Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:00, контрольная работа
Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта.
Введение………………………………………………...............................................2
Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике ………………4
1.1 Структура транспортного комплекса России………………………………….5
1.2 Железнодорожный транспорт…………………………………………………..6
1.3 Автомобильный транспорт……………………………..……………….............7
1.4 Водный транспорт……………………………………………………………….8
1.5 Трубопроводный транспорт……………………………………………………..8
1.6 Воздушный транспорт…………………………………………………………...9
Глава 2. Развитие и размещение транспортного комплекса РФ…………………10
2.1 Железнодорожный транспорт………………………………………………….12
2.2 Автомобильный транспорт…………………………………………………….13
2.3 Морской транспорт……………………………………………………………..14
2.4 Речной транспорт……………………………………………………………….17
2.5 Трубопроводный транспорт……………………………………………………18
2.6 Воздушный транспорт………………………………………………………….20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития транспорта России………………..21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………...28
Третье место занимает Северный бассейн (или бассейн Северного Ледовитого океана — 15,0% отправленных грузов), перевозящий грузы четырёх прилегающих к нему экономических районов: Северного, Уральского, Западно- Сибирского и частично Восточно-Сибирского. Суда этого бассейна выполняют перевозки грузов для населения и предприятий всего побережья Крайнего Севера, т.е. осуществляют большой каботаж между такими арктическими портами, как Тикси, устьями рек Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы и портом Певек.
В бассейне Северного Ледовитого океана выделяются два порта — Мурманск на побережье Баренцева моря и Архангельск в Белом море. На их долю приходится более половины грузооборота всего бассейна. Архангельск - специализированный лесоэкспортный порт России. Мурманск — единственный незамерзающий порт России на севере.
Важное значение для обеспечения районов Крайнего Севера России имеют порты Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек, расположенные на трассе Северного морского пути. В наиболее грузонапряженном западном секторе Севморпути (Мурманск—Дудинка) с помощью атомных ледоколов налажена круглогодичная навигация. На восточном участке (от Диксона до бухты Провидения) навигация ведется эпизодически.
Балтийский бассейн занимает примерно такое же место по отправлению грузов, как и бассейн Северного Ледовитого океана (14,5%). К нему тяготеют Северо-Западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей.
Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, Калининград и самый крупный и универсальный российский порт на Балтике — Санкт-Петербург. Меньший грузооборот имеет Калининградский порт. Однако его значение для обеспечения транспортных связей анклавной Калининградской области с основной территорией России трудно переоценить. Для обеспечения внешнеторговых транспортных связей России через Балтийское море около Санкт-Петербурга в Лужской губе запроектировано строительство нового крупного морского порта.
К Каспийскому бассейну (всего 0,4% отправленных грузов) примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономические районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми морскими бассейнами Европейской части России. Здесь действуют два относительно крупных порта: Махачкалинский и совмещенный морской и речной Астраханский.
Возведена первая очередь глубоководного порта Оля. В связи с повышением уровня Каспийского моря в работе каспийских портов, особенно Махачкалинского, наблюдаются значительные трудности.
Очень
нерациональна структура
2.4
Речной транспорт
Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер.
Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).
В России насчитывается более 100 тыс. рек, имеющих общую протяжённость около 2,5 млн. км, из них свыше 500 тыс. км пригодны для судоходства.
Различаются магистральные речные пути, обслуживающие международные связи, межрайонные, обеспечивающие перевозки грузов и людей между крупными районами внутри страны, и местные, обеспечивающие внутрирайонные связи.
Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей в России в последние десятилетия сокращается и в настоящее время составляет 89 тыс. км, также на речном транспорте постоянно сокращается средняя дальность перевозки 1 т груза и в настоящее время с учетом всех видов речных сообщений она составляет менее 200 км.
Внутренние судоходные водные пути относятся к разным речным бассейнам.
Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.
Большая
часть оборота речного
Большое значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении районов пионерного освоения, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали. В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, уменьшается количество причалов.
Волжско-Камский бассейн, обслуживающий экономически наиболее развитые и плотно заселенные районы европейской части России, — главный. На него приходится свыше 1/2 грузооборота всего речного транспорта страны.
Подавляющая часть перевозок в этом бассейне осуществляется по Волге, Каме и каналу имени Москвы. Наиболее крупными портами бассейна являются: три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.
На втором месте по объему выполняемой работы стоит Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. Здесь крупными портами выступают Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги.
Третьим по важности является воднотранспортный бассейн европейского Севера. Главной магистралью бассейна является Северная Двина с притоками Сухоной и Вычегдой. Ведущим портом бассейна выступает Архангельск.
Важное значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии играют Лена и расположенный на ее пересечении с БАМом порт Осетрово.
Стержнем
воднотранспортной системы является Единая
глубоководная система европейской части
России общей протяженностью 6,3 тыс. км.
В нее входят глубоководные участки Волги
(от Твери до Астрахани), Камы (от Соликамска
до устья), Москвы-реки, Дона и межбассейновые
глубоководные соединения — Московско-Волжское,
Волго-Балтийское, Беломорско-Балтийс-кое,
Волго-Донское. Составляя лишь 6% от общей
протяженности внутренних водных путей,
данная система выполняет свыше 2/3 всей
перевозочной работы речного транспорта
страны. На водных путях Единой глубоководной
системы обеспечиваются гарантированные
глубины до 4—4,5 м.
2.5
Трубопроводный транспорт
Современная
сеть магистральных нефтепроводов
России имеет протяженность 48 тыс. км и
образует несколько систем. Из основных
нефтедобывающих районов (Западная Сибирь
и Урало-Поволжский район) нефтепроводы
проложены: — в западном направлении:
Сургут—Тюмень—Уфа—Альметьевск—
К этим высокопроизводительным системам преобладающего широтного направления подключены нефтяные месторождения Республики Коми (нефтепровод Ухта—Ярославль), Северного Кавказа (Грозный—Тихорецк), Казахстана (Новый Узень—Гурьев—Самара и Гурьев—Орск—Уфа) и др. На Дальнем Востоке проложен нефтепровод через Татарский пролив Оха— Комсомольск-на-Амуре.
В
связи с освоением новых
Сеть
нефтепродуктопроводов имеет
Газопроводный транспорт — самый молодой вид транспорта. Первые магистральные газопроводы были построены в годы Великой Отечественной войны. Особенно быстро газопроводный транспорт развивался в 70—80-е годы, достигнув максимальной протяженности (149 тыс. км.) в 1991 г.
Начало
строительства магистральных
В
начале 60-х годов при строительстве
газопроводов Краснодарский край—
Ростов-на-Дону—Серпухов—
С
начала 70-х годов основные районы
строительства магистральных газопроводов
сместились на север страны, где были сооружены
газопроводы Медвежье—Надым—Ухта—Торжок—
На
Дальнем Востоке построен газопровод
от месторождений природного газа Северного
Сахалина до Комсомольска-на-Амуре. Небольшие
по протяженности газопроводы действуют
также в Якутии (от Усть-Вилюйского месторождения
на Якутск) и на севере Восточной Сибири
(от Мессояхского месторождения на Норильск).
2.6
Воздушнй транспорт
География воздушных перевозок пассажиров определяется прежде всего характером заселения и освоения отдельных частей страны, территориальной организацией систем городского расселения, размещением крупных курортных зон, масштабами и направлениями международных поездок.
В
90-х годах произошло
Наиболее массовые и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центральноазиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит пассажиров параллельно почти всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются в восточном (Сибирь и Дальний Восток) направлении.
Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва.
На
четыре московских аэропорта (Шереметьево,
Домодедово, Внуково и Быково) приходится
30% (данные 1994 г.) всех отправлений пассажиров
воздушным транспортом России. Крупными
(более 500 тыс. отправлений пассажиров
в 1994 г.) авиатранспортными узлами являются
также Санкт-Петербург (Пулково) — второй
по значению после Москвы, Уфа, Самара,
Екатеринбург (Кольцове), Минеральные
Воды, Сочи — в европейской части страны,
Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск
(Толмачово) — в Западной Сибири, Красноярск
и Иркутск — в Восточной Сибири, Хабаровск
и Владивосток — на Дальнем Востоке.
3. Проблемы и перспективы
развития транспорта
России