Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 13:49, реферат
Молодому российскому государству всего 7 лет. Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение современного правового демократического государства. Но так как наша страна не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых для страны различных демократических формаций и институтов.
Региональная политика
ВВЕДЕНИЕ
Молодому
российскому государству всего 7
лет. Обретение Россией суверенитета
и своей государственности
Одним
из таких очень важных нововведений
стали принципы федерализма (которые,
правда, были провозглашены еще на
советском этапе истории
Прошедшие 6 лет показали, что федерация - единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и многонационального государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства.
Часть 1: Анализ основной проблематики по теме ''региональная политика'' (на основе данных рефератативного журнала ''География'')
По рефератативному журналу ''География'' мною было выделено 111 статей по региональной политике. В части я попытаюсь кратко охарактеризовать их содержание, разбив при этом для удобства на группы. Основной (но не обязательный) критерий выделения статей в какие-либо группы -единство поднимаемых в них вопросов и проблем современной регио-нальной политики. Т.о., у меня получилось примерно 20 групп. Конечно, выделение некоторых групп вообще или хотя бы отнесение той или иной статьи к какой-либо группе может быть спорным.
Особое место среди всех статей занимает цикл публикаций Лексина В., Швецова А. и др. под общим названием ''Региональная политика России: концепции, проблемы и решения''. Это практически единственный в своем роде цикл статей, который затрагивает в той или иной степени почти все основные проблемы региональной политики России. Первая статья цикла является вводной и поэтому авторы в ней рассматривают общие вопросы региональной политики (понятие региональной политики, ее необходимость, содержание, объект, субъект, государственные региональные интересы и местные интересы, правовые методы региональной политики и т.д.). Во второй статье (''Региональные бюджетно-налоговые системы'') сформированы основные принципы региональной политики и реформирования бюджетно-налогового процесса в стране. Третья статья (''Региональ-ная политика и формирование земельного рынка'') рассматривает сущность земельного рынка и интересы участников земельных рыночных отношений; региональные особенности земельного рынка; мировой опыт по данному вопросу. Авторы отмечают, что среди всех реформ Правительства РФ в сфере земельных отношений оказались наиболее трудными в реализации. Кроме того рассмотрены новые возможности соединения региональной политики и земельного рынка. В сферу региональной политики должны попасть все без исключения элементы и условия земельного рынка - от формирования нормативных цен до воздействия на структуру форм земельной собственности. В статье 5 (''Экономика и федерализм'') приводятся 12 условий неразрушительного соединения экономики и федерализма (разделение действий, ответственности и ресурсов и т.д.). При этом отмечается, что до сих пор многие весьма важные вопросы не нашли еще окончательного решения: правовой регламентации действий по разграничению объектов собственности, установления и юридического закрепления их нового правового статуса; организация управления государственной и муниципальной собственностью, условий и ограничений в распоряжении ею и т.д. В статье 7 (''Приоритеты региональной политики'') освещаются вопросы методологии, основы которой состоят в признании необходимости и возможности дополнения многочисленных и весьма полезных параметров, базирующихся на данных традиционной статистики и отчетности, такими показателями и характеристиками, которые позволяли бы оценить последствия развития конкретных ситуаций с позиций региональных интересов и целей региональной политики. Рассмотрены 3 группы вопросов: анализ и оценка хода конкретных направлений реформ в регионах РФ (на примере приватизации), анализ и оценка конкретной региональной ситуации (на примере депрессивных территорий). В восьмой статье (Муниципализация социальных объектов приватизированных предприятий) отмечается, что принимаемые решения по передаче в муниципальную собственность социальных объектов приватизируемых предприятий нацелены на то, чтобы и профиль соответствующих объектов сохранить, и обеспечить в то же время их нормальное функционирование, что практически нереально. В девятой статье рассмотрена реализация программных методов территориального развития.
Много
статей посвящено анализу
Вплотную
к административно-
Основы федерализма занимают очень важное место в региональной политике, фактически федерализм - это основа всей региональной политики в нашей стране, поэтому проблемы федеративных отношений в РФ рассмотрены в очень многих статьях. Своеобразие российского федерализма состоит в том, что он сочетает в себе как территориальные так и национальные начала. Как показывает опыт, ''смешанный'' характер федерализма придает ему культурно-политическое многообразие, а следовательно, и жизненность(2). Наиболее серьезным препятствием развитию в России федерализма является отсутствие должного динамизма в реальной передаче полномочий субъектам РФ (37). Причем утверждается, что в региональной политике наиболее актуальной является проблема создания экономического механизма федеративных отношений. Только федерализм снизу обеспечит единство России, а Федеративный договор имел целью разграничить противоречия между гипертрофированным центром и страной, превращенной в провинцию, лишенной возможности самоопределения и самоуправления (31). В статье Семенова В. и др. ''Перспективы российского федерализма'' характеризуется опыт Татарии, рассматриваются подходы к разделению бюджетов при максимальном соблюдении принципа равенства субъектов Федерации. Рассматривается проблема государственности республик на основе суверенитета в составе РФ: в реальной жизни проблема суверенитета сконцентрировалась в вопросе о верховенстве законов, разграничении полномочий и компетенции между центром и регионами (43).
Особый пласт статей рассматривает разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Безусловно, необходимым условием реализации региональной политики должно быть разделение прав и полномочий федеральной власти и субъектов Федерации. Правовая основа разграничения полномочий - Конституция РФ (7). В стране есть три точки мнения по данному вопросу: ''сепаратистская'', ''имперская'' и ''федералистская'' (67). Особое место уделяется анализу действующей практики подписания, также приводится критика содержания договоров, а также порядка вступления в силу соглашений к ним. Отмечается слабая законотворческая деятельность Федерального Собрания в этой сфере (10), хотя в марте 1995 г. российский парламент принял рекомендации о концепции новой региональной политики, которые связаны с поиском такой формы государственного устройства, которая гармонизировала бы естественное стремление регионов к большей самостоятельности с укреплением единства и целостности России(6).
Без четко
определенной концепции региональная
политика как таковая существовать
и эффективно выполнять свои функции
не может. Десятилетие социально-
Региональная политика как единое целое в нашей стране полностью еще не сложилась и ее основные положения окончательно не оформились. Поэтому назрела необходимость развернуть работу органов государственной власти по созданию и отладке механизмов функционирования и развития цивилизованных федеративных отношений (6). Т.о., региональная политика в России - это государственные меры по перераспределению ресурсов между регионами страны ради заданных целей. Главное в региональной политике - социальная сторона, воздействие же на хозяйство носит подчиненный характер (90). Большую опасность для будущего страны представляет сепаратизм, для которого выделяют три категории: первичный риск (вероятность) обособления и отделения регионов, вторичный риск (тяжесть последствий) для РФ, третичный риск (опасность отделения) для регионов. Ослабление власти центра привело к формированию межрегиональных ассоциаций типа ''Сибирского соглашения'', но их образование не несет угрозы распада Федерации и должно быть закреплено законодательно (101). Целями региональной политики федеральных органов в области информационного взаимодействия должно быть: формирование единого правового пространства в этой области, активизация деятельности субъектов Федерации по формированию их собственной политики в обеспечении информационной безопасности на своей территории, содействие развитию региональной среды распространения сообщений(42).
Поддержка
развития регионов - одна из главных
функций региональной политики, но
сначала нужно рассмотреть
Большое внимание региональной политики должно быть уделено экономическим механизмам ее реализации. Регионы в любых условиях и изначально являются одним из субъектов экономических отношений, без которых само их существование в воспроизводственном процессе немыслимо (24). Т.о., стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как минимум на двух уровнях: федеральном и региональном (9), а стратегия всей региональной экономической политики центра должно быть направлена на реализацию трех главных принципов региональной стратегии России: благополучия граждан, целостности государства, территориальной справедливости (56). В общем потенциал структурной перестройки экономики России еще не исчерпан. Поэтому положение отдельных регионов пока не является устойчивым, вследствие чего вокруг вопросов транспортных и энергетических тарифов, курса национальной валюты и тарифной политики будет вестись основная борьба между регионами и между регионами и центром. Следует ожидать и обострения противоречий, связанных с диспропорциями развития финансово-бюджетной системы (26).
Особое
место в современной
Кредитно-денежная и бюджетная политика в отношении регионов является одним из самых главных инструментов региональной политики в России. Отмечается необходимость осуществить преобразование в сфере кредитно-денежной политики государства в пользу регионов, важность государственной поддержки регионов в части инвестиций (25). При этом региональная инвестиционная политика становится во все большей степени политикой самих регионов, а не только федерального центра, но в целом, однако, отмечается слабая инвестиционная ориентация региональных бюджетов (33). В результате без кардинального пересмотра региональной инвестиционной политики, отношения к управлению субфедеральной, муниципальной собственностью, к расходованию бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на программы социально-экономического развития, без жесткой позиции в учете этой собственности и эффективного ее использования преодоление кризисных явлений того или иного региона России практически невозможно (72).
В последнее время очень остро стоит вопрос управления. Укрупненно линейная структура управления в РФ состоит из звеньев: Федерация - субъекты Федерации - муниципалитеты -предприятия, организации и т.д. Но чтобы управление было эффективным все задачи в этой цепочке должны быть взаимосвязаны. Одной из важнейших форм государственного регулирования развития регионов в условиях федеративного устройства РФ может быть прогнозирование и индикативное планирование на различные периоды(40).