Региональная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 13:49, реферат

Описание работы

Молодому российскому государству всего 7 лет. Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение современного правового демократического государства. Но так как наша страна не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых для страны различных демократических формаций и институтов.

Работа содержит 1 файл

111.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Среди новых задач - осуществление функций  экономического, политического, правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную самостоятельность регионов, становление региональных и общероссийских рынков; приведение социально-экономического развития регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их фактической ролью в достижении стратегических интересов Федерации; преодоление претензий отдельных республик на роль субъектов международного права; обеспечение прав национальных меньшинств, коренных, аборигенных и многочисленных народов РФ.

Говоря  о механизмах реализации государственной стратегии регионального развития и региональной политики субъектов РФ, следует выделить общегосударственные и другие программы, включая федеральные программы помощи депрессивным регионам, развития приграничных районов, а также зоны Севера. Основу этих программ должна составить государственная концепция социально-экономического развития и экологической безопасности названных регионов. Одним из обязательных инструментов государственной стратегии регионального развития и региональной политики субъектов РФ является рациональное социально-экономическое районирование страны, которое может служить основой административно-территориального деления и инструментом региональной политики. Несоответствие административно-территориального деления объективным границам социально-экономических районов при несовершенстве федеративных отношений ведет к экономическим, политическим, межнациональным коллизиям и государственным потрясениям.

Для улучшения  взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти необходимо укрепить нормативно-правовую базу; провести изменение бюджетно-налоговой системы путем разделения источников налоговых поступлений между федеральным, региональным и муниципальным уровнями; корректировку статуса территорий, осуществляемую на основе рационального районирования страны, как функции Федерации, призванной способствовать совершенствованию организации народного хозяйства. Главная цель региональной политики в социальной области состоит в существенном улучшении качества и уровня жизни граждан России.

Региональная  политика призвана способствовать развитию интеграции субъектов Федерации  в едином экономическом пространстве при их хозяйственной самостоятельности, выравниванию их развития. Необходима поддержка недостаточно развитых регионов, использование фонда регионального развития, сочетания имущественных интересов Федерации и регионов.

В конечном итоге направление социально-экономической  политики должно быть подчинено повышению  благосостояния населения, которое  возможно на основе устойчивого экономического развития страны при объединении усилий всех регионов.

Статья  Трофименко Г.А. ''Государственная  региональная политика и Русское Географическое Общество'' (Известия РГО, 1995, ј3)

В современной  России проблемы регионального развития и государственной региональной политики приобрели чрезвычайное значение, стали ведущими в развитии государства. Неразрешенность этих проблем, их накал и негативность проявления тормозят ход экономических реформ, искажают их содержание, осложняют этносоциальные, национальные и конфессиональные отношения, усугубляют экономические проблемы.

В конечном итоге противоречия и даже кризис между федеральными и региональными  уровнями субъектов власти угрожают самой целостности государства, ввергая страну в стихию, из которой рождаются войны.

При этом в стратегической направленности регионального  развития и региональной политики федеральные  властные структуры, имея порой различную  идеологическую основу, недостаточно скоординированы в своих действиях. В ряде случаев позиции ветвей власти носят характер откровенного противостояния. К тому же внутри ветвей власти очевидны достаточно серьезные разногласия позиций.

Осознание всей остроты ситуации и необходимости  научного сопровождения государственной  региональной политики заставили Комитет Государственной Думы обратиться к Русскому Географическому Обществу, в связи с чем была образована рабочая группа по формированию концепции законодательного обеспечения региональной политики РФ на современном этапе развития реформ. Основным направлением деятельности рабочей группы является разработка концепции государственной региональной политики на современном этапе реформирования РФ. В рамках концепции прорабатываются принципиальные вопросы государственной стратегии регионального развития и региональной политики России, модельные подходы региональной политики субъектов РФ, структура и уровни реализации регионально-политических решений. Прорабатываются принципиальные вопросы социально-экономического районирования, административно-территориального устройства и местного самоуправления. Деятельность рабочей группы также связана с экспертно-аналитическим сопровождением проходящих через комитет и формирующихся в нем законопроектов.

Именно  государственная стратегия регионального  развития России во всем ее многообразии, от бюджетных до геополитических проявлений, может и должна стать сегодня основой обновления территориальной организации общества.

Статья  Орлова А. ''Есть ли в  России региональная политика? Взгляд из Челябинска'' (Российская Федерация, 1996, ј12)

В Челябинске прошла научно-практическая конференция  восьми территорий Большого Урала, на которой обсуждалась проблема - выход  регионов на путь стабилизации и устойчивого  развития.

Могут ли отдельно взятые область или республика самостоятельно добиться стабилизации и устойчивого развития или только в рамках всей страны? Ответ на него в принципиальном плане ясен - нужны совместные усилия Федерации в целом.

Но не все так просто. В России практически  перестало существовать единое экономическое пространство. Оно распалось на отдельные звенья, связанные между собой в основном лишь общей денежной единицей, да и то не полностью. Произошел разрыв хозяйственных связей, усилилась региональная замкнутость.

