5.Четкое размежевание
компетенции между разными уровнями
территориального управления; построение
модели самоуправления и самофинансирование
регионов разных рангов с предоставления
максимальных прав низовым региональным
звеньям.
6.Заинтересованность
жителей региона в его ускоренном
социально-экономическом развитии
и привлечение их банковских
сбережений и инвестиций через
выпуск и распространение акций.
7.Беспрерывное воспроизведение
местных ресурсов (земля, лиса, вода)
путем введения и регулирования
платы за ресурсы.
8.Согласованность
текущих и перспективных проблем
экономического развития территории.
9.Разработка механизма
стимулирования экспортной активности
территории. Формирование экспортной
стратегии региона должно основываться
на программно-целевом подходе.
Все принципы экономической
независимости региона предусматривают
расширение товарно-денежных отношений
и их использование в управлении
процессами регионального развития
и для межрегионального взаимодействия.
Все финансовые ресурсы
региона можно поделить на такие
части: ресурсы, которые создаются
и используются на месте, изымаются
за границы территории и те, что
поступают со стороны. Основная роль
принадлежит накоплениям, которые
создаются на месте. Именно они формируют
большую часть денежных ресурсов
населения, предприятий и местного
бюджета.
Соответствующий принципам
экономической независимости региона
и адекватный современному уровню развития
продуктивных сил хозяйственный
механизм управления областью имеет:
-обеспечивать достижение
всей системы целей развития хозяйства
области;
-основываться на
принципах демократизации управления,
которое позволит направить хозяйственную
активность всего населения данной
области на использование имеющихся
резервов;
-органически вписываться
в экономическую, политическую
и организационную структуру
государства;
-быть гибким, способным
перестраиваться или достраиваться
с учетом специфики развития
каждого города и района, расположенных
в области.
В основе действия хозяйственного
механизма регулирования развития области
лежит система целей, которая базируется
на основе учета экономических интересов
всех социальных групп населения, трудовых
коллективов, предпринимателей, ассоциаций
и обеспечивать интенсификацию развития
хозяйства области, прогрессивную перестройку
его структуры, ускорение темпов научно-технического
процесса, решение актуальных социальных
проблем.
К целей государственного
значения можно отнести следующие:
-повышение роли
области в ускорении научно-технического
прогресса за счет усиления
использования интеллектуального
потенциала высококвалифицированных
кадров;
-повышение эффективности
и полноты использования уникального
исторически — культурного потенциала
на основе развития туризма и широкой
пропаганды культуры;
-повышение роли
области в создании рыночной
инфраструктуры, предпринимательской
и деловой активности, развития
внешнеэкономических связей;
-повышение роли
области в решении проблем
здравоохранения;
-повышение роли
области в развитии транспорта.
К целей регионального
уровня можно отнести:
— обеспечение ресурсно-целевой
сбалансированности развития производственного
комплекса городов, районов, области;
-беспрерывное усовершенствование
структуры народного хозяйства
области в направлении увеличения
доли профильных производств,
усиление их комплексности, увеличение
вклада отдельных районов и
мост в развитие области;
-достижение сбалансированности
экономического и социального
развития с учетом необходимости
обеспечения нормативного уровня
и качества жизни населения;
-рациональное использование
районных ресурсов и городских
территорий, сохранение (восстановление)
эколого-производственного равновесия;
-рациональное размещение
продуктивных сил в системе
« государство-область».
К локальным целей, которые
обеспечиваются хозяйственным механизмом
регулирования развития области, принадлежат:
-осуществление перепрофилирования,
перебазирование и ликвидация
производств, неэффективных за
экономическими, экологическими и
социальными критериями;
-решение локальных
проблем повышения качества жизни населения
на данной территории (жилье, продовольствие,
трудоустройство, образование и т.п.);
-повышение эффективности
функционирования агропромышленного,
строительного, энергетического,
транспортного комплексов за
счет реализации их резервов
путем межотраслевого, областного
и межрайонного использования.
Функции конкретного
органа регионального управления вытекают
из задач, которые решаются им. К
ним принадлежат такие, как:
-регулирование хозяйственной
деятельности предприятий и организаций
разных организационно-правовых форм
с целью наиболее эффективного использования
природных ресурсов;
-обеспечение комплексного
развития и эффективного функционирования
производственной и социальной
инфраструктуры с целью повышения
эффективности производственного
потенциала и создание высокого
уровня условий жизни населения;
-защита окружающего
среды и обеспечения воспроизведения
экологических условий существования
территории.
Основные функции
регионального управления:
1)в производственный
сфере – обеспечение эффективного
развития хозяйства региона как
единого целого, в частности: участия
в решении общегосударственных
задач с учетом места региона
в общегосударственном обособлении работы
и специфических интересов региона; эффективного
внутренне — регионального разделения
труда, специализации и кооперирование,
комплексирование хозяйства региона;
эффективной совместной деятельности
предприятий в регионе; благоприятных
условий для размещения и эффективного
функционирования производственных объектов;
эффективного использования территориального
производственного, научно-технического
и ресурсного потенциала; эффективного
развития территориальных производственно-хозяйственных
комплексов; эффективного управления
хозяйством местного назначения, координация
выпуска продукции и предоставление услуг
внутренне — регионального потребления.
