Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение российского опыта создания и функционирования свободных экономических зон. Главными задачами при этом выступают:
- Исследовать сущность, историю организации и типы Современных Экономических Зон в РФ;
- Проанализировать состояние действующих Современных Экономических Зон на основе мирового опыта.
- На основе проведенного анализа выявить проблемы функционирования Свободных Экономических Зон в РФ.
Объектом исследования являются свободные экономические зоны РФ. Предмет исследования – порядок функционирования СЭЗ.
Введение……………………………………………………………………….
3
1. Характеристика свободных экономических зон в РФ...........................
5
Сущность, черты и классификация ....................................................
5
История организации свободных экономических зон в России…..
13
1.3. Типы свободных экономических зон, организуемых в России…..
17
2. Анализ действующих свободных экономических зон…………………
20
2.1. Мировой опыт и возможности его использования ..........................
20
2.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние и проблемы функционирования свободных экономических зон в РФ………………………………………………………………………...
27
Заключение…………………………………………………………………….
32
Список используемой литературы……………………………………………
Общая отличительная черта
ЭПЗ в развивающихся странах -
полный запрет или жесткая ограниченность
для них на торговлю продукцией,
произведенной в зоне, на внутреннем
рынке. Это касается даже бракованной
и излишней продукции. Не отличаются
большим разнообразием схемы
управления свободными экономическими
зонами. Если пренебречь несущественными
особенностями, то их можно свести к
двум моделям. Для первой характерно
негосударственное подчинение всех
СЭЗ центральному общегосударственному
органу. Например, в Южной Корее
и Тайване таким органом
Россия, в общем, переняла
этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо
инструмента модернизации экономики и привлечения в
страну иностранных
Таким образом, рассмотрение
мирового и отечественного опыта
создания свободных экономических
зон позволяет заключить
1. Мировая практика показывает,
2. Территории, наиболее благоприятные
для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное
положение, а также располагают развитой
транспортной,
3. Вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался недостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы.
2. 2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние
Как было показано в предыдущем параграфе, основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.
Управляющей компанией особых
экономических зон в РФ является
ОАО «Особые экономические
Однако, следует отметить неопределенное положение старейшей экономической зоны РФ СЭЗ « Находка».
СЭЗ "Находка", первая в России, была образована в октябре 1990 года.
Существуют главные
- выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);
- отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
- наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;
- достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв. км).[5]
Проект особой экономической зоны на базе порта Восточный в Находке будет разработан приморскими специалистами до конца года. После этого он будет отправлен на рассмотрение в правительство РФ. Развитие СЭЗ “Находка” сдерживается отсутствием реальных налоговых льгот и привилегий для привлечения иностранных инвестиций. Закон о свободных экономических зонах так и не был принят.
В городе
ведется работа по созданию
технологического парка,
Существуют немаловажные препятствия успеха действующих свободных экономических зон в России.
Трудности вызваны двумя основными
причинами. Первая - существует представление,
что у нас настолько
Вторая причина торможения СЭЗ
в России в отсутствии налоговых
льгот для участников СЭЗ. Без
этого никто в СЭЗ не пойдет.
Кроме налоговых льгот
В отношении вопроса о свободных зонах российское руководство до сих пор действовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ, организованных в начале 90-х годов, фактически лишились, сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций. Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т. е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата.
Принятие базового федерального закона о свободных зонах, учитывающего интересы развития как Федерации в целом, так и ее субъектов, можно считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного "строительства" здания СЭЗ.
Анализируя причины неудач в создании СЭЗ в России в период 1990-1998 гг. и торможения этого процесса, следует отметить главные узловые моменты:
- Особый статус получали
- Отсутствие до настоящего
- К неблагоприятным моментам, оказывающим
отрицательное воздействие на
иностранных инвесторов
- Сдерживающим фактором для
иностранных инвесторов
- Рост социальной напряженности
по регионам страны, вызванный
затяжным экономическим
Таким образом, можно констатировать,
что на начало 1999 года инвестиционный
климат и условия создания СЭЗ
в России по ряду основных параметров
не соответствуют требованиям в
этой сфере международной
Один из пробелов в экономической политике России – отсутствие долговременной стратегии развития СЭЗ. Кратчайший путь исправления недостатка – разработка федеральной программы создания и развития свободных экономических зон. По поручению правительства эту работу обязаны выполнить соответствующие министерства и ведомства на основе предложений региональных администраций и органов местного самоуправления, на территории которых предлагается создать СЭЗ. При утверждении этого документа в правительстве указываются источники финансирования затрат на создание объектов инфраструктуры, зданий и сооружений административного назначения. Представляется, что федеральная программа должна включать такие разделы:
- основные направления политики создания и развития СЭЗ;
- анализ функционирования СЭЗ на территории страны и меры повышения эффективности их деятельности;
- перечень существующих СЭЗ, а также планируемых зон с обоснованием необходимости их создания и развития;
- материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы, необходимые для реализации федеральной программы, в том числе за счет средств федерального бюджета, с распределением ресурсов по свободным зонам.
Будет справедливо, если при внесении
в Государственную думу законопроекта
о федеральном бюджете на очередной
год правительство будет
Правительство РФ может делегировать одному из федеральных органов исполнительной власти некоторые полномочия на осуществление государственного регулирования создания, функционирования и ликвидации СЭЗ. В обязанность этого министерства или ведомства по согласованию с другими органами государственной власти в центре и регионах должны входить разработка проекта федеральной программы, координация работы действующих зон и контроль за ними, внесение предложений о заключении международных договоров РФ в этой сфере.
Заключение
В первой главе работы
раскрыты понятия «СЭЗ», представлены
характерные черты СЭЗ: применение
различных видов льгот и
Во второй главе курсовой работы в результате анализа создания и функционирования СЭЗ выявлены и рассмотрены немаловажные препятствия успеха действующих свободных экономических зон в России. Во-первых, очаги свободного предпринимательства, к которым относятся и СЭЗ, себя оправдывают только в плановой экономике, где господствует централизованная форма управления. Во-вторых, в отсутствии налоговых льгот для участников СЭЗ. Без этого никто в СЭЗ не пойдет.
Информация о работе Свободные экономические зоны и их использование в РФ