Регион как объект хозяйствования и управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Ориентация на развитие рыночных отношений оказала существенное влияние на изменение содержания стоящих перед регионами задач и на средства их решения. Развитие рыночной экономики сопряжено с требованием реализации гражданских прав и свобод граждан России, вот почему все регионы должны обеспечить право свободного выбора места жительства и трудовой деятельности, право на достойный уровень благосостояния, право на образование и другие. Решение отмеченных и других задач в регионах не может быть обеспечено исключительно на основе механического подхода к выравниванию уровня и качества жизни. Оно в определенных пределах достижимо в результате смягчения противоречий между экономическими и социальными целями развития регионов, через определение приоритетов в их развитии, через компромисс общественных сил, достижение экономической эффективности и социальной справедливости.
Актуальной проблемой, создающей угрозу экономической безопасности и территориальной целостности страны, становится усиливающаяся неравномерность социально–экономического развития субъектов РФ. Так, из анализа социально–экономического развития субъектов РФ следует, что диапазон основных макроэкономических показателей весьма велик. Сгладить существующие различия и объективную разницу между уровнями экономического развития субъектов РФ призвана разумная государственная экономическая политика, стимулирующая развитие перспективных отраслей экономики, повышающая финансовую самодостаточность территорий, и приводящая в конечном итоге к сбережению народонаселения России.

Работа содержит 1 файл

регион как объект хозяйствования и управления.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     Указанные факторы определяют особенности  государственного управления на уровне субъектов федерации.

     Во-первых, в регионах осуществляется двойное, но раздельное государственное управление. С одной стороны, на территории региона федеральные органы ведают общегосударственными вопросами на основе либо общего регулирования (издание федеральных законов, постановлений правительства и т. д.), либо путем управления на местах отделами, управлениями федеральных министерств, либо в соответствии с договорами о разграничении полномочий между федерацией и тем или иным субъектом РФ.

     С другой стороны, субъект федерации  осуществляет государственное управление по вопросам, отнесенным конституцией к его совместному ведению.

     Во-вторых, государственное управление субъекта ограничено не только территориально, но и кругом полномочий. К собственным исключительным полномочиям субъекта относятся те, которые остаются за вычетом исключительных полномочий федерации и совместных полномочий федерации и субъекта. Это так называемые остаточные полномочия. В субъектах федерации могут существовать отделы и управления центральных министерств и ведомств. Они осуществляют исключительные полномочия федерации и совместные полномочия федерации и субъектов в сфере исполнительной власти.

     В административно-территориальных единицах субъектов федерации (тех, которые  являются муниципальными образованиями) действует местное самоуправление. Субъекты же принимают законы о местном  самоуправлении (федерация устанавливает только общие принципы).

     Местное самоуправление автономно. Многие вопросы  в соответствии с конституцией и  законами входят в его сферу. К  тому же субъект может по своему желанию передать часть своих  функций местному самоуправлению. Передавая  определенные функции, субъект в соответствии с законом должен передавать материальные и финансовые средства, необходимые для выполнения этих функций, что иногда забывается в практике регионального управления.

     Функции исполнительной власти осуществляет администрация субъекта. Это может быть единоличный губернатор, либо президент субъекта федерации. Губернатор или президент субъекта Федерации назначается Президентом РФ.

     В субъектах федерации существует свое правительство. В тех случаях, когда его назначает губернатор, глава правительства действует под руководством губернатора, а правительство решает в основном вопросы оперативного управления.

     Один  из самых сложных вопросов управленческой деятельности субъекта федерации связан с соблюдением ее границ. Субъект  обычно стремится расширить границы собственного управления, захватывает "куски" федеральных полномочий и вмешивается в сферу муниципального самоуправления. Это порождает проблему двух- и трехсторонней координации деятельности федерации, ее субъекта и муниципалитетов. Нередко она осложняется неясностями в осуществлении совместных полномочий. В конституциях они сформулированы в общем виде, а конкретно права и обязанности не разделены. С этой целью федерация и субъекты заключают между собой договоры о распределении совместных предметов ведения между органами государственной власти федерации и субъекта, иногда одни совместные полномочия передаются федерации, а другие — субъекту. Есть единичные аналогичные документы за подписями трех участников: федерации, субъекта и другого субъекта (автономного округа), который расположен на территории другого, более крупного субъекта (например, Тюменская область). Двусторонние договоры о распределении полномочий и ответственности заключают также Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов федерации. В условиях федеративного государства и самостоятельности местного самоуправления, с учетом масштабов территории страны для решения указанных задач приоритетным направлением региональной политики должны стать разработка и внедрение системы мер, обеспечивающих мотивацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти к наращиванию собственного экономического потенциала соответствующих территорий. Предоставляемая за счет вышестоящих бюджетов финансовая и иная материальная поддержка регионам и муниципальным образованиям как инструмент региональной политики должна предусматривать ее предоставление на условиях, стимулирующих экономическое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Одновременно важной задачей является сохранение условий для динамичного развития лидирующих, с точки зрения экономического развития, территорий.

     В Российской Федерации, в основном, создана нормативно-правовая база для осуществления региональной политики. Полномочия между различными уровнями власти в целом разграничены, упорядочено бюджетное устройство и сформированы принципы межбюджетных отношений, закреплены правовые основы осуществления территориального планирования, определены организационно-правовые условия для развития местного самоуправления, сформированы механизмы стимулирования эффективной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако остается не решенным ряд проблем реализации региональной политики.

     Процесс разграничения полномочий между  различными уровнями власти в соответствии с законодательно установленными принципами нуждается в оптимизации, организация эффективного исполнения полномочий обеспечивается не в полной мере; процесс осуществляется недостаточно динамично и не всегда последовательно.

     Недостаточно  эффективна координация деятельности территориальных органов, федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на комплексное социально-экономическое развитие регионов, создание благоприятных инвестиционных условий.

     Важнейшим инструментом влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является размещение и развитие на их территориях федеральной производственной, социальной, транспортной и таможенно-логистический инфраструктуры.

     Нестабильность доходной части региональных и местных бюджетов усиливается в связи со слабой урегулированностью трансфертного ценообразования в вертикально интегрированных компаниях, а также с повышенной зависимостью от налога на прибыль организаций.

     Отсутствуют механизмы ответственности региональных и местных органов власти за эффективное использование средств финансовой помощи территориям - получателям трансфертов. Недостаточна мотивация органов власти регионов и муниципалитетов к сокращению финансовой помощи и развитию собственного налогового потенциала.

     Законодательно  не установлен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, основанный на едином методологическом подходе, учитывающем  объективные потребности той  или иной территории в дополнительном финансировании, уровень бюджетной обеспеченности и способность территории самостоятельно за счет собственных доходов обеспечить финансирование расходных обязательств.

     Достижение  базовой цели, решение задач и  проблем региональной политики осуществляется путем разграничения полномочий и организации взаимодействия органов государственной власти органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, стратегического планирования, территориального планирования, налогово – бюджетного регулирования, реализации федеральных целевых программы, финансирования инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, создания особых экономических зон и использования других инструментов и механизмов региональной политики.

 

      ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

     Создание  стабильного общества и развитие экономики государства невозможно без решения вопроса межрегиональных  различий и отставания в развитии отдельных регионов. Из-за этого  особенно актуальной становится задача стабилизации экономики регионов, состояние которых оценивается как критическое, и определения путей перехода к стабильному состоянию их экономики.

     Впервые в истории Российской федерации  проблема неоднородности экономического развития и особого отставания некоторых регионов обеспокоила правительство в 1992 г, однако комплексный подход, который помог бы данным территориям усилить собственную экономику, не разработан по сей день, поэтому вопрос дальнейшего их развития стоит особенно остро.

     В 1998г было узаконено понятие депрессивных регионов России, а в федеральном бюджете была предусмотрена поддержка таких регионов. Впоследствии была сделана попытка наметить структуру законопроекта о государственной поддержке регионов. Уточнялись понятия депрессивных территорий как объектов специальной государственной поддержки, намечались цели и принципы предоставления этой поддержки, отрабатывались механизмы её предоставления тем, чьё состояние оценивалось как кризисное и не способное к стабилизации или улучшению. К 2001 г. был разработан проект федерального закона "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации", однако далее второго чтения проект не продвинулся, в то время как многочисленные проблемы экономического развития российских регионов говорят о необходимости выработки новой стратегии региональной стабилизации . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Рассмотрев  и проанализировав материал, касающийся управления регионами в России, а проблема занимает важное место в сфере государственного управления, можно сделать определенные выводы. Региональная политика является основной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны. Было бы сложно управлять такой огромной страной без введения региональной политики, так как - что для одного российского региона хорошо, то может быть неприемлемо для другого. Именно поэтому, следует четко и ясно представлять для какого региона хороши одни типы инструментов региональной политики, а для какого другие, то есть применять инструменты следует только точно зная проблемы того или иного региона. Разработке качественных и эффективных инструментов региональной политики уделено достаточное внимание со стороны глав государства, правительств, органов местного самоуправления. Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Но, конечно, не всегда удается подобрать точные инструменты для коррекции различного рода несовершенств того или иного региона Российской Федерации. Это объясняется, с одной стороны, незавершенностью процесса формирования самой региональной политики, с другой – нестабильностью законодательства по региональной политике.

     Калининградская область является примером модели регионального  управления ,на территории которой  функционирует особая экономическая  зона. Несмотря на особое внимание государства  к данному региону существует множество проблем, которые необходимо решать на высшем государственном уровне.

     Заключая, можно констатировать, что пока в  принципе не существует идеальной модели регионального управления в Российской Федерации, так же как и не существует сверхэффективных инструментов, которые при реально имеющейся на данном этапе в России скудной экономической базе могли бы повсеместно удовлетворить самые насущные нужды населения ее субъектов. 

 

     СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ 

1.Конституция  РФ

2.ФЗ "О федеральных  целевых программах регионального развития"

3.Постановление  Правительства РФ "О федеральной  целевой программе развития Калининградской  области"

4.Абдулатипов  Р.Г. Федералогия- СПб.:Питер,2004

5. Василенко  И.А. Государственное и муниципальное  управление-М.,2005

6.Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление- М.,2005

7. Говоренкова  Т.М., Жуков А.И.Россия. Федеративное  устройство, административно-территориальное  деление и муниципальное устройство  субъектов Федерации- М.,2000

8. Государственно-территориальное  устройство России /под ред. Гранберга А.Г., Кистанова В.В.-М.,2003

9. Малин А.С.  Региональное управление – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ,2006

10. Межевич Н.М.  Основные направления региональной  политики Российской Федерации-СПб,2007

11. Региональная  экономика и управление: учебное пособие/под ред. Коваленко Е.Г.-СПб:Питер,2005

12. Регион как  субъект политики и общественных  отношений/под ред. Рубаревич  И.В.,М.,2000

13. Рой О.М.  Система государственного и муниципального  управления-СПб:Питер,2004

14. Типология  российских регионов/под ред.Главацкой Н.-М.,2002

15.Швецов А.Н.  Традиционный централизм или  новый регионализм: подходы к  обеспечению территориального развития. Регион: экономика и социология. 2007 №1

16. archive.kremlin.ru

Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления