Военно-промышленный комплекс России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Военно-промышленный комплекс (ВПК), является ведущим звеном в системе жизнеобеспечения вооруженной организации государства (Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований). Он представляет сложную структуру, состоящую из множества отраслей, расположенных на всем географическом пространстве России. ВПК России прошел сложную историю формирования своей структуры и состава в различные периоды.

Содержание

Введение
I. Понятие и структура ВПК
II. География и факторы размещения отраслей военно-промышленного комплекса. Их краткая характеристика.
III. Конверсия ВПК в90-е годы.
IV. Современная конверсия ВПК.
V. Место ВПК в хозяйстве России.
VI. Развитие ОПК (Оборонно-промышленного комплекса).
VII. Внешнеэкономические связи ВПК.
VIII. Перспективы развития ВПК.
IX. Роль науки в развитие и участие в участие в модернизации ВПК.

Работа содержит 1 файл

курсач 4 курс.docx

— 1.32 Мб (Скачать)

Продукция:

  • Аккумулирует инвестиции, в том числе государственных холдингов, для приобретения предприятий ОПК у частных собственников, с их последующей реструктуризацией;
  • Осуществляет систематический мониторинг состояния оборонных предприятий, принадлежащих частным собственникам;
  • Проводит аналитические исследования состояния ОПК и тенденций его развития;
  • Внедряет современные технологии управления предприятиями оборонной отрасли;
  • Проводит стандартизацию основных бизнес-процессов на предприятиях Группы в соответствии с корпоративными стандартами управления;
  • Консолидирует финансовую информацию в формате прозрачном для инвесторов и партнеров.

Последние несколько лет российская экономика  испытывает существенный подъем по всем основным показателям. Последовательно, предприятие за предприятием, отрасль  за отраслью, происходит долгожданное оздоровление нашей промышленности и науки.

Значительные положительные изменения  наметились и в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), в который начали возвращаться специалисты, идеи и инвестиции.

Российский  сектор высоких технологий исторически  сосредоточен в ВПК. Известных российских технологий, разработанных вне ВПК, немного. Довольно успешно на нашем  внутреннем рынке сегодня работают фирмы, занимающиеся распознаванием и  антивирусной защитой, но они не могут  обеспечить того прорыва на мировые  рынки. Во многом деятельность успешных российских частных компаний основана на системной интеграции, заимствовании  чужих технологий, что и не позволяет  им выходить на мировые рынки. Ведь заимствование высокотехнологического инструментального средства приводит к технологической зависимости  от него, хотя зачастую оно не дает и  даже препятствует разработке нового и более эффективного решения  данной задачи. Необходимо работать над  собственными решениями, избегая зависимости  от интегрированных продуктов.

Почему  же за прошедшие десять лет не смогли реализовать потенциал ВПК на международных рынках?

Одна  из причин этого заключается в  сокращении затрат государства на оборону. И хотя у нас есть технологии, опережающие мировой уровень  на 15-20 лет, страна не можем выходить с ними на новые рынки, потому что  они запрещены международными соглашениями, представляя угрозу национальной безопасности многих стран. Многими из этих продуктов  интересуются даже американцы. У нас  есть ракеты с дальностью полета 1000 километров, а согласно международным  стандартом параметр дальности на должен превышать 300 километров. Поэтому нам  надо перестроить технологии в соответствии с жесткими нормами международного права в области торговли высокотехнологичными продуктами, и уже после этого  выходить с ними на мировые рынки.

Надо  разрешить ВПК создавать партнерские  и дочерние фирмы за границей. Даже при наличии всех необходимых ресурсов, для успешного выхода на мировые рынки российским фирмам нужна такая же инфраструктура, как и у зарубежных компаний. Достоинство нашего сектора высоких технологий – уровень разработок, его недостаток – неумение продавать свои технологии. Для продажи технологий на локальных рынках надо привлекать местные ресурсы: купить компанию или учредить свою, нанять местный персонал, хорошо знающий специфику данного рынка, и поставлять производственные разработки из России. На международном рынке высоких технологий уже присутствуют российские государственные компании, которым наше законодательство не разрешает открывать дочерние компании или покупать фирмы за рубежом. Мы должны вкладывать средства за рубеж. Предоставляя иностранным компаниям возможность работать в России, мы сами должны работать за границей, внося наши технологии как ноу-хау в уставной капитал открываемых там компаний.

Например, Россия и Индия уже ведут несколько  совместных проектов, таких как запуск малых спутников, на конверсионной  ракете СС-19, разработка крылатой ракеты, которая, пройдя успешные испытания, уже  продается на мировых рынках, разработка спутников дистанционного зондирования Земли, системы Интернет – торговли. Создание этих технологий ведется на собственные и заемные средства. Тормозит дело отсутствие внятной государственной  промышленной политики.