Поэтому постановка вопроса об относительно самостоятельном развитии того или иного субъекта РФ в сложившихся условиях правомерной. Это не возврат к региональному хозрасчету, а реализация философии рыночного хозяйства, в том числе идеи Правительства о ''точечном'' развитии экономики. Нужно лишь одно - соблюдать общероссийские рыночные требования или, иначе говоря, требования государственной региональной политики.

Есть  ли таковая в России? В начале апреля 1996 г. Правительство опубликовало ''Основные положения региональной политики РФ''. Следовательно, такая политика вроде бы есть. Но на местах в один голос утверждают обратное. Если есть, то почему которая и области не равны с республиками? Почему существует многократный разрыв в уровне развития субъектов РФ, доходах населения? Незавершенность, рыхлость, отсутствие целевых приоритетов такой политики тормозят ход реформенных процессов - таков вывод участников конференции.

Что ныне главное в региональной политике? Разумный и справедливый раздел предметов  ведения и полномочий между центром  и регионами. Ведь сейчас 80 % полномочий принадлежит центру, 15 % - субъектам  Федерации и около 5 % - органам  местного самоуправления. Как будто три четверти населения живет и работает в Кремле. Интересы государства отождествляются с центром, а чиновник в Москве остается главной фигурой, распределяющей бремя нагрузки и расходов на регионы. Отсюда и борьба регионов за самостоятельность, прежде всего налогово-бюджетную, за собственность, за право распоряжаться ресурсами.

Целевые ориентиры региональной политики надо переставить с головы на ноги. И  первый шаг этом направлении - сферы  налоговой и бюджетной политики должны стать предметом совместного ведения и центра. Так единодушно говорили участники челябинской конференции.

Кроме того региональная политика, подчеркивалось на конференции, должна быть открытой и понятной всем.

Статья  Адамеску А. ''К совершенствованию  территориально-организационной  структуры России'' (Рос. экон. журнал, 1993, ј10)

Территориально-организационная  структура народнохозяйственного  комплекса России как управленческая система в настоящее время  воплощается в двух взаимосвязанных  и относительно самостоятельных  подсистемах: 1) разномасштабных экономических районах (основой служит сетка крупных районов); 2) администативно-территориальных и национально-территориальных единицах различного ранга.

Социально-экономическое  районирование выполняет три  важнейшие функции: 1) политическую - способствовать укреплению устойчивости государства; 2) хозяйственно-социальную - создавать наилучшие условия для формирования в стране рациональных территориальных пропорций и развитых эффективных региональных комплексов народного хозяйства; 3) организационную - обеспечивать приносящую требуемые результаты управляемость территориями.

Ныне  широко распространено мнение о настоятельной  целесообразности реформирования всей территориально-организационной структуры  России с существенным изменением характера  и масштабов ее звеньев, и прежде всего ведущих, поскольку признается, что они малоэффективны. Попытку наметить определенные ориентиры на этом пути и представляет собой данная статья.

Анализ  районообразующих факторов предполагает учет сложившейся и прогнозирование перспективной ситуации с размещением производительных сил, районными различиями в формах общественного производства и др. В районировании следует строго учитывать территориальные особенности воспроизводства трудовых ресурсов и образования рынка труда, возможности повышения жизненного уровня населения, задачи стабилизации и укрупнения межнациональных отношений.

Районирование призвано обеспечивать удобство, маневренность  и эффективность управления, приближение  его субъектов к объектам (предприятиям, учреждениям, населению).

Необходимость существенного пересмотра сложившегося административно-территориального членения РФ не вызывает сомнений. Проблема в  том, когда и как ее реализовать  с учетом тех серьезных трудностей, которые сейчас переживает страна. Видимо, последнее обстоятельство все же не побуждает к незамедлительному ее решению.

Исходя  из принципиальных соображений о  характере и особенностях нового социально-экономического районирования  РФ, представляется целесообразным рекомендовать  проект трехуровневой системы социально-экономического и административного районирования (см. схему).

уровни (подсистемы) социально-экономические  районы (комплексы) административно-территориальные  единицы  количество  единиц
макро- основная экономическая  зона край область 4-5 15-20
мезо- средний социально-экономический  район  округ 150-200
микро- низовой социально-экономический  район  город, административный район территория муниципального совета, сельсовета 2,5-3 тыс. ...

Статья  Бугаева В.К.. ''Методологические аспекты административно-территориального устройства Российской Федерации'' (Известия РГО, 1995, ј3)

В ряду долговременных задач реформирования общества немаловажное место занимает проблема совершенствования административно-территориального устройства РФ. Обратим внимание на некоторые ключевые моменты определения направления ее решений.

Один  из таких моментов -ответ на вопрос, что же положить в основу административно-территориального устройства (АТУ). Либо это будут  обновленные системы управления, адаптирования к условиям сегодняшнего дня и формировании в рамках современных административно-территориальных единиц (как сейчас собственно и происходит), либо же это будут новые территориальные единицы, выделенные по признаку неких общностей людей, самоосознающих свою принадлежность к ним. Как кажется автору, в качестве объективной основы АТУ могут рассмотрены экономические (точнее, социально-экономические) районы.

Информация о работе Региональная политика России