма обусловлено введением в действие нового Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), который кардинально изменил систему обеспечения граждан указанными жилыми помещениями.
5) право на восстановление нарушенных жилищных прав и их судебную защиту;
6) право на содействие соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления в приобретении (строительстве) или в получении жилого помещения.
3. Обоснован вывод, что возникновение двусторонних обязательственных отношений по поводу владения и пользования жилым помещением государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма основано на сочетании следующих юридических фактов:
1) принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях социального использования;
2)
принятие решения о
3)
заключение договора
Только
сочетание перечисленных
4.
Необходимой предпосылкой
5.
Проведенное исследование
1)
цель договора социального
2)
в договоре социального найма
во многом ограничено
3)
договор социального найма
4)
предметом договора
5)
потребительские качества
6) наниматель жилого помещения по договору социального найма и члены его семьи несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма;
7)
договор социального найма
Новизна этого положения состоит в обобщении всех признаков, которые в совокупности характеризуют договор социального найма и позволяют отграничить его от иных схожих институтов.
6.
Договор об обмене жилыми
7.
Сделан вывод, что конструкция
договора социального найма
Практическая значимость результатов исследования. Практические выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, направлены на дальнейшее совершенствование правового регулирования отношений социального найма жилых помещений, а также правоприменительной практики.
Основные положения диссертации нашли отражение в девяти научных публикациях по теме исследования общим объемом 1,9 п.л.
Структура
диссертации обусловлена целью исследования.
Диссертация состоит из введения, четырех
глав, объединивших восемь параграфов,
а также списка использованных источников
и литературы.
II. Основное содержание диссертации.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет, цели и задачи диссертационного исследования, его методологические и теоретические основы, раскрывается научная новизна и практическая значимость диссертации, формулируются положения на защиту.
Первая глава "Становление и развитие российского законодательства, регулирующего владение и пользование жилыми помещениями" состоит из трех параграфов и посвящена изучению правовых форм и методов, которые использовались и используются в законодательстве России для регулирования отношений владения и пользования жилыми помещениями.
Первый параграф "Правовое регулирование владения и пользования жилыми помещениями в законодательстве Российской Империи". В дореволюционной России регулирование отношений владения и пользования жилыми помещениями осуществлялось в рамках гражданского законодательства. Указанные отношения оформлялись договором имущественного найма, условия которого определялись соглашением сторон. Большая концентрация населения в городах, а также недостаток жилья в начале XX в. повлекли за собой некоторое государственное вмешательство в регулирование гражданско-правовых отношений, складывающихся по поводу найма жилых помещений. В частности, в период 1916 – 1917 г.г. наймодателям было воспрещено повышать цены на жилые помещения. В предоставлении гражданам жилых помещений государство не участвовало.
Второй параграф "Правовое регулирование владения и пользования жилыми помещениями в советском законодательстве". После революции основным собственником жилищного фонда стало государство, в связи с чем жилищная потребность граждан, как правило, удовлетворялась за счет государственного жилищного фонда. До 80-х г.г. XX в. отношения владения и пользования жилыми помещениями регулировались нормами гражданского законодательства о договоре имущественного найма, который формально являлся возмездным и срочным. Фактически предоставление жилых помещений публичной формы собственности осуществлялось на основании распорядительных актов органов исполнительной власти. Договор должен был лишь оформлять уже возникшее право пользования жилым помещением. С принятием Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик 1981 г. и Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. отношения владения и пользования жилыми помещениями в основном стали регулироваться актами жилищного законодательства. Договор найма жилого помещения был выделен в качестве самостоятельного вида бессрочного гражданско-правового договора, но указанный договор на практике в большинстве случаев не заключался. Единственным основанием для вселения в жилое помещение публичной формы собственности являлся ордер, выдаваемый органами исполнительной власти. В диссертации делается вывод, что в советском государстве отношения владения и пользования жилыми помещениями в основном носили административно-правовой характер.
Третий параграф "Правовое регулирование владения и пользования жилыми помещениями в законодательстве РФ. Квалификация договора социального найма". Вплоть до 2005 г. владение и пользование жилыми помещениями регулировалось советскими и российскими нормативными правовыми актами. Автором изучено содержание использовавшихся в Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики" понятий "договор аренды жилого помещения" и "договор найма жилого помещения", а также прослежено изменение их сущности в связи с принятием части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
На современном этапе в соответствии с ГК РФ отношения владения и пользования жилыми помещениями могут оформляться договорами аренды, найма, социального найма и безвозмездного пользования.
На основе анализа структуры и содержания 34 и 35 глав ГК РФ сделан вывод, что договор социального найма, имея родовую принадлежность к договорам о передаче имущества во владение и пользование другим лицам, не является разновидностью договора аренды.
Автором не поддерживается распространенное в юридической литературе мнение, согласно которому договоры найма и социального найма являются системой договоров, состоящей из одного договорного типа и двух его видов. Социальный наем рассматривается в работе как самостоятельный тип гражданско-правового договора.
Обосновано
также мнение о том, что договор социального
найма, по которому жилое помещение предоставляется
малоимущему гражданину без взимания
платы за наем, не является разновидностью
договора безвозмездного пользования,
урегулированного в главе 36
ГК РФ.
Особое внимание уделено вопросу правового регулирования договоров найма и социального найма жилого помещения. Договор найма в основном регулируется нормами главы 35 ГК РФ. В отношении договора социального найма ГК РФ установлен приоритет жилищного законодательства. К договору социального найма применяются лишь отдельные нормы ГК РФ. Подробное правовое регулирование договор социального найма получил в новом ЖК РФ. В работе сделан вывод, что нормы ЖК РФ, регулирующие договор социального найма, явились результатом развития отечественного гражданского и жилищного законодательства как в дореволюционный и советский период, так и в период рыночных преобразований в России.
Вторая глава "Возникновение отношений владения и пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда социального использования" состоит из двух параграфов.
Первый параграф "Предоставление жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда социального использования как форма реализации права на жилище". В советский период до конституционного закрепления права на жилище содержание термина "право на жилище" отождествлялось, в основном, с понятием "право на жилую площадь". С принятием Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. указанное право в юридической литературе стало рассматриваться как комплексный правовой институт, который не может быть сведен исключительно к праву граждан на жилую площадь. В советский период предоставление жилых помещений публичной формы собственности всем нуждающимся в них гражданам являлось основной формой реализации права на жилище.
В диссертации анализируется право на жилище, закрепленное в статье 40 Конституции РФ, а также рассматриваются современные научные взгляды на указанный правовой институт. Автор полагает, что право на жилище по своей природе является сложным государственно-правовым институтом, относится к числу основных прав социально-экономического характера и имеет многоаспектный характер. На основе анализа норм Конституции РФ и ЖК РФ диссертантом выделены основные элементы конституционного права на жилище, совокупность которых дает возможность гражданам реализовать указанное конституционное право.
В ЖК РФ впервые получила законодательное развитие конституционная норма о предоставлении жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным категориям гражданам. В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным в установленном ЖК РФ порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, а жилые помещения государственного жилищного фонда - иным категориям граждан, признанным по установленным федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущие граждане пользуются жилыми помещениями по договору социального найма без внесения платы за наем, иные категории граждан плату за наем вносить обязаны.
Диссертант не соглашается с высказанным в юридической литературе суждением, согласно которому установленное ЖК РФ разграничение полномочий по предоставлению жилых помещений по договору социального найма между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления противоречит Конституции РФ. В работе обосновывается вывод, что законодатель вправе предусмотреть в специальном законодательном акте непосредственный порядок предоставления жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма различным категориям граждан. Вместе с тем, диссертантом отмечается, что бюджеты многих муниципальных образований имеют дефицит средств, в связи с чем очевидна необходимость оказания финансовой помощи муниципальным образованиям, которые не справляются с возложенными на них полномочиями по обеспечению жильем малоимущих граждан.