Региональная финансовая политика как основа экономической самостоятельности регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 10:28, реферат

Описание работы

Для стабильного развития общества и эффективного развития государства необходимо обеспечить баланс общегосударственных интересов с интересами регионов и территориальных общин, основываясь на принципах унитарности государства и целостности его территории. Должно быть достигнуто оптимальное соотношение децентрализации и централизации власти, обеспечена сбалансированность социально-экономического развития регионов, учтены их исторические, экономические, экологические, географические и демографические особенности, этнические и культурные традиции.

Работа содержит 1 файл

РЕгиональная эконимика.docx

— 39.93 Кб (Скачать)
 

        
       

                                   Реферат

                                                На тему 

        Региональная  финансовая политика как основа  экономической

                                 Самостоятельности регионов 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

                                                          2010 
 
 
 
 

      1Что такое региональная политика и для чего она нужна.

        Для стабильного развития общества  и эффективного развития государства  необходимо обеспечить баланс  общегосударственных интересов  с интересами регионов и территориальных  общин, основываясь на принципах  унитарности государства и целостности его территории. Должно быть достигнуто оптимальное соотношение децентрализации и централизации власти, обеспечена  сбалансированность социально-экономического развития регионов, учтены их исторические, экономические, экологические, географические  и  демографические особенности, этнические и культурные традиции.  
 
Что же такое региональная политика? Региональная политика – это совокупность региональных решений и действий, относящихся к какому-либо экономико-географическому району страны. Она предусматривает создание эффективно действующей системы власти и управления в центре и в регионах, ее финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение на основе оптимального сочетания общегосударственных, региональных и местных интересов. 
 
В настоящее время задачи региональной политики предусматривают следующее: во-первых, введение механизма стимулирования социального и экономического развития депрессивных территорий; во-вторых, расширение прав регионов в решении задач рыночных преобразований, социальной политики, повышении уровня отчислений из государственного бюджета местным бюджетом, расширении прав регионов в управлении государственной собственностью; в третьих, введение единых социальных стандартов и действенных механизмов социальной защиты населения независимо от экономических возможностей населения, и др.

     
    Преодоление существенных различий в  уровне социально-экономического развития регионов предполагает:

    - децентрализацию  функций исполнительной власти, делегирование регионам значительной  их части;

    - сбалансирование  полномочий между центральными  и местными органами исполнительной  власти и органами местного  управления, разработка эффективного  механизма контроля над исполнением  ими делегированных полномочий;

    - укрепление  местных финансов, окончание процесса  формирования собственности территориальных  обществ, стимулирование развития  регионального международного сотрудничества;

    - введение  механизмов предоставления депрессивным  регионам    государственной поддержки и стимулирования социально-экономического развития.

     
    Государственная региональная политика Украины должна базироваться на таких  основных принципах: приоритет общенациональных интересов, учет особенностей регионов, обеспечение всем регионам одинаковых условий развития, обеспечение законности и стабильности в распределении  полномочий между центром и регионами, ресурсное обеспечение проведения государственной региональной политики, создание системы регионального  управления, которая отвечает государственной  региональной политике. Каждый регион проводит политику по достижению собственных  региональных целей относительно делегированной ему власти.
     
     

Логическая схема  регионального развития в тезисах:

1-й  тезис

Региональное самоопределение - это тип самоопределения, отличный от административного, профессионального, предпринимательского типов самоопределения. Региональное самоопределение –  это формирование позиции центра.Регион берется, как целое, а все остальные образования рассматриваются по отношению к нему как части. Такое, особенное, «региональное» самоопределение может выражаться в документах: историческая миссия региона, концепция, программы развития. Развитие отличается от других процессов изменения тем, что в этом процессе происходят кардинальные ломки, смена парадигм - не только парадигмы размышления, но и парадигмы действия. Региональное самоопределение как элемент развития сообщества необходимо в том случае, когда становится невозможно оценивать и планировать собственные действия в некотором наборе представлений, которые, принципиально устарели.   А это означает, что, продолжая их использовать, продолжая рассматривать будущее как некоторое продолжение прошлого, невозможно распутать клубка состоявшихся проблем.

2-й  тезис

Машины, механизмы  и иные материальные объекты к  развитию не способны, развиваться, способны только люди. Для того чтобы обеспечить определенное развитие, оно должно быть управляемым. Поскольку люди являются носителями различных ценностей  и целей то для обеспечения  управляемого развития они должны быть организованы в рамках одного либо нескольких конечных, т.е. обозримых  с точки зрения управления объектов, например: партия, предприятие, регион и т.п. социальных образований. Поэтому  для развития региона необходимо, прежде всего, определить его границы  как системного объекта. Эти региональные границы формируются в мышлении и деятельности людей посредством  специальной методологической работы и отражаются в стратегии регионального  развития.  

3-й  тезис

Рост благосостояния региона является объективной характеристикой  его развития. Для обеспечения  развития региона необходимо выяснить ресурс желаемых изменений. Средства и  источники регионального развития – это один из ключевых вопросов темы регионального развития в целом  и предлагаемого проекта в  частности. Производительные факторы, обеспечивающие накопление богатства это – природные ресурсы, труд, капитал и знания. Реализация регионального развития направлена на актуализацию и генерирование социально-технологических знаний, как ресурса регионального развития.  

