Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:06, курсовая работа
В современных условиях ключевым и определяющим моментом является достижение стабильного роста российской экономики. Решение данной проблемы невозможно без интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство и без привлечения иностранных инвестиций. Именно динамично растущие иностранные инвестиции с материализованными в них инновациями и прогрессивными средствами труда, органично соединяясь с национальными ресурсами, являются важнейшим средством обеспечения экономического роста, технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро-, макро- и мезоуровнях.
Содержание
Введение 2
Часть 1. Стратегическое планирование
Глава 1. Сущность иностранных инвестиций и их виды 4
Глава 2. Роль иностранного капитала в национальной экономике 7
Глава 3. Состояние инвестиционного процесса в России 9
Основные страны-инвесторы 11
Структура иностранных инвестиций по их видам 11
Отраслевая структура иностранных инвестиций 12
Глава 4. Оценка инвестиционного климата России 14
Глава 5. Стратегия привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию 18
Часть 2. Региональная экономика
Глава 6. Региональная структура иностранных инвестиций 25
Глава 7. Инвестиционный климат региона 28
Глава 8. Региональная инвестиционная политика 33
документации и результатов инженерных изысканий.
• Устранение ограничений, связанных с отнесением проектной документации
к типовой.
• Предоставление
возможности получения
на основании заключения негосударственной экспертизы.
• Установление ответственности за необоснованные отказ в выдаче
разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию .
• Строительство промышленных объектов по стандартам Европейского союза.
Таможенное администрирование
• Минимизация отсылочных норм, перенос регулирования с ведомственного на уровень постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих четкую процедуру таможенного оформления с указанием сроков, последствий их неисполнения.
• Распространение практики подачи деклараций в электронном виде, установление запрета на отказ в приеме декларации.
• Упрощение
процедуры таможенного
• Развитие механизма финансовых гарантий
• Упрощение порядка временного ввоза высокотехнологичного оборудования
• Ликвидация
требования о подтверждении таможенной
стоимости при экспорте товаров,
в отношении которых не установлена
таможенная пошлина
Снижение административных барьеров по отраслям
• Оптимизация функций государства при предоставлении услуг в следующих сферах:
- сельское хозяйство
- строительство
- образование
- здравоохранение
- промышленность
- транспорт и связь
- торговля и ВЭД
- природопользование
- рыболовство
- земельно-имущественные отношения и регистрация прав на недвижимое имущество
- миграция
и паспортно-визовое
• Страхование ответственности вместо разрешений (Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности». Законопроект предполагает формирование комплексной системы возмещения вреда, защищает интересы как государства, так и бизнеса, охватывает 5 видов деятельности (водный транспорт), но в перспективе имеется потенциал для целого ряда видов, один из них – пожарная безопасность)
• Установление уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности.
• Переход к электронным государственным услугам.
• Переход к электронным государственным закупкам
(переход
на электронные торги в режиме
«реального времени» при
Оптимизация миграционного режима
Проблемы
• Сложный механизм квотирования:
- на
практике не выполняет функций
контроля потоков
- не
учитывает реальных
• Трудность получения разрешений на работу (большой объем требуемой документации, чрезмерные требования, непрозрачные процедуры, длительные сроки рассмотрения заявок), короткие сроки действия разрешений и виз.
• Ограничения в перемещении по стране (необходимость постановки и снятия с учета –в 3-дневный срок – при каждом перемещении по стране, ограничение сроков и количества мест командирования, ограничения по въезду-выезду при первом сроке пребывания в стране –одноразовая 3-месячная виза – и на выезд из страны в период переоформления визы).
• Практика применения миграционного режима не соответствует установленным законодательным нормам (задержки выхода приказов, распоряжений, уведомлений, превышение сроков рассмотрения, дифференцированность правоприменения в различных регионах).
• Сложность привлечения иностранных ученых и профессоров (отсутствие
соответствующей категории виз с упрощенной процедурой получения, правом длительного безвыездного пребывания и свободой перемещения в/из/по стране).
Меры:
• Снятие
квот в отношении
• Льготный
режим для
• Возможность
выдачи генерального корпоративного разрешения
на привлечение иностранных
• Уменьшение сроков выдачи разрешений на работу и виз, увеличения сроков
их действия
до 3 лет при наличии
• Отмена необходимости постановки и снятия с миграционного учета при поездках внутри страны.
• Выдача иностранным работникам разрешений на работу с действием на всей
территории России в случае работы специалиста в двух и более регионах страны.
• Подписание двусторонних соглашений по упрощению миграционных процедур по аналогии с Францией.
Подключение к объектам инфраструктуры
Проблемы:
Законодательство содержит только общие направления регламентации присоединения к объектам инфраструктуры, позволяющие коммунальным организациям на законных основаниях злоупотреблять своим монопольным положением (за исключением электрических сетей в части малого бизнеса), это приводит к следующим негативным последствиям на практике:
• отказ
в присоединении объекта
• навязывание инвестору дополнительных обязательств (100% предоплата, сооружение за счет инвестора объектов за пределами участка инвестора, навязывание дополнительных услуг и др.);
• нарушение сроков присоединения со стороны коммунальных и электросетевых организаций;
• предоставление
коммунальными организациями не
соответствующих
• отсутствие ответственности за фактические нарушения договорных обязательств коммунальных организаций.
Меры:
Таким образом, одним из главных стратегических направлений в реализации государственной стратегии по привлечению иностранных инвестиций является завершение формирования законодательной базы по проблемам международного инвестиционного сотрудничества. Это будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит приток отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Немаловажной является и работа над улучшением инвестиционного имиджа России, который формируется СМИ. Именно неудовлетворительный медиа-имидж России является, по мнению аналитиков, еще одним сдерживающим фактором для притока инвестиций в страну.
Использование вышеназванных инструментов позволит не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, которая будет направлена как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала.
Проанализируем данные по притоку иностранных инвестиций за 2009 г. Следует заметить, что в 2009 году наблюдался кризисный спад инвестиций в российскую экономику, инвестиционные процессы пошли на спад, поэтому данные не являются показательными, однако в целях изучения пропорций распределения это не принципиально.
К тому же следует помнить, что структура несколько поменялась в связи с образованием Северо-Кавказского федерального округа в январе 2010 года.
Рис.5. Объем иностранных инвестиций на душу населения по федеральным округам в 2009 г.
Источник: Росстат
Как видно на диаграмме, лидером по показателю иностранных инвестиций на душу населения является Центральный федеральный округ, ненамного отстает от него Дальневосточный ФО. Наименьший объем иностранных инвестиций в пересчете на душу населения поступает в Южный и Сибирский федеральные округа.
Важной особенностью размещения иностранного капитала между федеральными округами является то, что «выравнивание» объемов привлекаемых ими инвестиций происходит за счет быстрого роста долей лишь одного-двух регионов в округе. Например, в Центральном округе параметрообразующими регионами являются Москва и Московская область, в Северо-Западном – Санкт-Петербург и Республика Коми, в Южном округе – Краснодарский край, в Уральском – Челябинская область, в Сибирском – Омская и Иркутская области. Эта неравномерность объясняется либо реализацией на территориях регионов отдельных крупных проектов, либо наличием у них условий, сопоставимых с отраслевыми предпочтениями иностранных инвесторов. Не менее важным фактором, оказавшим влияние на формирование структуры территориального распределения зарубежных капиталов, является и то, что иностранное инвестирование в Россию происходит в условиях беспрецедентной дифференциации экономического пространства.
Особенности
территориально-регионального
Неравномерная региональная структура иностранных инвестиций характеризуется также высокой степенью концентрации в крупных центрах с развитой инфраструктурой и сравнительно высокой платежеспособностью населения (Москва и Московская область, Санкт-Петербург), а также в регионах, отличающихся высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий ТЭК (Тюменская, Омская, Челябинская, Свердловская, Самарская области, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий АО).