2)в социальной
сфере – удовлетворение нужд
населения в работе и обеспеченность
эффективного использования трудового
потенциала региона; создание
условий для воспроизведения
трудового потенциала региона;
обеспечение эффективного развития
социальной инфраструктуры удовлетворения
нужд населения продуктами питания,
товарами и услугами; регулирование
качественных и количественных
характеристик структур расселения
населения на территории; поддержка
благоприятного для жизни, работы
и рекреации экологического среды;
решение вопросов социальной сферы.
Таким образом, цель
регионального управления – это
управления местными делами. К региональным
функциям относятся:
-контроль за осуществлением
экономических, социальных, национально-культурных
и других программ развития
территории;
-контроль за финансовыми
ресурсами региона;
-проводка местной
налогово-бюджетной политики;
-обеспечение имущественных
и земельных отношений в пределах
региона;
-развитие внешнеэкономического
отношения; содействие развития
самоуправления и органов самоорганизации
населения;
-решение административно-территориальных
вопросов;
-рациональная организация
управления;
-контроль за деятельностью
государственных администраций в пределах
полномочий, делегированных им соответствующими
районными или областными советами;
-нормотворческая
разработка и внедрения региональных
нормативных актов.
Для того, чтобы политическая
ситуация была стабильной и эффективно
функционировала экономика, есть потребность
в реализации на региональному уровне
таких функций:
-соблюдение законности
при проводке экономической (макроэкономической)
политики в регионе;
-внедрение в производство
достижений науки и передовых
технологий, создание условий для
всего инновационного и прогрессивного;
-внедрение новых
методов производства, энергосберегающей
и ресурсозберигающей технологии, разных
форм организации производства;
-внедрение четкой
системы мер для обновления
оборудования, привлечение инвестиций
и на этой основе усовершенствования
воспроизведенных процессов производства;
-организация эффективного
управления регионами на основе
выполнения его функций: планирование,
организация, регулирование, анализ,
учет, мотивация, контроль;
-обеспечение процесса
производства конкурентоспособной
продукции для удовлетворения
нужд рынка и для экспорта,
если есть такие возможности;
-рациональное использование
экономического и природоресурсного потенциалов.
Опыт передовых
стран свидетельствует, что реализация
принципиальных подходов и функций
органов регионального управления
будет содействовать улучшению
политической ситуации в регионах,
как основы социально-экономического
развития.
Регионы Украины, согласно
Конституции Украины, должны работать
в рамках национальной экономики, которая
осуществляется за счет межрегиональных
связей регионов с центром. Чем теснее
эти связи, тем более эффективной
будет социальная экономика регионов.
Управление регионом и муниципальным
образованием связано с решением
задач территориальной кооперации
и разделения труда, максимальной мобилизацией
ресурсов с целью экономического
и социального развития региона
или муниципального образования. Осуществление
функций управления предусматривает
их научное обоснование и конкретизацию;
отсюда возникает необходимость рассматривать
регионально-административное управление
в контексте трудового процесса, с помощью
которого обеспечивается целесообразная
деятельность человека или общества в
соответствии с познанными естественными
или общественными законами, объектом
регионального управления должны стать
социально-производственные системы,
в том числе и очень складне, которыми
являются региональные структуры, муниципальные
образования, технологические, экономические,
социальные и другие возможности. Необходимо
связать интересы отдельных предприятий,
работников с муниципальными образованиями
регионов и страны в целом при формировании
социально-производственных комплексов,
налаживании производственной кооперации.
4 ВЫВОДЫ
1.Регион в национальной
экономике рассматривается как
отдельная самостоятельная хозяйственная
система, которая имеет четко
обозначенные границы своей территории,
собственные органы управления,
материальную и финансовую основу
и определяется в большинстве
случаев законодательными актами
государства. Функции управления
представляют собой логику инновационных
действий людей, то есть эффективность
конкретной работы, которая приводит
к росту производительности работы
и уровня жизни населения.
2.Разные виды экономической
деятельности, которые протекают
в пределах региона, происходят
в такой последовательности: производство,
распределение, обмен, потребление,
накопление. Эта последовательность
экономических процессов составляет экономический
цикл и происходит по схеме простого экономического
воспроизведения, когда возрастают как
количественные, так и качественные характеристики
произведенной продукции. Самое расширенное
экономическое воспроизведение должен
обеспечить регионально-административный
менеджмент. Новое определение управления
как инновационной составляющей развития
позволяет сформировать понятие «инновационной
самоорганизации муниципального образования»,
что означает самостоятельное, наиболее
полное использование интеллектуального,
материально-технического и демократического
потенциала каждого субъекта хозяйствования
и муниципального образования в целом
как инновационного развития экономики,
который содействует обеспечению постоянного
улучшения жизни людей.
3.Экономика региона
– это неотъемлемая часть единого
народнохозяйственного комплекса,
которая находится в центре
регионального управления и служит
его основой. Поэтому в управлении
регионом должны преобладать
экономические методы, прежде всего планирования
и бюджетно-финансовое регулирование.
В условиях рыночной экономики все субъекты
хозяйствования должны иметь определенную
экономическую свободу. Экономическая
самостоятельность региона – это возможность
самостоятельно выбирать пути и средства
социально-экономического развития на
базе собственного экономического потенциала,
природных ресурсов и при этом самостоятельно
распоряжаться достигнутыми результатами,
удовлетворять потребности региона с
учетом общегосударственных интересов.