Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение российского опыта создания и функционирования свободных экономических зон. Главными задачами при этом выступают:
- Исследовать сущность, историю организации и типы Современных Экономических Зон в РФ;
- Проанализировать состояние действующих Современных Экономических Зон на основе мирового опыта.
- На основе проведенного анализа выявить проблемы функционирования Свободных Экономических Зон в РФ.
Объектом исследования являются свободные экономические зоны РФ. Предмет исследования – порядок функционирования СЭЗ.
Введение……………………………………………………………………….
3
1. Характеристика свободных экономических зон в РФ...........................
5
Сущность, черты и классификация ....................................................
5
История организации свободных экономических зон в России…..
13
1.3. Типы свободных экономических зон, организуемых в России…..
17
2. Анализ действующих свободных экономических зон…………………
20
2.1. Мировой опыт и возможности его использования ..........................
20
2.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние и проблемы функционирования свободных экономических зон в РФ………………………………………………………………………...
27
Заключение…………………………………………………………………….
32
Список используемой литературы……………………………………………
Зоны свободной торговли (ЗСТ) также
широко распространены в мире. Наибольшее
развитие они получили в США. Их создание
предусмотрено специальным
К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины "дьюти фри" в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом.
Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.
Промышленно-производственные зоны создаются
на территории со специальным таможенным
режимом, где производится экспортная
или импортозамещающая
Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е годы прошлого столетия). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.
Сервисные зоны представляют собой
территории с льготным режимом предпринимательской
деятельности для фирм и организаций,
оказывающих различные
К числу сервисных зон относятся
оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые
гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей
благоприятным валютно-
Главное требование от компании, зарегистрированной
в оффшорной зоне, претендующей на
получение налоговых и иных льгот,
- не быть резидентом страны, где находится
оффшорный центр и не извлекать
на его территории прибыль. Налоговые
гавани отличаются от оффшорных зон
тем, что в них (в НГ) все фирмы
(как местные, так и иностранные)
получают налоговые льготы на все
или некоторые виды деятельности.
В настоящее время в мире насчитывается
более 300 оффшорных центров. Среди
них налоговых гаваней - около 70.
К числу стран, где уже давно
функционируют оффшорные
Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). Льготной режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Оффшорный бизнес концентрируется в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.[10]
Деятельность оффшорных зон
оценивается специалистами
Комплексные свободные экономические зоны появились сравнительно недавно, в начале 1980-х годов. Отличие комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, "открытые районы" КНР, а также бразильскую зону "Манаус", территорию "Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах[10]. Если говорить о затратах на создание СЭЗ, то они существенно различаются, так как зависят от типа СЭЗ. Самыми дорогими являются промышленно-производственные зоны. Комплексное обустройство одного квадратного километра зоны экспортного производства в Европе (при территории СЭЗ выше 3 км2) может составлять до 50 млн. дол. Срок окупаемости затрат на создание промышленно-производственных зон составляет 5-7 лет.
Данные таблицы 1(Приложение 1) показывают, что при создании СЭЗ на развитие инфраструктуры и производственное строительство направляются существенные финансовые ресурсы.
Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых "евро регионов" как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Евро регион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом.
1.2. История организации СЭЗ в России
Процесс создания свободных
зон в нашей стране,
На первом этапе (конец 80-х
- 1990 г.) происходило зарождение самой
К началу 90-х годов государственная
концепция свободных зон
В 1990-91 гг. Совет Министров или Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус. Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного капитала (росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине), они не были до конца продуманы ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям.
Руководство России оказалось под массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов добивались образования на своих территориях свободных зон. Такая активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с кризисными процессами, отгородиться с помощью статуса зоны от массы различных проблем, нахлынувших, как им представлялось, из центра.
В конце 1991-начале 1992 гг., когда
российское руководство приняло
курс на широкое открытие экономики
в целях ее стабилизации, выборочная либерализация
Такая неопределенность в
Тем не менее, к началу 1993 г. в
правительстве возобладала линия на ликвидацию
"суперзон". Подготовленный проект
Закона РФ "О свободных экономических
На фактическое закрытие
ранее созданных зон были направлены решения, принятые
в июне 1993 г. законодательное урезание
предоставленных зонам
Такое развитие событий прежде всего отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.
Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих
законодательных решений,
Следует отметить, что
В июле 2005 года был принят
Федеральный закон «Об особых
экономических зонах в
С целью практической реализации принятого Закона в июле 2005 года создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), находящееся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Решение о создании особых экономических зон принимается Правительством Российской Федерации на основании итогов конкурсного отбора заявок на создание ОЭЗ, поданных субъектами Российской Федерации совместно с муниципальными образованиями, на территориях которых предполагается создание этих зон.
Первый такой конкурс был проведен Минэкономразвития России и РосОЭЗ в октябре–ноябре 2005 года и утвержден Правительством Российской Федерации. По итогам конкурса были утверждены четыре технико-внедренческие и две промышленно-производственные зоны.
В первой половине 2006 года начато создание инженерной и транспортной инфраструктуры на территории утвержденных особых экономических зон. Для этих целей в федеральном бюджете предусмотрены средства в размере 8 млрд. руб.[11]
17 марта 2006 года Госдума
приняла в первом чтении
1.3 Типы СЭЗ, организуемых в России
Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:
- комплексные зоны производственного характера;
- внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
- функциональные, или отраслевые
(технологические парки,
Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками:
- Комплексные зоны
Информация о работе Свободные экономические зоны и их использование в РФ