Труд может быть очень дорогим, избыточно дорогим, если рабочая сила в труд преобразуется  плохо, на основе отсталой технологии. С капиталами то же самое, и с ресурсами  то же самое. Например, нефть первоначально  использовалась для освещения в  домах. И довольно долго, пока не поняли, что нефть можно использовать иначе и эффективнее. Если действительно  стать на точку зрения, что процессы индустриального производства больше прибыли не приносят, а единственным источником дельты является такое странное производство, как производство знаний, то все начинает вокруг меняться. И  привычные разговоры о том, что  же делать дальше, повисают в безвоздушном пространстве. Потому что становится непонятным, можем ли мы так рассуждать о будущем, как об индустриальном прогрессе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Развитие региональной  политики в Украине.

Деятельность управления всегда разворачивается в ситуации дефицита средств, искусство управления в том и состоит, чтобы действуя в ситуации ограниченных ресурсов достичь поставленных целей. Поэтому потребность в развитии, в том числе и региональном, возникает в связи с осуществлением управленческой деятельности.

Несмотря на внушительный временной период обсуждений, и разработок по темам регионального развития, на то, что региональное развитие стало  уже предметом политических пристрастий, нельзя утверждать, что в Украине  имеет место успешное продвижение  в этом направлении.

Обычно принято  пенять на «власти» как за успехи, так  и за недостатки в решении различных  задач, имеющих социально-историческое значение. Поэтому первое объяснение сложившейся ситуации в региональном развитии – это недостаточное  внимание со стороны этих самых «властей»  к проблемам регионального развития. Этот уже стандартный для Украины  вывод, по-видимому, является неконструктивным и создает главные проблемы регионального  развития.

Если попытаться обнаружить иные причины неудовлетворительного  продвижения в развитии регионов, то среди первых следует отметить зачаточное состояние и «пробуксовывание» процесса регионализации в Украине. В этом плане, Николаевский регион имеет тяжелую историческую наследственность. Николаевская область с момента своего рождения всегда была частью империи, лишенной регионального самоопределения. Город Николаев выполнял важную государственную задачу – строительство флота. Его структура была полностью подчинена этой задаче, в городе и области работали судостроительные предприятия и объекты, обеспечивающие большую судостроительную машину в комплексе, от системы подготовки кадров и НИИ до судостроительных верфей, портов и систем обслуживания транспорта. Образ потребного будущего Николаевским регионом никогда не был осмыслен самостоятельно, и, практически всегда, за исключением последних десяти лет, его действительный политический статус – «генерал-губернаторство». Гуманитарный и гражданский потенциал общественного самосознания был крайне слаб (в отличие, например от Одессы, которая приняла собственную концепцию «Порто-франко», т.е. свободный торговый регион с конца XYIII-го столетия и привержена этому самостоятельному выбору до сих пор). Миссия Николаевского региона всегда определялась исключительно извне.

Региональное развитие в его индустриальной модели предполагало масштабные государственные инвестиции в новое индустриальное и социальное строительство, а также развертывание  больших миграционных проектов. Дальнейшая индустриализация территорий бессмысленна как с культурно-исторической точки  зрения, так и в силу отсутствия у государства достаточных средств. В Украине нет новых "прорывных" технологий и индустриальных проектов, требующих гигантского строительства  и способных обеспечить долгосрочный региональный рост. Специфические для  советской эпохи силовые и  идеологические средства мобилизации  человеческих ресурсов уже не могут  быть использованы, и поэтому индустриализация сырьевых зон неминуемо окажется не обеспеченной рабочей силой.

В современном мире интеллектуально-емкие технологии (информационные, энергосберегающие, экологически чистые и т.д.) в стратегическом плане  стали более важными, нежели производство стали, автомобилей и других продуктов  индустриального периода развития. Уже сегодня стоимость интеллектуального  продукта в международном товарообороте  сравнялась со стоимостью товарной массы. Государство, которое опережающими темпами не стимулирует у себя развитие интеллектуального капитала, не может рассчитывать на более или менее достойное место в мировом сообществе.  

В ближайшее десятилетие  может сформироваться новая индустриально-технологическая  платформа. Однако критическая масса  ее возможных прототипов пока еще  не сложилась. Наверное, в тот момент, когда эти прототипы станут эталоном, можно будет говорить о новой  парадигме развития, ассимилирующей энергию инновационной экономики  и по-новому собирающей территории и человеческие ресурсы.

Инновационная экономика  должна стать не только самостоятельным  сектором, народного хозяйства Украины, но и условием повышения конкурентоспособности  других отраслей. Кардинальное увеличение добавленной стоимости, создаваемой  в инновационном секторе и  с помощью инноваций в традиционных отраслях, должно стать одним из важнейших государственных приоритетов. Государственная региональная политика Украины, в свою очередь, должна стимулировать  переход к инновационной модели развития и придать новый культурный и геоэкономический смысл региональным проектам и инициативам. Ее основная задача — обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях и создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Необходимо сформировать новые — инновационные — технологии управления развитием территорий, работающие на повышение конкурентоспособности украинских регионов и страны в целом.

Если ставится задача проектирования механизмов регионального  развития для Украины, необходимо четко  определиться с тем, переход к  какой модели развития должны обеспечить эти институты, в какой парадигме  развития Украина собирается строить  свое будущее.

Эпоха экстенсивного (колониального) освоения территорий, когда масштаб владений предопределял  статус и хозяйственную мощь той  или иной страны, закончилась еще  на рубеже XIX и XX веков. Начиная с  этого времени, и до последней  четверти прошлого столетия развитие понималось как индустриализация. Территория становилась той физической платформой, на которой происходило размещение производительных сил. Территориальная  политика государств была направлена на то, чтобы обеспечить на территории оптимальную конфигурацию главных  факторов индустриального производства — рабочей силы, основных фондов, энергетических и сырьевых источников, обслуживающих комплексов и инфраструктур.

Информация о работе Региональная финансовая политика как основа экономической самостоятельности регионов