Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 00:18, курсовая работа
Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.
Введение
1. Понятие и классификация миграций
1.1 Трактовка понятия «миграция». Виды миграций
1.2 На что влияет миграция населения
1.3 Как подходить к оценке миграционных процессов
2. Современная миграционная ситуация в России и ее государственное регулирование
2.1 Современная миграционная ситуация в РФ
2.2 Особенности Государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке
2.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы развития миграционной политики РФ
3.1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, стоящие перед государством на современном этапе исторического развития
3.2 Управление миграцией на федеральном уровне
3.3 Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач
3.4 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
Заключение
Библиографический список
3. Проблемы и
перспективы развития
3.1 Проблемы в
области регулирования
В области регулирования миграций перед нашим государством стоит немало важных проблем, которые нужно решать. Современной России присуще крайне неравномерное территориальное распределение производительных сил. Дезинтеграционные процессы на рынке труда и существование локально замкнутых региональных рынков труда обусловливают сохранение очагов застойной безработицы, в то время как уже в настоящее время в ряде регионов наблюдается нехватка рабочей силы по отдельным отраслям и профессиям. О степени остроты проблемы повышения внутренней территориальной мобильности населения в России можно, в частности, судить по значительной межрегиональной вариации заработной платы и показателей напряженности на региональных рынках труда. Регионы, в которых ситуация на рынке труда благоприятна, нередко соседствуют с кризисными регионами. В целом, по оценкам экспертов, уровень межрегиональной структурной безработицы в современной России составляет не менее 30% общего уровня безработицы, т.е. около 1,5 млн. человек. В наступившем XXI веке численность населения нашей страны продолжит устойчиво сокращаться (по прогнозам ООН, в 2000–2050 годах естественная убыль будет составлять в среднем около 860 тысяч человек в год), в то же время Россия столкнется с нарастающим старением населения. Следствием указанных демографических тенденций станет сокращение численности трудоспособного населения — основного источника формирования трудовых ресурсов. По прогнозам Росстата, с 2010 по 2018 год численность трудоспособного населения в России будет ежегодно уменьшаться примерно на 1,2 млн. человек, а всего в 2007–20025 годах она сократится более чем на 15 миллионов человек.
Для отдельных регионов и отраслей национальной экономики к 2015 году дефицит рабочей силы может достигнуть от 0,1% до 22,6%.
Последнее еще больше обостряет
проблему повышения территориальной
мобильности населения в
Таким образом, перераспределение
трудовых ресурсов по территории страны
с учетом потребностей национальной
экономики и интересов
Теоретически механизмом
такого перераспределения населения
должна выступать внутренняя миграция
населения, призванная сглаживать существующие
межрегиональные различия и более
эффективно задействовать дефицитные
трудовые ресурсы России. Однако отсутствие
сформировавшихся общероссийских рынков
труда и жилья, административные
барьеры, недостаточная степень
развития финансового рынка приводят
к неэффективности рыночных механизмов
регулирования внутрироссийских миграционных
потоков. Как следствие, внутренняя
миграция сама по себе не может стать
реальным инструментом выравнивания межрегиональной
дифференциации уровней социально-
Внутренняя миграционная
политика представляет собой систему
общепринятых на уровне идей и концептуально
объединенных мер по стимулированию
или ограничению перемещений
населения внутри страны в объемах
и направлениях, учитывающих конкретно-
Сегодняшняя миграционная политика в России отличается фрагментарностью, тактикой "латания дыр", ресурсной необеспеченностью.
В ряду наиболее значимых обстоятельств,
обусловливающих такую
Миграция, ставшая в последнее время объектом исследований в рамках многих гуманитарных дисциплин, до сих пор не находит целостного научного объяснения.
Исследования данного феномена не имеют системной, комплексной основы, поскольку зажаты рамками дисциплины, в ключе которой ведется анализ.
Тенденции миграционных процессов
современности указывают на необходимость
перенесения акцента в
К качественным параметрам,
характеризующим состояние
В усложнившейся модели современного
российского общества комплексный
подход к регулированию миграции
заставляет рассматривать мигранта
в его взаимосвязях с различными
социальными группами, с учетом его
ценностно-потребностных
3.2 Управление миграцией на федеральном уровне
Реальный вклад государства
в регулирование миграций состоит
во все усложняющейся системе
контроля и регистрации, которая
обязательна и для внутренних,
и для внешних мигрантов. Система
эта чрезвычайно
Таким образом, внутренние миграции
(столь значимые для социально-экономического
развития страны и представляющие привычный
объект управления в дореволюционной
России в советский период) практически
игнорируются без всякого логичного
объяснения такого подхода государства.
Это тем более не оправдано, учитывая,
что масштабы внутренних перемещений
населения значительно
Состояние миграционных дел
в России показывает неэффективность
существующего миграционного
Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами.
Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека.
Продолжает сокращаться
позитивная, необходимая для развития
экономики социально-
Интенсивный отток населения в последнее десятилетие из северных, восточных и приграничных районов страны приводит к сокращению его численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов Российской Федерации. [26]
Крупные города и густонаселенные регионы России наводнены мигрантами, что в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. Говоря в целом, проблема миграции в России должна рассматриваться в тесной связи с совершенствованием действующего миграционного законодательства и учетом демографического положения. У власти нет достаточно осмысленной специальной программы по упорядочению миграционных процессов и балансировки рынка труда. Правительство пытается что-то делать с миграционными потоками, намериваясь направлять их в опустевшие регионы, но последние естественным образом тянутся к Москве и другим крупным городам. Специальных исследований в этом направлении не проводилось в связи с отсутствием финансирования, а современные статистические данные по незаконной миграции весьма скупы. Государству необходимы обратная связь с мигрантами и координация с организациями по миграции, общинами, диаспорами и группами соотечественников для поддержки указанной деятельности. Миграция содержит в себе как возможности, так таит и опасности. Государству надо научиться управлять не мигрантами, а миграционными процессами. Не загонять их в подвалы и каптерки, а создавать им условия для честного труда при уважении российских законов и общественных устоев. Как сказал Президент В.В Путин: «Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям». Тогда может и местные будут приветливее.[27]
3.3 Перспективы
развития миграционной
Влияние на качественное содержание миграционных потоков в соответствии со стратегическими ориентирами предполагает использование метода целевого заселения. Оно вовсе не означает искусственного перемещения групп населения из одной территории в другую, как это было в советской истории. Речь идет, прежде всего, об оказании государственной помощи тем добровольным мигрантам, которые имеют прямую мотивацию к проживанию и работе в месте заселения и способны влиять на развитие региона в соответствии с интересами России. Целевое заселение основано на учете социальных характеристик потенциальных мигрантов и их системном влиянии на социальную среду.
Кроме того, такой метод требует выявления наиболее важных и вместе с тем пригодных для проживания участков расселения.
По своей сути целевой
метод регулирования миграций имеет
много общего с методами селективной
миграционной политики, практикуемой
в западных странах. Органы государственного
управления США (где мигранты составляют
12% населения), Канады, Германии и других
стран давно проводят политику, направленную
на переселение в свои территории
наиболее квалифицированных
Негативным следствием этого является то, что часть мигрантов рассматривают страну пребывания как площадку для зарабатывания денег, не внося никакого вклада в социальное и культурное развитие государства, а скорее наоборот, способствуя маргинализации культурных и социальных ценностей. Зачастую это определяется низким социальным качеством иммигрантов, их примитивной ценностной системой координат (материальное потребление как смысл жизни).
В применении метода целевого
заселения необходимо ориентироваться
в основном на тех, кто намерен
сменить место жительства из-за возможности
обретения условий для
Сегодня отчетливо видна
необходимость сосредоточения государственных
усилий в области миграционной политики
под началом единого
Для обеспечения оптимизации
структуры и масштабов
– административные (предусматривающие
административную ответственность, в
том числе государственных
– экономические (предусматривающие налоговые льготы, предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и обустройство на новом месте, регулирование стоимости аренды и покупки жилья и др.);
– пропагандистские, социально-психологические
(предусматривающие
Информация о работе Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы