Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:06, курсовая работа
В современных условиях ключевым и определяющим моментом является достижение стабильного роста российской экономики. Решение данной проблемы невозможно без интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство и без привлечения иностранных инвестиций. Именно динамично растущие иностранные инвестиции с материализованными в них инновациями и прогрессивными средствами труда, органично соединяясь с национальными ресурсами, являются важнейшим средством обеспечения экономического роста, технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро-, макро- и мезоуровнях.
Содержание
Введение 2
Часть 1. Стратегическое планирование
Глава 1. Сущность иностранных инвестиций и их виды 4
Глава 2. Роль иностранного капитала в национальной экономике 7
Глава 3. Состояние инвестиционного процесса в России 9
Основные страны-инвесторы 11
Структура иностранных инвестиций по их видам 11
Отраслевая структура иностранных инвестиций 12
Глава 4. Оценка инвестиционного климата России 14
Глава 5. Стратегия привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию 18
Часть 2. Региональная экономика
Глава 6. Региональная структура иностранных инвестиций 25
Глава 7. Инвестиционный климат региона 28
Глава 8. Региональная инвестиционная политика 33
Ненецкий автономный округ | 11500 |
Сахалинская область | 11224 |
Чукотский автономный округ | 9380 |
г. Москва | 3932 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 1941 |
г. Санкт-Петербург | 1206 |
Республика Саха (Якутия) | 1176 |
Калужская область | 1130 |
Республика Коми | 942,6 |
Ленинградская область | 764,1 |
Челябинская область | 729,2 |
Московская область | 674,5 |
В среднем по России | 645,8 |
Таблица 2. Регионы-лидеры по объемам иностранных инвестиций на душу населения в 2009 г.
Источник: Росстат
Во многих российских регионах инвестиционный процесс принял форму продвижения совокупности конкретных инвестиционных проектов.
Таблица 3. Наиболее дорогие проекты с участием иностранного капитала
Источник: Национальное агентство прямых инвестиций
Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона в отдельности.
Инвестиционный климат региона определяется соотношением двух характеристик:
Инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях.
Совокупный потенциал региона включает следующие интегрированные его виды:
Инвестиционный риск оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск - характеристика вероятностная, качественная. Применительно к региону можно выделить следующие виды риска:
Регионы
России сильно дифференцированы по соотношению
инвестиционного риска и
Рис 6. Распределение регионов России по соотношению инвестиционного риска и потенциала
Источник: Эксперт-РА
Тип 1A.
Высокий потенциал при минимальном риске.
В этой группе оказались обе российские
столицы Москва и Санкт-Петербург значи
Тип 2A. Инвестиционный потенциал умеренный, но риск инвестиций минимальный. В этой группе находятся Республика Татарстан и Белгородская область. Здесь особенно благоприятные условия для консервативных инвесторов, не желающих рисковать своим капиталом.
Тип 3A. А вот регионов с минимальным риском и низким потенциалом в России нет вообще. Такое положение вещей свидетельствует о том, что в России регионы с низким потенциалом не способны создать безрисковые условия для инвесторов.
Типы 1B и 2B. Приемлемые условия инвестирования при среднем уровне риска. К этой группе относятся 18 регионов. Вместе с первыми двумя группами они могут создать «каркас» для дальнейшего развития экономики и привлечения инвесторов, как отечественных, так и иностранных.
Регионы,
относящиеся к типу 2В, представлены
как преимущественно
Тип 3B. Умеренный
уровень инвестиционного
риска и потенциал ниже
среднего. Сюда относят почти половину
субъектов РФ – сорок регионов попали
в эту группу. Это промышленные районы,
утратившие некогда солидный потенциал
- Владимирская, Ивановская,
Тип 1С и 2С. Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом - Красноярский край, Республика Саха (Якутия)и Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим, инвестирование сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности).
Тип 3C. Это
второй по числу регионов тип, ему свойственны низкий
потенциал и высокий
риск. Для регионов этого типа требуется
разработка специальных государственных
структурно-инвестиционных программ,
поскольку экономика этих регионов за
исключением отдельных сфер малопривлекательна
для инвесторов. Тип 3D - очень
высокий риск при низком
потенциале. Чечня, Дагестан, Ингушетия
малопривлекательны для инвесторов из-за
их неблагоприятной этнополитической
ситуации.
Повышение инвестиционной привлекательности региона в первую очередь является функцией государственной власти субъекта федерации, задачей региональной стратегии. Резервы улучшения инвестиционного климата большинства регионов связаны со снижением инвестиционного риска и совершенствованием законодательной базы деятельности инвесторов. Даже наиболее благополучные по рейтингу риска регионы имеют значительные резервы его снижения.
Существенное повышение потенциала для многих регионов потребует значительных инвестиций и длительного времени. Например, в Москве и Санкт-Петербурге основной задачей является улучшение экологической и криминальной ситуации; в Татарстане - снижение социального риска; в Краснодарском крае - снижение политического и экологического риска. Большее внимание созданию законодательных условий инвестирования следует уделить в Республике Башкортостан, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской и Свердловской областях.
Различия в социально-экономическом развитии регионов диктуют необходимость формирования эффективной и сбалансированной стратегии инвестиционной деятельности. Органы местного самоуправления должны стимулировать и регулировать инвестиционные процессы, формировать благоприятные условия для привлечения необходимого объема инвестиций в промышленность региона.
В долгосрочной перспективе региональные инвестиционные программы должны ориентироваться на выравнивание регионов по социально-экономическому развитию, сглаживание дифференциации, самостоятельное развитие регионов.
Необходимо не просто предоставлять депрессивным регионам субвенции из федерального бюджета, а именно осуществлять инвестиции в их реальный сектор, формировать условия и стимулы для постепенного перехода от пассивного использования финансовой помощи центра к поддержке конкурентоспособных производств, пополняющих доходы региональных бюджетов. Кроме того, желательно не выделение "рассеянных" инвестиций, а формирование "региональных полюсов роста", которые смогли бы стать локомотивами экономического роста. В связи с этим необходимо выявление конкурентных преимуществ территорий, определение перспективных отраслей экономики в каждом регионе.
Основными направлениями региональной инвестиционной политики являются:
Выделяются в этом отношении Республики Татарстан (Закон РТ от 19 июля 1994 г. № 2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»; Законодательство Республики Татарстан направлено на создание дополнительных гарантий иностранным инвесторам в пределах компетенции Республики Татарстан) и Коми (Законе Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми»), Ярославская область (Закон Ярославской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области»)