Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Содержание

Введение
1. Понятие и классификация миграций
1.1 Трактовка понятия «миграция». Виды миграций
1.2 На что влияет миграция населения
1.3 Как подходить к оценке миграционных процессов
2. Современная миграционная ситуация в России и ее государственное регулирование
2.1 Современная миграционная ситуация в РФ
2.2 Особенности Государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке
2.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы развития миграционной политики РФ
3.1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, стоящие перед государством на современном этапе исторического развития
3.2 Управление миграцией на федеральном уровне
3.3 Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач
3.4 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Реферат миграция.docx

— 66.07 Кб (Скачать)

Государственная политика в  области регулирования внутренних миграций в Российской Федерации  должна сочетать в себе интересы личности, общества и государства. Ее фундаментальными целями должны стать:

ü  защита прав и свобод граждан Российской Федерации, обеспечение наиболее полной

ü  реализации экономического потенциала индивидов;

ü  обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны,

ü  рациональное размещение населения на территории страны с учетом потребностей экономического развития страны; защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации.

В рамках реализации первой фундаментальной цели необходимо устранить (формальные и неформальные) административные барьеры внутренней миграции и обеспечить свободу передвижения граждан России и выбора ими своего места жительства и пребывания в пределах страны. Необходимо привести сложившуюся практику формальных и неформальных ограничений  внутренних переселений граждан  с помощью института регистрации  по месту жительства и месту пребывания в соответствии с нормами федерального законодательства.

Целесообразным также  представляется создание единого централизованного  информационного ресурса (информационной системы), которая бы отражала перемещения  граждан и их постоянное местонахождение, а также о предоставленных  им государственных гарантиях и  социальной поддержке. Создание подобной информационной системы позволит улучшить статистический учет внутрироссийских миграций, а также необходимо для  разработки и проведения эффективной  государственной региональной политики. Для реализации первой и второй фундаментальных  целей необходимо устранить экономические  барьеры миграции, то есть обеспечить финансовую возможность перемещения  трудовых ресурсов из трудоизбыточных  регионов в трудодефицитные, а также  решить проблему занятости и обустройства мигрантов на новом месте.

Необходимо разработать  меры государственной финансовой поддержки  отдельным категориям мигрантов.

Такие меры должны быть адресованы, прежде всего, гражданам, вставшим на учет в региональных органах занятости  населения и проживающих в  депрессивных регионах, а также гражданам, направляющимся в важные с точки  зрения интересов национальной безопасности регионы страны. Еще одно значимое ограничение внутренней миграции —  неразвитость институтов жилищного  рынка. Решение этой задачи может  быть обеспечено следующими методами:

ü  содействие широкому распространению и развитию института ипотеки;

ü  содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья;

ü  содействие созданию цивилизованного рынка аренды жилья;

Значимым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Повышению  миграционной подвижности индивидов  будет способствовать создание сети региональных (межрегиональных) информационно-правовых консультационных центров и бирж труда; формирования единого российского  банка вакансий (национального банка  вакансий) и национального банка  граждан, готовых сменить место  жительство (с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых компаний; создание федеральной системы учета  сведений о потребностях в рабочей  силе в различных регионах; содействие развитию кредитования под самозанятость  и мелкое предпринимательство.

В рамках реализации третьей  фундаментальной цели необходимо создать  условия для сохранения и дальнейшего  формирования населения в важных в геополитическом отношении  регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Меры государственной  политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической  политики в них.

Таким образом, повышение  внутренней мобильности населения  является необходимым условием для  обеспечения устойчивого социально-экономического развития России. При этом необходим  системный подход к регулированию  внутренних миграционных потоков и  организации взаимодействия федеральных  органов государственной власти с органов власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями  и бизнес-сообществом.

Цели и задачи миграционной политики Российской Федерации должны быть согласованы с прогнозами и  программами социально-экономического и демографического развития отдельных  территорий и субъектов Федерации.

В свою очередь, повышение  мобильности населения позволит более оперативно реагировать на вызовы, связанные с реализацией  политики модернизации экономики и  содействием устойчивому развитию России.[30]

В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределения  населения по территории страны в  целях сбалансированности спроса и  предложения на рынке труда. Оживление  национальной экономики, неизбежные при  этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного  перераспределения населения и  трудовых ресурсов в пределах страны, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья.

Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем  чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали фактором, способствующим позитивному развитию российского  общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и  здоровья населения при строгом  соблюдении международных обязательств Российской Федерации.[31]

Решение задачи по привлечению  мигрантов в соответствии с потребностями  демографического и социально-экономического развития включает в себя:

* совершенствование миграционного  законодательства Российской Федерации;

* разработку социально-экономических  мер по повышению миграционной  привлекательности территорий, из  которых происходит отток населения  и которые имеют приоритетное  значение для национальных интересов,  разработку и внедрение федеральных  и региональных программ, направленных  на создание благоприятных условий  для адаптации иммигрантов к  новым условиям и интеграции  их в российское общество на  основе уважения к российской  культуре, религии, обычаям, традициям  и жизненному укладу россиян[32]

 

3.4 Цели, принципы  и задачи регулирования миграционных  процессов в России

Основными направлениями  деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

1. В области оптимизации  внутренних миграционных процессов  и содействия эффективному использованию  трудовых ресурсов решение проблем  занятости населения и достижение  баланса между использованием  внутренних трудовых ресурсов  и привлечением иностранных работников

•    обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;

•    разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;

•    определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;

•    разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;

•    государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов;

•    развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;

•    использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

•    оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития России и Генеральной схемы расселения на территории РФ.

2. В области создания  условий для сохранения и дальнейшего  формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах  Российской Федерации

•    восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;

•    стимулирование миграции населения РФ, а также граждан государств – Участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы России;

•    проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.  Для достижения оптимального результата целесообразна скорейшая разработка и принятие Концепции государственной миграционной политики, которая призвана определить основные направления реализация государственной политики. Концепция должна выступать в качестве общего подхода, генеральной идеи, объединяющей все меры миграционной политики в непротиворечивую систему. Фундаментальной идей концепции должно стать понимание того, что миграция - это не зло, с которым нужно бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат государства, а благо для России.

Необходимо преодолеть закрепощенность  населения неразвитостью институтов жилищного рынка. Решение этой задачи может быть обеспечено следующими методами: содействие широкому распространению  и развитию института ипотеки; содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья; содействие созданию цивилизованного рынка  аренды жилья; государственная поддержка  девелоперских компаний (с учетом потребностей региона в населении  и рабочей силы). Должна быть обеспечена максимальная доступность жилья  на рыночных условиях для подавляющего большинства населения. Среднеоплачиваемый работник, нашедший работу в конкретном регионе, должен иметь возможность  на свою заработную плату найти приемлемое жилье и при этом не голодать, не ходить в обносках и не жертвовать образованием детей. Необходимо также  разработать механизм действенного обеспечения защиты частной собственности, прежде всего, жилищной, поскольку в  настоящее время владельцы жилья  часто отказывают квартиросъемщикам  в регистрации из-за боязни потерять жилье.

Создание эффективного рынка  жилья приведет к тому, что приоритетным при выборе места будет уже  наличие свободных вакансий в  данном регионе и предлагаемый уровень  зарплаты. Последнее позволит сформировать в России эффективный межрегиональный  рынок труда. Значимым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Как показывает анализ, в настоящее время во внутрироссийских миграционных потоках преобладает внутрирегиональной миграции (почти 60%). Следствием последнего является уменьшение влияния внутрироссийской миграции на выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов путем перераспределения рабочей силы между регионами. В итоге в современной России вместо "единого рынка труда" существуют относительно замкнутые, независимые и автономно развивающиеся региональные рынки труда. Кроме того, в России не существует развитой информационной базы об имеющихся вакансиях, значительная часть людей (особенно в регионах) вынуждено искать работу через друзей, знакомых, используя другие неформальные каналы поиска работы.

Повышению миграционной подвижности  индивидов будет способствовать создание сети региональных (межрегиональных) информационно-правовых консультационных центров и бирж труда; формирования единого российского банка вакансий (национального банка вакансий) и  национального банка граждан, готовых  сменить место жительство (с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых  компаний; создание федеральной системы  учета сведений о потребностях в  рабочей силе в различных регионах; содействие развитию кредитования под  самозанятость и мелкое предпринимательство. Важным представляется объединить усилия государственных служб и негосударственных  информационных посредников, в первую очередь на электронном рынке  трудоустройств. Основной задачей межрегиональных  трудовых центров должно стать предоставление гражданам-потенциальным мигрантам  информации о возможностях внутрироссийских переселений; о перспективных либо не рекомендуемых для расселения территориях и населенных пунктах; оказание поддержки переселенцам из неперспективных населенных пунктов, позволяющей мигрантам осознанно  и целенаправленно принимать  решение о переселении. В межрегиональных  трудовых центрах, а также территориальных  управлениях службы занятости должна быть база данных об имеющихся вакансиях  по всей стране, перечень ведущих предприятий  и организаций данного региона  с характеристикой их отраслевой структуры и профессионально-квалификационными  требованиями к работникам; перспективных  направлениях развития частного предпринимательства  и малого бизнеса. По возможности, банк данных должен включать сведения о  наличии и возможности получения  жилья, список. Поскольку в настоящее  время предприятия не всегда предоставляют  сведения об открывшихся вакансиях  в службу занятости, то, возможно, необходимо законодательно закрепить обязанность  компании при открытии вакансии предоставлять  информацию о ней в службу занятости.

Информация о работе Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы