Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:23, курсовая работа
Ориентация на развитие рыночных отношений оказала существенное влияние на изменение содержания стоящих перед регионами задач и на средства их решения. Развитие рыночной экономики сопряжено с требованием реализации гражданских прав и свобод граждан России, вот почему все регионы должны обеспечить право свободного выбора места жительства и трудовой деятельности, право на достойный уровень благосостояния, право на образование и другие. Решение отмеченных и других задач в регионах не может быть обеспечено исключительно на основе механического подхода к выравниванию уровня и качества жизни. Оно в определенных пределах достижимо в результате смягчения противоречий между экономическими и социальными целями развития регионов, через определение приоритетов в их развитии, через компромисс общественных сил, достижение экономической эффективности и социальной справедливости.
Актуальной проблемой, создающей угрозу экономической безопасности и территориальной целостности страны, становится усиливающаяся неравномерность социально–экономического развития субъектов РФ. Так, из анализа социально–экономического развития субъектов РФ следует, что диапазон основных макроэкономических показателей весьма велик. Сгладить существующие различия и объективную разницу между уровнями экономического развития субъектов РФ призвана разумная государственная экономическая политика, стимулирующая развитие перспективных отраслей экономики, повышающая финансовую самодостаточность территорий, и приводящая в конечном итоге к сбережению народонаселения России.
Курсовая работа
на
тему: Регион как
объект хозяйствования
и управления.
Введение
Ориентация
на развитие рыночных отношений оказала
существенное влияние на изменение содержания
стоящих перед регионами задач и на средства
их решения. Развитие рыночной экономики
сопряжено с требованием реализации гражданских
прав и свобод граждан России, вот почему
все регионы должны обеспечить право свободного
выбора места жительства и трудовой деятельности,
право на достойный уровень благосостояния,
право на образование и другие. Решение
отмеченных и других задач в регионах
не может быть обеспечено исключительно
на основе механического подхода к выравниванию
уровня и качества жизни. Оно в определенных
пределах достижимо в результате смягчения
противоречий между экономическими и
социальными целями развития регионов,
через определение приоритетов в их развитии,
через компромисс общественных сил, достижение
экономической эффективности и социальной
справедливости.
Актуальной проблемой, создающей угрозу
экономической безопасности и территориальной
целостности страны, становится усиливающаяся
неравномерность социально–экономического
развития субъектов РФ. Так, из анализа
социально–экономического развития субъектов
РФ следует, что диапазон основных макроэкономических
показателей весьма велик. Сгладить существующие
различия и объективную разницу между
уровнями экономического развития субъектов
РФ призвана разумная государственная
экономическая политика, стимулирующая
развитие перспективных отраслей экономики,
повышающая финансовую самодостаточность
территорий, и приводящая в конечном итоге
к сбережению народонаселения России.
Цель курсовой работы – изучить особенности
региона как объекта хозяйствования и
управления.
Объект исследования – регион.
Предмет исследования – социально-экономические
процессы региона как область управления.
1. Регион как объект хозяйствования и управления
1.1 Понятие региона, его основные признаки
В современной учебной и научной литературе понятие «регион» трактуется неоднозначно, а порой и противоречиво.
В
узком (политико-правовом) смысле слова
под регионом понимают административно-
Кроме того, в учебной и научной литературе под регионами понимаются как обширные территории, охватывающие целые континенты или группы стран, так и несколько соседствующих друг с другом субъектов Российской Федерации, отличающихся особенностями исторического развития, географического положения, природных и трудовых ресурсов, специализации хозяйства и т.д.
В целом в науке под регионом понимается часть территории, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Однако при этом каждая научная дисциплина отдает приоритет тому или иному регионообразующему фактору. Поэтому под «регионом» в этих дисциплинах подразумеваются подчас различные объекты.
В географии регион — это определенный территориальный комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и населения, находящихся в особых отношениях друг с другом и составляющих вместе особую часть поверхности земли.
В экономике регион рассматривается как сложное соединение многочисленных звеньев производственных систем и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответствующими управленческими структурами.
В культурологии регион определяется как специфическое культурное образование, вписанное в общий «пейзаж», основу которого составляют однородная физическая среда и более или менее однородная экономика, составляющие каркас общественной жизни и общий фон исторического и нравственного развития. В культурологической литературе понятие «регион» часто используется также в качестве аналога особого «мира» с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением.
В политологии «регион» — это часть территории одной или нескольких соседних стран с более или менее однородными природными, экономическими, социально-политическим и культурными условиями. В политологической литературе регион часто рассматривается как группа стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами. При этом государства, объединенные в регион, должны иметь некий интегрирующий географический фактор, например общий выход к морю или систему естественных транспортных коммуникаций (например, Ближний или Средний Восток, Центральная или Восточная Европа).
В
теории государственного управления дается
формально-юридическая
В
рамках доктрины европейского интегрального
федерализма определение
В Указе Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. При этом отмечается," что регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.
В узком смысле понятие регион употребляется для обозначения территориального сообщества в административных границах субъекта Российской Федерации, которое характеризуется таким чертами, как целостность и управляемость.
Целостность как характерная черта региона реализуется в первую очередь в социально-политическом и экономическом отношениях. В первом случае речь идет о наличии в регионе особого территориального сообщества людей, объединенного определенными историческими традициями, образом жизни, менталитетом и выступающего объектом управления со стороны органов государственной власти, осуществляющих свою деятельность в рамках Российской Федерации.
С экономической точки зрения целостность региона означает наличие устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных связей, пропорциональное сочетание в нем различных отраслей народного хозяйства, рациональное использование регионального природно-ресурсного потенциала. Экономическая целостность региона проявляется прежде всего в комплексности регионального хозяйства, которая означает сбалансированность и согласованное развитие его производительных сил, отсутствие значительных внутрирегиональных хозяйственных диспропорций, наличие способности в условиях социальной и политической стабильности осуществлять в региональных пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.
Характерной
чертой региона является также управляемость,
которая самым непосредственным
образом связана с
Выделяют следующие функции региона:
- Институциональные (регион - это часть территории страны);
- Экономические - обеспечение эк-кой безопасности стран в целом и создание условий свободной деятельности в регионах (региональная функция спроса, региональная функция предложения, функция региональной активности, функция региональной специализации, функция регионального управления, хозяйственная функция региона, демографическая функция, социально-бытовая функция);
- Социальные;
- Экологические;
-Психологические.
Степень реализации функций зависит от
факторов:
- уровень развития промышленного комплекса региона и страны;
- степень обеспечения природными ресурсами;
- обеспеченность и качество трудовых ресурсов;
- наличие уникальных свойств региона, имеющих уникальную значимость;
- социально-политическая стабильность в регионе;
- финансовые возможности региона;
- геополитическое положение региона.
Множество подходов к анализу региональных проблем, самого понятия региона и его функций определило наличие огромного числа классификаций регионов. Одинаковых регионов нет, есть давно освоенные и недавно освоенные, есть центральные и периферийные, есть, где численность населения растет, и есть – где падает, в одних преобладает численность населения старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи. Регионы отличаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров. Классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газопромышленные и другие.
Чаще всего в основу классификации регионов кладутся следующие критерии: уровень и темпы экономического развития, тип территориальной структуры, коэффициент плотности населения, темпы прироста населения, характер и коэффициент производственной специализации и др. В настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, высказывается новый критерий классификации, а именно, емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т.е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.
В экономической науке существуют и другие подходы к классификации регионов. Так, например, в индустриально развитых странах Запада принято выделять:
1. депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;
2. стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;
3. пионерные регионы или регионы нового освоения;
4. микрорегионы или первичные экономические регионы;
5. экономические регионы первого порядка (или генеральные), образующие схемы регионального макроделения страны;
6. программные (плановые) регионы – регионы, на которых распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами данной сетки;
7. уникальные регионы, связанные с реализацией крупных строек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные регионы).
В современной России в связи с продолжающимся кризисом особое значение получают проблемные регионы. Среди них обычно выделяют:
q Слаборазвитые: Северный Кавказ, Марий Эл, Алтай, Тува, Псковская и Астраханская области.
q Депрессивные: Северо-запад, Центральный, Поволжский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский
q Приграничные: Калининг
q Экологически опасные: Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбас, побережье Каспийского моря.
Вследствие огромных различий природно-географических, экономических и других условий в регионах России региональные воспроизводственные процессы уникальны, их эффективность является необходимым условием комплексного пропорционального развития региональной экономики. Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Уровень развития регионов обусловливается не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания федеральных и региональных социально-экономических интересов, которые определяют разумную и действенную региональную экономическую политику.
Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления