Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 13:49, реферат
Молодому российскому государству всего 7 лет. Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение современного правового демократического государства. Но так как наша страна не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых для страны различных демократических формаций и институтов.
В современной
России очень обострились
Отдельно я выделил статьи по региональной экологической политике, значение которой для общего состояния экологии в стране неоценимо велико. В условиях, когда субъекты Федерации располагают широкими полномочиями по управлению природопользованием и охране окружающей среды, государство сохраняет за собой законодательные, нормотиворегулирующие и координирующие функции. Важнейшим инструментом такого регулирования и является региональная экологическая политика (73,74).
Не менее важна и региональная политика в области образования, науки и техники. Отмечается, что децентрализация, регионализация управления вузами является важным стратегическим направлением общей политики регулирования высшего образования (92). В настоящее время происходит переориентация российских государственных университетов на более активное обслуживание региональных нужд. Главные черты новой концепции высшего образования в РФ: университизация и регионализация высшего образования, реализация адаптивной стратегии хозяйствования университетов в системе региональных научно-образовательных программ, развития интегративных социокультурных функций университетов (34). Проводимая ранее региональная политика государства предопределила развитие производств первого технологического уклада в районах с преимущественно сырьевой ориентацией. В стране нет ни одного крупного экономического района, где бы преобладали производства второго и третьего уклада. Переход к более высоким технологическим укладам, являясь основой региональной научно-технической политики, основывается на развитии ресурсосберегающих технологий.
За последние годы региональная политика в России сделала колоссальный рывок в своем развитии. В целом ряде статей прослежено, как развивалась региональная политика, отношения Центра и регионов за последние годы, анализируется процесс формирования федеративного государства(18,77,89,103). Кризис в отношениях центральных и местных властей в России зародился еще в период плановой экономики. После 1989-1991 гг. характер процессов на территории бывшего СССР изменился. Возникли тенденции независимости, сформировались крупные региональные объединения ''Волга'', ''Большой Урал'', ''Сибирское Соглашение'' и др.(112). Предлагаются и направления корректировки курса реформ в области отношений ''Центр - регионы''. Среди них: реформа бюджетной и налоговой политики, активизация региональной экономической политики, широкое развитие местного самоуправления, изучение опыта федерализма в других странах (15). Отмечается, что федеральному центру нечего противопоставить негативным региональным процессам и прежде всего растущей поляризации субъектов Федерации (18).
В отдельную группу статей я выделил публикации различных политических деятелей, таких как Явлинский Г.А. (32), Шахрай С.М. (105), Шаймиев М. (104), в которых они высказывают свое мнение о существующей региональной политике.
Статьи
зарубежных авторов интересны тем,
как оценивают за границей происходящее
в нашей стране, в том числе
и в сфере региональной политики.
В немецкой статье ''Экономическое положение
России. Системная трансформация при падении''
отмечается, что перестройка российской
экономики осложнена параллельно разрешаемыми
проблемами утверждения принципов федерализма,
который все еще сохраняет характер прежней
(по крайней мере в области общего бюджета)
централизованной распределительной
системы. В другой статье ''Когда будут
''Соединенные Штаты России''?'' обсуждается
состояние процесса трансформации административно-
Т.о., в статьях по реферативному журналу ''География'' рассматриваются практически все темы современной региональной политики России.
Часть 2: Анализ публикаций по теме в журналах ''Известия Русского Географического общества'', ''Российский экономический журнал'', ''Российская Федерация'', ''Экономист''
Периодических изданий, специализирующихся только на региональной политике, в российской периодике практически нет. Из наиболее известных изданий такого типа можно назвать журнал ''Регионология'', издающийся в Саранске. В основном же статьи по региональной политике печатаются в таких общегеографических изданиях, как ''Известия РГО'', ''Известия РАН. серия географическая'', ''Вестник Московского Университета'' и т.п. Но часто статьи по данной теме печатаются в изданиях, к географии как таковой отношения не имеющих. Это различные издания экономической и политической направленности, примерами которых могут служить ''Российский экономический журнал'', ''Общество и экономика'', ''Российская Федерация'', ''Вопросы экономики'', ''Экономист'' и т.д.
Из большого количества статей по данной теме я отобрал 10 , наиболее интересных, на мой взгляд, и охватывающих, если не всю проблематику по региональной политике в целом, то хотя бы освещающих все самое основное и наиболее важное. Эти статьи я расположил в таком порядке, в каком, по моему мнению, их лучше всего читать.
Статья Лексина В., Андреевой Е., Ситникова А., Швецова А. ''Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья 1,, (Рос. экон. журнал, 1993, ј9)
Основное содержание этой статьи - идеологическая и критикальная база разумной региональной политики как таковой.
Общепризнанной формулы региональной политики до сих пор нет. И это не случайно, ибо сведение сложного и противоречивого к простому и безвариантному - одна из сложнейших задач всякой политики, стремящейся стать действенной. Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формулируются, отстаиваются и защищаются. Из данной методологической посылки следует: региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.
Региональная политика - это отнюдь не совокупность региональных аспектов других политик; она не должна ни быть первичной по отношению к ним, ни выступать их ''региональной'' тенью. Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь ''наедине'' с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой. Подобного рода ''поединки'' - серьезнейшее упущение, ибо региональные интересы - один из самых мощных двигателей созидательной истории.
Каждая политика не только выражает единые интересы, но и консолидирует интересы различные. Поэтому всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика - не исключение, и она в той мере эффективна, в какой достигнут компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов. И подобно идее мира во внешней политике объединительной идеей и государственной и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.
Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства. Главным же интересом каждого региона - блокирование необратимого распада среды, сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов пространственно локализованной среды, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономических, общесоциальных и иных общих потенций есть мощные внутрирегиональные потенции, которые можно реализовать исключительно на местном уровне.
Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимнонеразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной среды на конкретной территории и с учетом местных условий. Государственная же региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Только при этих подходах может быть создана реальная основа для становления ясной и непротиворечивой государственно-местной региональной политики, признающей как общую идеологию согласия, так и наличие специфических интересов у государства и регионов.
Главный
региональный интерес России в настоящее
время должен быть осознан как
минимизация негативных проявлений
территориальной дезинтеграции
на уровне субъектов Федерации, как
поддержка местных
Региональная политика ныне находится одновременно в правовом вакууме и в правовом хаосе. Потенциальное правовое поле региональной политики как таковой интенсивно и бессистемно заросло: за последние годы на Россию обрушена лавина законов, указов, постановлений и распоряжений, без серьезного друг с другом согласования.
А теперь
резюмируем следующее:
1.Региональной политики как сознательно
и последовательно разрабатываемой системы
действий государственных и местных властей
в настоящее время почти нет;
2.Новую российскую региональную политику
приходится создавать практически ''с
нуля'';
3.Искомая политика окажется тем активнее,
чем яснее в ней будут обозначены действительные
региональные интересы, способы и методы
их реализации; истинные субъекты региональных
отношений;
4. Управление решением всех практических
вопросов регионального бытия и региональная
политика вовсе не тождественны;
5. Фундаментальными методами региональной
политики можно в равной мере считать
разъяснение ее содержания, смысла и практической
пользы для всех без исключения сторон;
согласительно-договорные процедуры с
развернутым закреплением условий, обеспечивающих
интересы регионального развития; формирование
соответствующей правовой базы.
Статья '' О концепции региональной политики'' (Экономист, 1995, ј4)
На парламентских
слушаниях в Государственной
Думе речь шла о государственной
стратегии регионального
Главная задача государственной стратегии и региональной политики - в сохранении страны как единого федеративного государства. Т.о., региональная политика - это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для достижения максимально эффективного развития как страны в целом, так и регионов.
Современная региональная политика в России проводится на различных уровнях: государственная стратегия регионального развития, политика регионов (субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления.
Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не может быть обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.
Цели стратегии: сохранение целостности государства, единство экономического, социального, конституционно-правового пространства, обеспечение равенства граждан и народов России независимо от места их проживания, ликвидация фактического социально-экономического неравенства субъектов Федерации, обеспечение геостратегических и геополитических интересов России в сфере регионального развития, обоснование и разработка принципов рационального природопользования и сохранения среды обитания человека во всех регионах, эффективное использование в общегосударственных интересах многообразия вариантов региональной модернизации.
К традиционным
задачам стратегии следует