Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 00:18, курсовая работа
Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.
Введение
1. Понятие и классификация миграций
1.1 Трактовка понятия «миграция». Виды миграций
1.2 На что влияет миграция населения
1.3 Как подходить к оценке миграционных процессов
2. Современная миграционная ситуация в России и ее государственное регулирование
2.1 Современная миграционная ситуация в РФ
2.2 Особенности Государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке
2.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы развития миграционной политики РФ
3.1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, стоящие перед государством на современном этапе исторического развития
3.2 Управление миграцией на федеральном уровне
3.3 Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач
3.4 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
Заключение
Библиографический список
Государственная политика в
области регулирования
ü защита прав и свобод граждан Российской Федерации, обеспечение наиболее полной
ü реализации экономического потенциала индивидов;
ü обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны,
ü рациональное размещение населения на территории страны с учетом потребностей экономического развития страны; защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации.
В рамках реализации первой
фундаментальной цели необходимо устранить
(формальные и неформальные) административные
барьеры внутренней миграции и обеспечить
свободу передвижения граждан России
и выбора ими своего места жительства
и пребывания в пределах страны.
Необходимо привести сложившуюся практику
формальных и неформальных ограничений
внутренних переселений граждан
с помощью института
Целесообразным также представляется создание единого централизованного информационного ресурса (информационной системы), которая бы отражала перемещения граждан и их постоянное местонахождение, а также о предоставленных им государственных гарантиях и социальной поддержке. Создание подобной информационной системы позволит улучшить статистический учет внутрироссийских миграций, а также необходимо для разработки и проведения эффективной государственной региональной политики. Для реализации первой и второй фундаментальных целей необходимо устранить экономические барьеры миграции, то есть обеспечить финансовую возможность перемещения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные, а также решить проблему занятости и обустройства мигрантов на новом месте.
Необходимо разработать меры государственной финансовой поддержки отдельным категориям мигрантов.
Такие меры должны быть адресованы, прежде всего, гражданам, вставшим на учет в региональных органах занятости населения и проживающих в депрессивных регионах, а также гражданам, направляющимся в важные с точки зрения интересов национальной безопасности регионы страны. Еще одно значимое ограничение внутренней миграции — неразвитость институтов жилищного рынка. Решение этой задачи может быть обеспечено следующими методами:
ü содействие широкому распространению и развитию института ипотеки;
ü содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья;
ü содействие созданию цивилизованного рынка аренды жилья;
Значимым барьером внутренней
миграции выступает сегментированность
российского рынка труда. Повышению
миграционной подвижности индивидов
будет способствовать создание сети
региональных (межрегиональных) информационно-правовых
консультационных центров и бирж
труда; формирования единого российского
банка вакансий (национального банка
вакансий) и национального банка
граждан, готовых сменить место
жительство (с учетом их пожеланий);
поддержка рекрутинговых
В рамках реализации третьей фундаментальной цели необходимо создать условия для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Меры государственной политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической политики в них.
Таким образом, повышение
внутренней мобильности населения
является необходимым условием для
обеспечения устойчивого
Цели и задачи миграционной
политики Российской Федерации должны
быть согласованы с прогнозами и
программами социально-
В свою очередь, повышение
мобильности населения позволит
более оперативно реагировать на
вызовы, связанные с реализацией
политики модернизации экономики и
содействием устойчивому
В последние годы миграция
населения не обеспечивает перераспределения
населения по территории страны в
целях сбалансированности спроса и
предложения на рынке труда. Оживление
национальной экономики, неизбежные при
этом территориальные и отраслевые
диспропорции потребуют более активного
перераспределения населения и
трудовых ресурсов в пределах страны,
что вызовет необходимость
Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.
Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.[31]
Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:
* совершенствование
* разработку социально-
3.4 Цели, принципы
и задачи регулирования
Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:
1. В области оптимизации
внутренних миграционных
• обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;
• разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;
• определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;
• разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;
• государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов;
• развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;
• использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
• оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития России и Генеральной схемы расселения на территории РФ.
2. В области создания
условий для сохранения и
• восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;
• стимулирование миграции населения РФ, а также граждан государств – Участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы России;
• проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры. Для достижения оптимального результата целесообразна скорейшая разработка и принятие Концепции государственной миграционной политики, которая призвана определить основные направления реализация государственной политики. Концепция должна выступать в качестве общего подхода, генеральной идеи, объединяющей все меры миграционной политики в непротиворечивую систему. Фундаментальной идей концепции должно стать понимание того, что миграция - это не зло, с которым нужно бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат государства, а благо для России.
Необходимо преодолеть закрепощенность
населения неразвитостью
Создание эффективного рынка жилья приведет к тому, что приоритетным при выборе места будет уже наличие свободных вакансий в данном регионе и предлагаемый уровень зарплаты. Последнее позволит сформировать в России эффективный межрегиональный рынок труда. Значимым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Как показывает анализ, в настоящее время во внутрироссийских миграционных потоках преобладает внутрирегиональной миграции (почти 60%). Следствием последнего является уменьшение влияния внутрироссийской миграции на выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов путем перераспределения рабочей силы между регионами. В итоге в современной России вместо "единого рынка труда" существуют относительно замкнутые, независимые и автономно развивающиеся региональные рынки труда. Кроме того, в России не существует развитой информационной базы об имеющихся вакансиях, значительная часть людей (особенно в регионах) вынуждено искать работу через друзей, знакомых, используя другие неформальные каналы поиска работы.
Повышению миграционной подвижности
индивидов будет способствовать
создание сети региональных (межрегиональных)
информационно-правовых консультационных
центров и бирж труда; формирования
единого российского банка
Информация о работе Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы