Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:28, курсовая работа
Экономическое пространство рассматривалось как категория в контексте абстрактной экономической системы. Намеренно не уточнялись характеристики этой системы, ее тип развития. Это позволило, используя в качестве методологии исследования процессный подход, сформулировать общие теоретические основы функционирования экономического пространства. Предлагаемый подход достаточно универсален. Например, если необходимо учесть тип развития системы (индустриальный, постиндустриальный), достаточно отразить этот момент в структуре V-процесса, являющегося каркасом экономического пространства. Это же относится и к структуре национального хозяйства страны или отдельного региона, его специализации.
Приведем наше толкование факторов производства в контексте экономического объекта:
Во всех трех моментах мы видим процесс, обусловленный наличием определенных издержек на его поддержание, выступающий по форме потоком трансакций, а по содержанию предстающий как спецификация прав собственности на будущие результаты этого процесса. Говоря о спецификации прав собственности, мы имеем в виду хрестоматийное определение А. Оноре, где отношения собственности определяются «пучком прав» из 11 элементов:
Как таковые перечисленные выше факторы производства объективно существуют, они реальны вне зависимости от того, направлен на них экономический интерес субъекта хозяйствования или нет. Обратимся к теории трансакционных издержек Р. Коуза. Он отмечает, что под факторами производства обычно подразумевают нечто вещественное, а не право на выполнение определенных действий. «Если рассматривать факторы производства как права, становится легче понять, что право на действие… также является фактором производства» [76, с. 87]. Экономический же объект обретает реальность только в соотнесении экономических субъектов, их интересов и предполагаемых результатов их совместной деятельности. Отметим еще один принципиальный момент. Речь идет о продукте хозяйственного процесса (по Ю. Чунькову), т.е. о результате процесса. Если предположить, что результат процесса отсутствует, что вполне реально, так как экономические интересы участников процесса могут с течением времени стать противоположными или процесс согласования интересов сможет трансформировать будущий результат, который отличается от первоначального, то говорить о результате процесса как об объекте отношений неправомерно. Другими словами, планируемого результата процесса может и не быть, но сам процесс между экономическими субъектами вполне возможен. Отсюда следует важный вывод: объектом отношений между экономическими субъектами выступает экономический процесс.
Экономический процесс, порожденный интересами экономических субъектов, несет в себе элементы объективного и субъективного в их диалектическом единстве. Возникает вопрос: может ли экономический процесс иметь субъективную природу? Ответ однозначный – нет. Это обусловлено институциональной средой, в которой реализуется экономический процесс. Он может просто не начаться, если форма его протекания не будет соответствовать существующим институциональным рамкам. Экономический процесс развивается, если соотношение между издержками на его поддержание, обусловленными существующей институциональной средой, и будущими результатами, которые ожидаются участниками процесса, соответствует достигнутому уровню согласованности экономических интересов субъектов данного процесса. Экономический процесс имеет тенденцию к затуханию, если издержки на его поддержание в единицу времени увеличиваются быстрее, чем снижается ценность будущего результата процесса. Процесс прекращает свое существование, когда темп роста издержек превышает темпы снижения ценности будущего возможного результата.
По содержанию экономический процесс объективен, а по форме протекания субъективен в силу того, что, преломляясь через реальную хозяйственную деятельность, он предстает через совокупность хозяйственных процессов. При этом хозяйственная деятельность – объективный экономический процесс, что обусловлено действием экономических законов, но обладающая значительными элементами субъективного, что связано с различными формами представления хозяйствующих субъектов в реальной жизни.
Опираясь на вышеизложенные положения, сформулируем условия, которые являются необходимыми для возникновения экономического процесса:
Перечисленные условия необходимы для возникновения процесса, но не являются достаточными для его реализации. На наш взгляд, эти условия должны быть следующими:
Если принять перечисленные
необходимые и достаточные
В первом условии возникновения экономического процесса мы рассматриваем минимум два экономических субъекта. Это тот идеальный случай, когда определенный уровень согласованности их экономических интересов позволяет начать экономический процесс. Реально таких субъектов может быть больше. По меткому выражению Р. Коуза, если используются модели, не адекватные экономической практике, то теории, формирующие такие модели, относятся к «экономике классной доски». Попробуем избежать таких обвинений.
В случае если на один экономический объект направлены интересы нескольких субъектов, порождается процесс, называемый конкуренцией. В сути этого процесса лежат противоречия, обусловленные однонаправленностью экономических интересов разных субъектов на экономический объект. Разрешаются такие противоречия через уменьшение количества субъектов до числа, наилучшим образом обеспечивающего будущие возможные результаты совместной деятельности. Здесь уместно привести слова Ф. Хайека: «Конкуренция представляет собой процедуру открытия, узнавания нового – процедуру, присущую эволюции во всех ее формах, заставляющую человека помимо собственной воли вписываться в новые ситуации. И именно за счет возрастающей конкуренции, а не за счет солидарности повышается постепенно наша эффективность» [172, с. 38]. На наш взгляд, это определение носит скорее дескриптивный характер. Предлагается следующее определение конкуренции в контексте разрабатываемого процессного подхода к теории экономического пространства. Конкуренция – процесс, обусловленный отношением однонаправленности экономических интересов субъектов на экономический объект и имеющий целью выбор субъектов, способных увеличить вероятность получения желаемых результатов совместной деятельности.
