Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:00, контрольная работа
Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта.
Введение………………………………………………...............................................2
Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике ………………4
1.1 Структура транспортного комплекса России………………………………….5
1.2 Железнодорожный транспорт…………………………………………………..6
1.3 Автомобильный транспорт……………………………..……………….............7
1.4 Водный транспорт……………………………………………………………….8
1.5 Трубопроводный транспорт……………………………………………………..8
1.6 Воздушный транспорт…………………………………………………………...9
Глава 2. Развитие и размещение транспортного комплекса РФ…………………10
2.1 Железнодорожный транспорт………………………………………………….12
2.2 Автомобильный транспорт…………………………………………………….13
2.3 Морской транспорт……………………………………………………………..14
2.4 Речной транспорт……………………………………………………………….17
2.5 Трубопроводный транспорт……………………………………………………18
2.6 Воздушный транспорт………………………………………………………….20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития транспорта России………………..21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………...28
Содержание
Введение………………………………………………....
Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике ………………4
1.1 Структура транспортного комплекса России………………………………….5
1.2 Железнодорожный
транспорт…………………………………………………..
1.3 Автомобильный
транспорт……………………………..………………..
1.4 Водный
транспорт………………………………………………………
1.5 Трубопроводный
транспорт…………………………………………………….
1.6 Воздушный
транспорт………………………………………………………
Глава 2. Развитие и размещение транспортного комплекса РФ…………………10
2.1 Железнодорожный
транспорт………………………………………………….
2.2 Автомобильный
транспорт…………………………………………………….
2.3 Морской
транспорт………………………………………………………
2.4 Речной
транспорт………………………………………………………
2.5 Трубопроводный
транспорт……………………………………………………
2.6 Воздушный
транспорт………………………………………………………
Глава 3. Проблемы и перспективы развития транспорта России………………..21
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………...
Введение
Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт" понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность.
С появлением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых назначение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли — все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта.
Современный
транспорт представляет собой единую
(в социально-экономическом
Но переживаемая страной экономическая и политическая нестабильность осложняет финансовое положение транспорта. Продолжается падение объема перевозок грузов и пассажиров, что связано с экономическим спадом в грузообразующих отраслях народного хозяйства и низкой платежеспособностью населения.
На
сегодняшний день российская экономика
находится в глубоком кризисе, и
одной из важнейших задач ее является
интеграция в мировую экономическую
систему, основу которой составляют глобальные
рынки товаров и услуг, которые функционируют
в условиях рыночной конкуренции на внутри-
и межгосударственном уровнях. Рынок транспортных
услуг наряду с информационным и финансовым
рынками обеспечивает жизнедеятельность
и устойчивость функционирования всей
системы. Транспорт является важным связующим
звеном в экономике Российской Федерации,
без которого невозможно нормальное функционирование
ни одной отрасли хозяйства, ни одного
региона страны. Стабилизация положения
в экономике, ее подъем невозможны без
решения основных проблем транспортного
комплекса. Развитие рыночных отношений
в транспортном комплексе выдвигает задачу
более тесной координации работы всех
видов транспорта между собой. Переход
на рыночную экономику создаёт благоприятную
среду для внедрения прогрессивных идей
и принципов логистики. Одним из её основных
компонентов является кооперация различных
видов транспорта в рамках комбинированных
перевозок. Это позволит эффективно использовать
технические, экономические и экологические
преимущества разных видов транспорта,
что обеспечит удовлетворение интересов
государства, которые заключаются в сокращении
импортных транспортных услуг, а значит,
и в дополнительном поступлении налогов
в казну, и негосударственных компаний-участников
получение дополнительного рынка сбыта
и прибыли от перевозок. В последние годы
актуальность развития комбинированных
перевозок в России возросла. За последние
6 лет объёмы международных автомобильных
перевозок в стране увеличились более
чем в 6 раз. При этом доля перевозок, осуществляемая
российскими перевозчиками, уменьшилась
за тот же период в 3 раза. Переход на рыночную
экономику создал новые и усугубил уже
имеющиеся проблемы в сфере данных перевозок,
основными из которых являются стандартизация
технических средств, модернизация и развитие
терминалов, внедрение нового оборудования
и т.д. В частности, в международных автоперевозках
остро стоит проблема незаконного, в нарушение
международных договоров, внедрения перевозчиков
ряда иностранных государств на рынке
внутрироссийских автомобильных перевозок.
Перспективы же развития комбинированных
перевозок очевидны. Это позволит сохранить
автомобильные дороги России, значительно
улучшить экологию окружающей среды и
криминогенную обстановку в пути следования,
ликвидировать “пробки” на пунктах таможенного
контроля, привлечь дополнительные объёмы
перевозок главным образом на железную
дорогу, снизить издержки на транспортировку
грузов различными видами транспорта,
а значит, повысить доходы всех задействованных
субъектов грузовладельцев, экспедиторов
и перевозчиков, то есть всего транспортного
комплекса.
1. Структура и роль
транспорта в современной
экономике
Большую роль в экономике играет инфраструктурный комплекс, важной частью которого является коммуникационная система. Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых – перемещение в пространстве информации, энергии, людей и других разнообразных веществ.
Транспорт образно называют кровеносной системой экономики, основными задачами которого являются:
1) обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны;
2)
своевременное и полное
3) повышение экономической эффективности.
С помощью какого-либо одного вида транспорта решить эти задачи невозможно. Поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют, дополняют друг друга, образуя транспортный комплекс (единую транспортную систему).
Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материального производства и выступает как самостоятельная отрасль народного хозяйства страны. Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства.
Транспорт играет огромную роль в рациональном размещении производительных сил, освоении новых территорий, совершенствовании территориального разделения труда не только между районами РФ, но и мирового хозяйства.
Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной транспортной системой. Комплексное развитие регионов невозможно без развитой системы транспорта.
Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства нужно учитывать потребность в перевозках, массе исходных материалов и готовой продукции, их
транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и тд. В зависимости от влияний этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий.
Транспортные составляющие в стоимости производимой продукции составляют около 13%, а в таких отраслях как черная металлургия, лесная, нефтеперерабатывающая, химическая, угольная эта величина достигает 50%.
В целом же издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около10% валового общественного продукта страны.
Влияние транспортного фактора на себестоимость проявляется следующим образом. От размера стоимости (ден. ед.) транспортировки продукции зависят и цены на различные товары. Наглядный пример этого сегодняшняя ситуация в России. После кризиса августа 1998 года «поползли» вверх цены на бензин в результате того, что нефтедобывающим компаниям было просто не выгодно поставлять нефть по низким ценам российским нефтеперерабатывающим заводам, что привело к росту цен на бензин. Рост цен на бензин привел в свою очередь к увеличению издержек транспортных предприятий, увеличению транспортных тарифов, а что в свою очередь привело к росту цен на продукты питания и другие товары народного потребления. Данный пример еще более точно демонстрирует взаимосвязь всех отраслей хозяйства.
Осуществляя производственные связи между отраслями хозяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступает как важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов страны.
Рациональное территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий и районов невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы.
Следовательно, транспорт выступает как одна из важнейших основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Роль транспорта заметно возрастает в период становления рыночной экономики, так как он обеспечивает перемещение товаров и услуг из одних районов в другие, а также способствует формированию межрайонного и общефедерального рынка. Особенно это касается России в период формирования рынка и становления на западный рыночный путь.
Здесь
транспорт выступает как
Транспортной
сети России должно придавать больше
значения, так как процесс производства
завершается именно тогда, когда товар
уже доставлен к потребителю, а в условиях
нашей страны с ее географическим пространством
и огромными расстояниями между центрами
расселения, регионами, различными участниками
хозяйственной деятельности, данное обстоятельство
приобретает особую значимость.
1.1 Структура транспортного
комплекса России
Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопроводным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.
Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния.
Автомобильный транспорт используется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и ценных малотоннажных грузов на средние и дальние расстояния.
Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий.
Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния.
Вместе все виды транспорта образуют транспортный комплекс страны.
Транспортный комплекс России включает 154 тыс. км магистральных железных дорожных путей, 748 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 75 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 62 тыс. км магистральных трубопроводов.
1.2
Железнодорожный транспорт
Железные дороги являются важнейшей составной частью транспортно-дорожного комплекса страны. Их протяженность равна 7 процентов всех железных дорог мира, но они обеспечивают 35 процентов мирового грузооборота и 15 процентов пассажирооборота, произведенного железнодорожниками в мире. Уровень интенсивности перевозок грузов по железным дорогам России в 4 раза выше, чем в США, в 10 раз, чем ФРГ и во Франции. Железнодорожный транспорт является наиболее часто используемым, так как имеет множество преимуществ.