Сектор  высоких технологий – особая область, требующая особой поддержки со стороны  государства. Фактически предлагается реконструкция модели советского военно-промышленного  комплекса, которая включала комиссию ВПК, имевшую доступ к лидеру страны, отраслевые корпорации и Российскую академию наук. Между прочим, та система  была достаточно эффективна. В советское  время были созданы основы для  технологий, которые до сих пор  пользуются спросом на мировых рынках. Менеджмент советской науки тоже был вполне эффективен, благодаря  институту генеральных конструкторов, которые руководили проектами, отвечая  за их техническую часть, а партийные  менеджеры только обеспечивали ресурсы.

Но воспроизведение  этой системы сегодня практически  невозможно. Прикладные технологии вырастают  из фундаментальной науки. В советское  время функционирование обеспечивалось министерствами и ВПК, а генеральные конструкторы работали над конкретными проектами, определяя, какие именно технологии им нужны. Кто сегодня расставит приоритеты финансирования науки и проектных разработок?

Что же касается непосредственно программирования, то это – не отдельная наукоемкая отрасль, а просто техническая работа. Некоторые люди полагают, что российское техническое образование построено  неправильно. В 1996 году мы совместно  с американцами создавали крупную  фабрику по производству программного обеспечения. Американские партнеры анализировали  наши возможности и после тестирования сотрудников пришли к следующему заключению: «В России есть все возможности  для создания компании мирового уровня. Но, ни один из сотрудников, включенных в наш проект, не называет себя программистом. Они говорят о себе как о  математиках, физиках, механиках. И  их преимущество в том, что они  более пригодны не для исполнения поставленных задач, а для моделирования». Тысячи работающих в США индусов  занимаются кодированием, включены в  процесс производства, но для работника  высокотехнологичной компании не менее  важен и анализ, умение абстрагироваться от производственных процессов. Физика и математика, изучению которых так  много времени уделяется в  российских технических вузах, прививает  навыки построения абстрактных моделей.

К сожалению, тот совместный проект закрылся после  того, как приехала комиссия Счетной  палаты Конгресса США и спросила: «Как же мы будем отчитываться перед  избирателями? Ведь если Россия будет  заниматься этими разработками вместе с американскими компаниями, то ваши оборонные возможности только увеличатся?». Кооперированное производство –  иллюзия. Многие специалисты полагают, что если у иностранных компаний есть возможности продавать, а у  нас есть возможности создавать  и производить новые технологии, то нам надо объединяться: они откажутся  от своих разработок, продавая наши продукты. Но никто не станет покупать отдельную технологию. Если за ней стоит возможность завтра или послезавтра занять нишу на рынке, то ее купят вместе с компанией. В ином случае она просто никому не нужна, пусть даже она лучше всех существующих. Повторю, что зарубежный успех российских высокотехнологичных компаний был основан на организации производственного центра в России и продажи товара за границей через местных дистрибьюторов.

«Я считаю, что у российского сектора  высоких технологий до сих пор  есть и потенциал, и технологии, и  воспроизводство научной базы, и  успешные компании, т. е. – основа для  роста и завоевания зарубежных рынков. Более того, на рынках вооружений Россия и сейчас зарабатывает миллиарды  долларов, лучше других, разрабатывая сложные продукты. Но для форсированного развития наукоемких отраслей необходимо сформулировать государственную промышленную политику, ориентированную на экспорт  российских высокотехнологичных продуктов, поскольку сегодня платежеспособного  спроса внутри страны нет. (С.Иванов)

Что касается стратегических разработок НПО «Машиностроение», то сейчас мы на свои средства закончили  оборудование ракеты СС-19 и предлагаем ее как носитель для запуска космических  нагрузок. Причем, с этой целью мы финансируем космодром «Свободный»  на Дальнем Востоке, содержание которого значительно дешевле, чем космодрома «Байконур» в Казахстане. Всем известно, что сегодня у государства  не хватает денег, чтобы полноценно развернуть производство ракеты «Тополь». Когда в НПО «Машиностроение» проектировались эти ракеты, то предполагалось, что уже через десять лет они  будут сняты с производства. Но оказалось, что эти сложные технические  системы долговечны даже при том, как быстро развиваются технологии. Например, спроектированная нами еще в 1960-х годах ракета «Протон» в ближайшие тридцать лет не потеряет свою актуальность. Поэтому мы используем эти ракеты для запуска спутников.

Сегодня динамично развивается рынок  спутников дистанционного зондирования Земли, также связанный с программированием  и распознаванием образов, появляется спрос на малые спутники, которые  мы и запускаем с этой ракетой. Кроме этого проекта, мы, заключив контракт с «Интерспутником», экспортируем услуги связных спутников. Существует региональный спрос на малые спутники стоимостью не 200-300 миллионов долларов, а 20-30 миллионов долларов за запуск. Потребители таких спутников  – страны СНГ и Африки. Сейчас мы как раз выполняем контракт по запуску двух таких спутников.