Конкуренция объективно повышает эффективность экономического процесса и рассматривается нами как первый элемент экономического пространства.
Рассмотрим третий ключевой момент определения экономического процесса по К. Поланьи. Речь идет о форме существования экономического процесса через наличие отношения между актами индивидуального выбора, и здесь, на наш взгляд, требуется уточнение позиций. Столь общая трактовка не раскрывает сути взаимодействия, а с другой стороны, акт индивидуального выбора – понятие достаточно узкое, сам по себе акт выбора не подразумевает обязательной законченности процесса рыночного обмена. В любом случае, даже если процесс обмена состоялся, такой акт выступает лишь частным случаем более общего понятия – трансакции, введенного в научный оборот Дж. Коммонсом, который понимал под ним отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Таким образом, можно говорить о том, что экономический процесс по форме предстает потоком трансакций.
Анализ понятия экономического процесса с различных позиций позволяет сформулировать следующее определение. Экономический процесс – отношение между экономическими субъектами в данной институциональной среде по реализации своих экономических интересов, направленных на возможные результаты совместной деятельности. По содержанию экономический процесс представляет собой процесс спецификации прав собственности субъектами хозяйствования на предполагаемые и получаемые результаты деятельности. По форме экономический процесс – поток трансакций, инициируемый процессом согласования экономических интересов субъектов хозяйствования. Уровень согласованности экономических интересов определяется соотношением уровня трансакционных издержек одного субъекта хозяйствования и тем уровнем издержек, который имеет другой субъект в предположении первого.
Как отмечалось ранее, любой экономический процесс возможен только в рамках существующей институциональной среды, с другой стороны на эту среду воздействуют спонтанные экономические процессы, которые создают предпосылки изменения институциональной среды. Это взаимообусловленный процесс, источником которого выступает противоречие между содержанием и формой протекания экономической деятельности субъектов, с одной стороны, и фиксированными рамками институциональной среды – с другой. Изменение институциональной среды затрагивает интересы субъектов хозяйствования. Если эти интересы по форме не согласуются с ограничениями, сформированными институциональной средой, то субъект хозяйствования изменяет форму своей экономической деятельности, чтобы быть задействованным в общем экономическом процессе. Примером может служить такой факт. Когда доступ к телекоммуникационным технологиям был ограничен, существовали фирмы, оказывающие информационные услуги для установления хозяйственных связей. Это снижало трансакционные издержки организаций, которые пользовались информационными услугами. Быстрое развитие высоких технологий в сфере телекоммуникаций сняло ограничения на доступ к информации о потенциальных партнерах, и издержки на сторонние информационные услуги стали больше, чем те, которые бы организация несла, создав собственную информационную службу. Естественно, что фирмам, оказывающим посреднические информационные услуги, пришлось менять профиль своей деятельности.
Этот пример, несмотря на свою простоту, позволяет подойти к одному из главных свойств экономического процесса. Речь идет освойстве конгломеративности – поглощения одного экономического процесса другим. Результатом такого поглощения является формирование совокупного экономического процесса, обретающего свойства, отсутствовавшие у процессов, его порождающих. Действительно, трудно предположить, что в рамках конкретной экономической системы все субъекты хозяйствования разделены попарно и каждая пара имеет свой собственный экономический объект. Напротив, на экономический объект могут быть направлены экономические интересы многих субъектов, но это не означает, что экономические интересы субъектов направлены на один и тот же объект. Как правило, этот объект является виртуальным, ибо для каждого экономического субъекта он предстает в своем конкретном виде, что обусловлено спецификой экономических интересов каждого субъекта.
Ранее был сделан вывод
о том, что в качестве объекта
хозяйствующих субъектов
Назовем этот совокупный виртуальный
Остановимся подробнее на последнем условии. Оно наиболее трудновыполнимо. Еще И. Пригожин [131] предположил, что для макросистем, кроме обычного динамического времени, существует некое особое «внутреннее время», которое воздействует на систему в целом. Мы исходим из того, что каждый экономический процесс существует в своем экономическом времени. Это положение полностью соответствует теории экономического времени, представленной в исследовании А.Д. Леванова [87]. Мы согласны также с точкой зрения Е. Майминаса, считающего, что процессы «протекают в своем собственном, им характерном времени, идут со своим специфическим тактом, развиваются свойственными лишь им темпами» [101, с. 94].
Подобной точки зрения придерживаются некоторые экономисты (например, Я. Ферианц [167], Р. Белоусов [20] и др.), однако единое понимание этих процессов отсутствует, причем, соглашаясь в принципе с наличием пространственно-временного континуума, где происходят экономические процессы, сам механизм функционирования упомянутые авторы рассматривают с разных позиций. Например, Я. Ферианц [167, с. 40] допускает течение экономического времени назад, с чем мы принципиально не согласны, так как в этом случае нарушается причинно-следственная взаимосвязь в пространственно-временном континууме.
Информация о работе Теоретические и методологические основы исследования экономического пространства