Начиная с 90-х годов
XX века, индустриальные приоритеты регионального
развития в постсоветской Украине
оказались утрачены. И причина
не только в смене общественно-политического
курса. Во многом сама эта смена была
предопределена общемировым кризисом
индустриальной модели развития. Индустриальные
сектора экономики бывшего СССР
уже не давали той "дельты", которая
позволяла бы финансировать государственную
машину межрегионального и межотраслевого
перераспределения ресурсов. Старые
централизованные механизмы регионального
управления и планирования были разрушены,
а новые так и не сформировались.
В это время Запад совершил
скачок вперед, приняв модель инновационного
развития, пришедшую на смену индустриальной.
Важнейшей задачей в области региональной
политики стало формирование механизмов
и инфраструктур инновационной экономики:
на каждом уровне — наднациональном, государственном,
региональном, локальном. Так называемая
"экономика знаний" опирается уже
не на природные ресурсы, а на человеческий
капитал и потому ставит перед региональной
политикой вопрос о формировании среды
для восстановления и развития человеческих
и природных ресурсов. Существенно возрастает
роль гуманитарного фактора в обеспечении
экономического роста. Ускоренными темпами
создаются инфраструктуры, обеспечивающие
экологизацию хозяйственной деятельности,
информатизацию управленческих процессов
и капитализацию человеческих ресурсов.
Прежний подход к
территории как объекту индустриального
освоения и эксплуатации, свойственный
индустриальной фазе развития, уже
не работает. Региональная политика все
больше приобретает средовой характер,
трансформируясь в так называемое
пространственное развитие.
Принятие инновационной
модели развития порождает ситуацию,
в которой основная доля в добавленной
стоимости достается центрам
управления инновационными процессами.
Эти центры, как правило, контролируются
крупнейшими транснациональными компаниями,
они значительно более мобильны,
чем традиционное индустриальное производство,
и могут достаточно свободно перемещаться
поверх административно-территориальных
границ. Уход центра управления с территории
означает и перемещение центра прибыли,
что превращает размещенные на территории
технологические комплексы в
производственные цеха - фактические
центры затрат, несущие к тому же
на себе все экологические и социальные
риски.
Все это порождает
новые диспропорции в территориальном
развитии современных государств. Наиболее
прибыльная деятельность, финансовый
и человеческий капитал начинают
концентрироваться в небольшом
количестве мест ("центрах развития"),
где скапливаются основные мощности
инновационного уклада — центры принятия
решений, информационные технологии, базы
знаний. Все остальные территории
автоматически превращаются в сырьевую
и технологическую периферию - поставщиков
необходимых ресурсов и зоны для
сброса устаревших технологий.
Инструменты реализации
региональной политики на государственном
уровне делятся на шесть основных
групп:
- административно-управленческие
(например, придание особого статуса северным
территориям Канады как ресурсной зоне
общегосударственного значения и выделение
их из традиционной сетки административно-территориального
устройства);
- средства сдерживания
размещения новых предприятий в перенаселенных
районах (например, во Франции в отношении
Парижа и его пригородов);
- пространственное
распределение экономической деятельности
государства (например, в Италии через
размещение предприятий государственного
сектора осуществлялось воздействие на
региональные рынки труда, а также до какого-то
времени действовала схема предпочтительных
государственных закупок у поставщиков
из определенных районов);
- финансовое стимулирование
компаний (дотации на определенные суммы
инвестиций, кредиты, финансовые льготы,
субсидии в связи с созданием рабочих
мест и т.п.);
- создание физических
инфраструктур (включая механизмы концессии
в области транспорта, которые используются,
например, в Скандинавских странах);
- так называемые
"мягкие" меры стимулирования развития
(создание благоприятной бизнес-среды,
поддержка информационных сетей, консалтинговой
деятельности, образования, научных исследований
и технических разработок).
Искусство региональной
политики состоит в том, чтобы, сочетая
использование вышеназванных инструментов,
дать региону минимум, но минимум, достаточный
для его развития. Важной характеристикой
региональной политики считается ее
централизм. Всегда существует некий
штабной центр, в котором принимаются
основные решения и который обеспечивает
координацию различных институтов,
вовлеченных в процесс реализации
региональной политики.
Необходимость принятия
решений "наверху", т.е. на уровне,
на котором можно оценить ситуацию,
взвесить проблемы и понять перспективы
регионов, вовсе не означает, что
региональная политика должна и реализовываться
"сверху". Часто именно сами регионы
наилучшим образом используют представившиеся
возможности в рамках принятых штабным
центром решений. В результате этого
в ряде стран роль центрального правительства
смещается в сторону разработки
и координации политики, а не ее
проведения.
Мировая практика показывает,
что помимо штабного центра, функции
которого, как правило, выполняет
специальное министерство региональной
политики, могут существовать также
комитеты и агентства регионального
развития. Их функции в системе
регионального развития выглядит следующим
образом:
- Министерство
региональной политики выполняет функции
штабного центра, т.е. принимает основные
решения в области региональной политики,
организует их реализацию и финансирование,
координацию и контроль;
- комитеты по пространственному
планированию, как правило, объединяют
ряд административно-территориальных
единиц и обеспечивают публично-правовой
характер и нормативную структуру региональной
политики (лицензирование, стандартизация,
унификация, оценка и т.д.);
- агентства регионального
развития преимущественно экстерриториальны
и являются операторами рыночного типа,
т.е. интегрируют инициативу бизнеса, территориальных
и профессиональных сообществ.
В условиях рыночной
экономики все субъекты хозяйствования
( как отраслевые, так и территориальные)
должны иметь полную экономическую свободу.
Только в условиях свободных экономических
отношений субъекты хозяйствования достигают
своей наивысшей эффективности.
Экономическая самостоятельность
региона – это объективная
необходимость формирования новых
экономических отношений. Ее надо рассматривать
прежде всего как экономическое пространство
для деятельности предприятий в пределах
определенной территории на принципах
экономической эффективности, экономической
целесообразности как относительно самостоятельную
социально-экономическую систему воспроизведения.
Под экономической
самостоятельностью региона понимается
возможность решения вопросов комплексного
экономического и социального развития,
которые входят в компетенцию
соответствующего уровня территориального
управления на правовых началах с
использованием финансовых, экономических
и материально-технических ресурсов
региона и при этом самостоятельно
распоряжаться достигнутыми результатами,
удовлетворять потребности региона
с учетом общегосударственных интересов.
Экономическая самостоятельность
региона состоит прежде всего в том,
что она содействует удовлетворению, прежде
всего, внутренних потребностей региона
и обеспечению стойкого развития народного
хозяйства без дотаций, субвенций, субсидий
и других льгот. Самостоятельность регионов
во многом определяется мерой их автономии
от источников сырье и разных материалов,
которые находятся в других областях и
особенно в других странах.
Необходимость экономической
самостоятельности регионов обусловлена
объективными обстоятельствами. Демократизация
общественной жизни, рыночные отношения
разбудили социально-экономическую
инициативу населения, предпринимателей,
городских Советов, общественных организаций.
Экономической основой
самостоятельности территориально-административного
образования есть его развитие по
законам регионального воспроизведенного
процесса. Именно воспроизведенный^-воспроизведен-воспроизведенный-регионально-воспроизведенный
процесс определяет вертикальные и горизонтальные
связи и зависимость. Каждый воспроизведенный
цикл, как и региональная экономика в целом
имеет открытый характер, который позволяет
региону выходить на решение межрегиональных
проблем.
Основным требованием
реализации принципа экономической
независимости территории есть ее участие
в территориальном разделении труда
всей республики.
Предпосылками экономической
самостоятельности региона есть
прежде всего перестройка экономических
отношений, послабление влияния центральных
органов управления на формирование стратегии
и тактики функционирования территориально-административных
образований и замена лимитно — распределительных
отношений эквивалентными финансово-экономическими
связями и зависимостями.
Важным условием
экономической самостоятельности
региона есть установления прямой зависимости
его экономических возможностей
от эффективности собственного хозяйствования,
а также экономики государства.
Основой экономической
самостоятельности региона есть
его собственность прежде всего на
естественные ресурсы. Ее объектом есть:
земля, естественные ресурсы, предприятия
материального производства, организация
работы заведений социальной и духовной
сферы (народного образования, здравоохранения,
торговли, общественного питания, культуры
и т.п.), что расположенные на соответствующей
территории и закрепленные Законом Украины
о собственности. В общем контексте выделяют
две формы территориальной собственности:
общегосударственную и коммунальную.
К общегосударственной относится собственность,
которая принадлежит государству; под
коммунальной понимают собственность
таких территорий, как область, город,
район, село.
Экономическая самостоятельность
региона (области) возможная лишь при
создании законодательных гарантий
и соответствующих нормативных
положений, к которым нужно отнести
положение о региональных передплановые
и плановые разработки, региональную финансово-кредитную
систему, региональное программное планирование,
региональную инвестиционную политику,
взаимоотношения между субъектами региональной
собственности, региональное управление,
региональную систему налогообложения,
ценообразование, оплату труда.
Непременным условием
экономической самостоятельности
есть наличие постоянных источников
формирования финансово-экономических
и материально-технических результатов.
Речь идет об установлении долгосрочных
нормативов распределения дополнительного
продукта, определение компетенции
территориальных органов управления
в использовании местной продукции
для формирования внутренне регионального
рынка и обеспечения первоочередных нужд
социально-экономического развития, участия
региона во внешнеэкономической деятельности,
формировании собственных ресурсов для
реализации программ развития социально-экономического
среды.
Экономическая самостоятельность
региона – это состояние региональной
системы, при которому органы местного
самоуправления разрабатывают и осуществляют
стратегию и тактику решения социальных,
экономических и экологических проблем
регионального развития.
К самым важным принципам
экономической независимости региона
относят такие:
1.Установление взаимоотношений
между регионом (областью) и государством
на основе признания самостоятельности
экономических интересов области:
независимость в принятии решений,
связанных с удовлетворением
нужд жителей, развитие социальной
сферы, рациональным природопользованием,
развитием производственной инфраструктуры.
2.Эквивалентность
производственно-экономических связей
между регионом и расположенными
на его территории предприятиями
и хозяйственными организациями.
Это означает приемлемость только
тех производственно-экономических
отношений, которые не вводят
в экономический убыток и вкладываются
в схему самоокупаемости и
самофинансирование предприятий
и организаций.
3.В условиях экономической
самостоятельности региона коренным
образом меняется подход к
инвестиционной и производственной
политике – это четкое определение
приоритетов социально-экономического
развития и ранжирования нужд
во времени и просторные учитывая
собственные возможности, источника
финансирования.
4.Комплексность и
системность всех элементов и
структурных уровней экономического
управления и хозяйствования
области на базе комплексных
программ экономического и социального
развития, подкрепленных расчетами,
которые гарантируют реальность
разработанных мер и экономические
результаты.