 

Развитие ОПК (Оборонно-промышленного комплекса).

 «В современных условиях уровень безопасности напрямую зависит от военно-технического потенциала страны. Тенденции экономического роста России таковы, что, достигнув к 2010 г. уровня 1990 г. (при среднегодовом приросте ВВП не менее 4,4%), структура ВВП не станет кардинально иной, основную его часть будут составлять товары и услуги рыночного сегмента экономики.

Существенно сократится и доля наукоемкой военной  продукции. Это притом, что количественные показатели к 2020 г. окончательно потеряют свое значение. Например, весь прирост  ВВП США через 10 лет будет обеспечен  за счет прироста качественно новой  наукоемкой продукции и услуг, а  масштабы (объем ВВП страны) будут  иметь второстепенное значение. Неизбежность перехода количества в качество необходимо понимать уже сегодня, планируя в  России, например, военные НИОКР, рассчитанные на 15-20 лет, или подготавливая иные долгосрочные военно-технические программы. Пока делаются, к сожалению, первые шаги в этом направлении. При этом следует сделать оговорку, существенную для национальной и военной безопасности страны: никто не может гарантировать внешней безопасности и внутренней стабильности, т.е. благоприятных условий для развития России на 20-25 лет. Скорее наоборот, весь опыт мирового развития и истории РФ показывает, что такой передышки не будет.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что основные проблемы эффективного функционирования ОПК лежат в  области реализации концепции его  развития, в определении роли и  места оборонной промышленности в макроэкономике государства в  целом, в его технологическом  базисе, в пробелах законодательства.

В настоящее  время на государственном уровне стратегические решения в области  политики развития оборонной промышленности приняты. Решение этих задач может  быть только на пути создания системы  эффектного управления ОПК как неотъемлемой составной части экономики государства  с учетом опыта, накопленного в оборонном  комплексе страны за многие десятилетия  его работы. Это позволит обеспечить единство, как в разработке, так  и в реализации государственной  политики не только в области заказов  вооружения, но и в области развития оборонно-промышленного комплекса, военно-технического сотрудничества, мобилизационной подготовки, ресурсного обеспечения и материально-технических  резервов науки и технологий.

При этом очень важно обеспечить строгую  координацию деятельности всех силовых  структур, которые реализуют свою военно-техническую политику в рамках государственного бюджета». (Владимир Лутовинов, доктор философских наук, профессор, полковник)

 

Внешнеэкономические связи ВПК.

        «Разрушение кооперации и технологических связей между предприятиями ВПК, отсутствие оборотных средств, неэффективность менеджмента привели к тому, что ВПК в начале 1990-х годов как единый научный и производственный организм практически перестал существовать. Стала очевидна необходимость оптимизации предприятий промышленности и объединения их в вертикально-интегрируемые структуры. Эта реорганизация позволяет создать эффективную систему управления ВПК, сконцентрировать финансовые ресурсы, организовать кооперацию между производителями комплектующих изделий, обеспечить сбыт финальной продукции по максимальным ценам и сохранить контроль государства за отраслью. Такие холдинги уже появились. Их не так много, как хотелось бы, но они успешно функционируют.

В начале этого года Указом президента была создана «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»), которая  объединила наших крупнейших производителей авиационной техники, в том числе  военного назначения – ФГУП «МиГ», ОАО «Сухой» и др. Выполнение Указа  президента по созданию ОАК предполагает решение еще одной острой проблемы. При создании холдинговой структуры  необходимо дать возможность заключать  самостоятельные контракты с  зарубежными покупателями и дочерним предприятиям, которые стали таковыми после вхождения в состав холдинга по решению президента и ранее  обладали указанными правами. Логично, что производитель боевых машин  их реализует, а головные структуры  холдинга при этом осуществляют управление и контроль. Эта сфера сейчас жестко регламентируется: решение о предоставлении организациям права на осуществление  деятельности в сфере ВТС в  отношении продукции военного назначения и о лишении такого права принимается  лично президентом страны по представлению  правительства на основании соответствующей  лицензии.

Холдинги  формируются АО, контрольный пакет  акций которых принадлежит государству.

При этом, имея собственные контракты с  зарубежными покупателями, указанные  дочерние предприятия имеют возможность  сохранить контракты, которые уже были заключены или могут быть подписаны в дальнейшем. В России успешно формируются военно-промышленные холдинги.

В системе  ПВО эта структура уже существует – «Алмаз-Антей». В авиастроении – ОАК. Создается холдинг в  судостроении. Готовится решение  по образованию аналогичной структуры  в сфере радиоэлектроники и других отраслях оборонной промышленности. На первом этапе предполагается создать  около 17 таких структур.

Информация о работе Военно-промышленный комплекс России