США в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Силовые возможности США трудно переоценить. После десяти лет непрерывного экономического бума их ВВП приблидается к 9 трлн. долл. Военная мощь страны превосходит совокупную военную мощь 10 крупнейших держав мира. Американские расходы на исследования и создание новых образцов военной техники превышают 36 млрд. долл. (следующие за ними европейские члены НАТО, вместе взятые, расходуют на эти цели 11,2 млрд. долл.). Даже самые осторожные пессимисты признают, что несказанно благоприятные стечения обстоятельств гарантируют США как минимум 20 лет мирового лидерства.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Экономика США. 5
1.1 Факторы и динамика экономического развития 5
1.2 Отраслевая структура экономики 7
1.3 Банковская система и финансовый капитал 9
1.4 Бюджетная политика США 13
Глава 2. США и окружающий мир. 18
2.1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда. 18
2.2 Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве 21
2.3 США как центр глобализации 26
Заключение 32
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

США в мировой экономике.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

 Одним из важных направлений  эволюции частного бизнеса США  стали поиски

 оптимальных размеров отдельных  предприятий и их сочетания в рамках

 компании. Усилилось несовпадение  концентрации производства и

 производительного капитала. Даже  в самых крупных по капиталу  корпорациях

 размер производства на одном  предприятии стал все больше  определяться

 границами эффективности.

 Вместе с тем существенную  роль продолжает играть малый  бизнес. Участие

 мелких и средних фирм  в экспорте США составляет  сейчас около 55%.

 В США существует множество  мелких и средних фирм. Многие  из них

 действуют самостоятельно, находя  свои ниши на рынке. Но и крупный капитал

 не оставляет их без внимания, учитывая повышенную маневренность  малого

 бизнеса, его гибкую адаптацию  к запросам рынка, возможность  экономии на

 многих видах издержек. Через  контрактную систему, субподряд,

 технологическую зависимость малый и средний бизнес привязывается к крупному

 как к устойчивому рынку,  источнику снабжения, финансирования, новой

 технологии.

 Растущую роль в ходе преобразования  американской экономики играет

 «рисковый капитал»: на мелкие  компании возлагается испытательная функция

 рискованных научных поисков,  отбор новшеств для ускорения  нововведений.

 Хотя доля небольших фирм  в общих затратах частного  капитала на НИОКР не

 превышает 5%, на их счету  в США около половины изобретений.  Инструментом,

 позволяющим мелким и средним компаниям взаимодействовать с крупными,

 является кредитная система  США.

 

 Кредитная система США является  наиболее развитой в мире и  представляет

 собой совокупность государственных  и частных кредитных институтов. Основным

 ее компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая

 функции Центрального банка  (создана в 1913 г.). ФРС состоит  из совета

 управляющих, 12-и федеральных  резервных банков, нескольких тысяч  банков-

 членов и созданных конгрессом, Федерального комитета по операциям на

 открытом рынке и Федерального  консультативного совета. ФРС осуществляет

 кредитно-денежную политику  государства, воздействуя на экономику  через

 сферу кредита и денежного  обращения. Важнейшими инструментами  кредитно-

 денежной политики являются операции с правительственными ценными бумагами

 на открытом рынке, расширение  или ограничение кредитов через  механизм

 учетной ставки и прямое  регулирование банковских резервов. В 1980 и 1982

 гг. Конгресс США принял законы  о дерегулировании финансовых институтов.

 Были устранены «потолки»  процентных ставок по депозитам,  унифицированы

 резервные требования для  банков и других финансовых  институтов, расширены

 возможности по привлечению  средств и т.д. В результате  усилились

 конкурентные начала в деятельности кредитных институтов и расширилась сфера

 регулирующих полномочий ФРС.

 В область деятельности банков  попали не только традиционные, но и новые

 виды операций, которые раньше  были прерогативой специализированных

 финансовых институтов: страховой бизнес, инвестиционные операции,

 брокерские сделки. Банковская  сфера «изобрела» новые формы  финансирования

 структурной перестройки экономики:  лизинг, факторинговые сделки,

 консультационный и информационный  сервис, кредитование комплектного

 строительства промышленных объектов «под ключ» с последующим участием в

 прибылях. Так, 45% финансирования  лизинга и 75% объема факторинговых

 операций обслуживают крупные  коммерческие банки.

 Главным направлением изменений  в структуре кредитно-банковской  системы

 США стала универсализация  самых мощных финансовых институтов. Они ломают

 традиционные ограничения в  межштатной экспансии, перегородки  между

 депозитно-кредитными и инвестиционными  операциями, сложившиеся принципы

 устройства банковских и  небанковских финансовых учреждений и их

 государственного регулирования.

 Повышение эффективности кредитно-банковской  сферы страны сопровождается

 бумом слияний финансовых  учреждений. За 80— 90-е гг. число  коммерческих

 банков США сократилось более  чем на 3 тыс. Они переросли в более крупные

 коалиции, контроль которых  распространяется не только на  отдельные отрасли,

 но и на всю национальную  экономику. Теперь друг с другом  конкурируют нью-

 йоркская (восточная) и калифорнийская (западная) укрупненные финансовые

 группы нового типа, делящие позиции внутри многих крупных корпораций разных

 отраслей и сфер. Вместо нефтяных, стальных, автомобильных «королей»

 появились  магнаты другого типа: их собственность  не привязана к

 определенным  отраслям, анонимна в связи с  использованием промежуточных

 финансовых  институтов, владеющих акциями и  распространяется на

 экономический  потенциал национальных масштабов.

 Экономический  рост США на рубеже столетий  породил ряд серьезных

 структурно-функциональных  проблем в дальнейшем развитии  банковской системы

 США.  К их числу относится и проблема  эффективного поддержания оборота

 денежной  наличности. Данные официальной  американской статистики

 свидетельствуют  о том, что в течение 90-х  годов общий объем ежедневно

 обращающейся  денежной наличности в американской экономике увеличился почти

 в 2 раза: если в 1990 г. он составлял  246,8 млрд. долл., то в 1998 г.

 достиг  величины порядка 460 млрд. долл. Прогнозы  развития платежной системы

 США показывают, что, несмотря  на внедрение новых средств  расчетов,

 наличность в ее прямом  проявлении — банкноты, монеты  и различные чековые

 платежные средства - не только  в перспективе не выйдут из  обращения, но и

 как прежде будут составлять  важнейшие компоненты национальных  платежных

 систем. Абсолютный рост денежной наличности, находящейся в обороте,

 сопровождался и ее относительным  увеличением (примерно на 1,5% в  период.

1990-1998 гг.), что напрямую связано  с высоким уровнем развития

 американской экономики, повышением  уровня жизни практически всех  слоев

 общества, общим ростом численности населения США. В ближайшее время следует

 ожидать ежегодного увеличения  объема наличности на 7% для территории  США и

13% для внешних потребителей  американской валюты.

 В 90-е годы продолжало увеличиваться  и значение чеков как платежных

 средств. Так, например, в  1996 г. на территории США было  выписано примерно

65 млрд. чеков на общую сумму  75 трлн. долл. По оценкам американских

 экспертов, количество чеков  ежегодно увеличивается на 3%.[1]

 Поэтому организационная структура  национальной системы налично-денежного

 обращения США и в дальнейшем  останется в целом прежней.  Ее развитие будет

 происходить за счет внедрения  новых форм и методов обработки  денежной

 наличности и внедрения в  соответствующих подразделениях  Федеральной

 резервной системы (ФРС) передовых технических решений, позволяющих достичь

 эффективного и бесперебойного  функционирования национальной  платежной

 системы.

 

1.4 Бюджетная политика США

 

 

 Первые полтора века существования  Соединенных Штатов федеральный  бюджет

 формировался полустихийно. В составе всей исполнительной власти не было

 органа, который должен был  бы сводить воедино ведомственные  заявки на

 расходы, анализировать их  соответствие реальным потребностям  этих ведомств

 и хозяйства страны и составлять  единый бюджетный проект. Рассмотренные

 разрозненно отдельными комитетами  конгресса заявки полумеханически,  без

 какой-либо координации или  общего волевого начала сводились  в единый

 документ, становившийся бюджетным  проектом. Размеры бюджета были  очень

 невелики: совокупные расходы за 1789-1849 финансовые. года. составили 1,1

 млрд. долл. (в текущих ценах), за 1850-1900 финансовые. года. - 15,5 млрд.

 долл. (огромная часть была  потрачена на Гражданскую войну), затем ежегодные

 размеры расходов федерального  уровня колебались между 525 млн. (1901

 финансовый год) и 746 млн.  долл. (1915 финансовый год), и только  в 1917

 финансовый год, в связи  с участием США в первой  мировой войне, они

 превысили 1 млрд. долл., увеличившись  до 18,5 млрд. долл. в 1919 финансовом

 году.

 По окончании войны расходы  уменьшились почти в 6 раз и  до 1934 году

 колебались в пределах 2-4,6 млрд. долл. в год. Мероприятия рузвельтовского

"нового курса" привели  к росту федеральных расходов  до 8,2 млрд. долл. в

1936 финансовый год, а вступление во вторую мировую войну потребовало их

 резкого дальнейшего увеличения  до 92,7 млрд. долл. в 1945 финансовом  году.

 С завершением войны расходы  резко сократились - до 29,8 млрд. долл. в 1948

 финансовом году.

 Качественно иной этап, как  отмечает американская бюджетная статистика,

 начинается с периода корейской  войны: после 1949 финансового года  рост

 бюджета (в текущих ценах)  происходит практически непрерывно. Увеличение

 расходов приобретает принципиально  иную окраску: эта тенденция  не

 прекращается и в "мирные" годы.

 Именно с этого периода  начинается и "регулярно-дефицитное" финансирование

 госрасходов США, завершившееся  только к 1998 финансовому году, когда

 размеры федеральных расходов  достигают 1,7 трлн. долл

 До 50-х годов нашего века  значительным дефицитом отмечены период

 Гражданской войны в США, 1917—1919 гг. (в совокупности более  23 млрд.

 долл.), 1931-1939 гг. (свыше 21 млрд. долл.) и 1940-1946 гг. (около 194

 млрд. долл.). После этого дефициты  нарастают — с различной скоростью  и с

 отклонениями в размерах ежегодного прироста, начиная с 1952 по 1992

 финансовые года - с 1,5 млрд. долл. до 290,4 млрд. долл., т.е. в среднем

 примерно на 7 млрд. долл. ежегодно.

 К числу конкретных причин  возникновения и быстрого роста  дефицитов,

 особенно после 1960-х годов, принято относить множество разнообразных

 факторов. Среди них наиболее  часто упоминаются два: рост  военных расходов

 США в связи с интенсивно  протекавшей холодной войной  и увеличение расходов

 на социальные программы,  быстрее всего происходившее в 1970-е годы.

 Соответственно, в рецепт быстрой  ликвидации дефицита федерального  бюджета

 многие американские (а иногда  и зарубежные) экономисты неизменно  включали в

 качестве основных две рекомендации: сокращение (или "упорядочение")

 расходов по статье "национальная оборона" и - обязательный пункт -

 сокращение социальных расходов (часто под ними подразумевались  расходы на

 социальное страхование).

 В первую очередь с завершением  холодной войны принято связывать  и успехи

 администрации Клинтона в  быстром достижении фактически уже к 1998

 финансовому году сбалансированных  бюджетных показателей. Необходимо,

 однако, отметить, что к настоящему  времени не произошло ни массированного

 сокращения затрат на военные  нужды, ни радикального уменьшения  масштабов

 социальных программ — хотя были проведены некоторые, и довольно

 значительные, корректировки в  той или иной категории федеральных  расходов.

 Иными словами, существенных  изменений в общей структуре  федерального

 бюджета, сложившейся в США  в последние десятилетия, внесено не было, и нет

 никаких оснований говорить  о кардинальных сдвигах в бюджетных  приоритетах.

 Поэтому первостепенную важность  приобретает вопрос о том, под  влиянием

 каких факторов развивался  и приобрел нынешние количественные  параметры и

 качественные характеристики федеральный бюджет США.

 В американской бюджетной  практике за последние десятилетия  трудно было бы

 обнаружить сколько-нибудь масштабный  пример непредвиденного развития

 событий. Все отклонения фактических  показателей от программ и прогнозов,

 как правило, умещались в  рамки допустимых погрешностей  или же заранее

 оговаривались в прогнозах  и объяснялись небывало сложными  сочетаниями

 изменений в динамике экономического  роста, в темпах инфляции, во

 внешнеполитических доктринах  администраций и т.д. Запрограммированные цифры

 по конкретным разделам бюджета  часто не совпадали с фактически  достигнутыми

 показателями за конкретный  период, причем расхождения, в  том числе и между

 предсказанными и реальными  размерами бюджетного дефицита, достигали

 несколько десятков миллиардов  долларов. Однако, в целом, поставленные

 бюджетно-политические задачи  выполнялись.

 Как уже упоминалось выше, в 1998 году был достигнут бездефицитный  бюджет.

 В истории США уже случилось  памятное процветание (prosperity) 20-х годов

Информация о работе США в мировой экономике