Регион как объект хозяйствования и управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Ориентация на развитие рыночных отношений оказала существенное влияние на изменение содержания стоящих перед регионами задач и на средства их решения. Развитие рыночной экономики сопряжено с требованием реализации гражданских прав и свобод граждан России, вот почему все регионы должны обеспечить право свободного выбора места жительства и трудовой деятельности, право на достойный уровень благосостояния, право на образование и другие. Решение отмеченных и других задач в регионах не может быть обеспечено исключительно на основе механического подхода к выравниванию уровня и качества жизни. Оно в определенных пределах достижимо в результате смягчения противоречий между экономическими и социальными целями развития регионов, через определение приоритетов в их развитии, через компромисс общественных сил, достижение экономической эффективности и социальной справедливости.
Актуальной проблемой, создающей угрозу экономической безопасности и территориальной целостности страны, становится усиливающаяся неравномерность социально–экономического развития субъектов РФ. Так, из анализа социально–экономического развития субъектов РФ следует, что диапазон основных макроэкономических показателей весьма велик. Сгладить существующие различия и объективную разницу между уровнями экономического развития субъектов РФ призвана разумная государственная экономическая политика, стимулирующая развитие перспективных отраслей экономики, повышающая финансовую самодостаточность территорий, и приводящая в конечном итоге к сбережению народонаселения России.

Работа содержит 1 файл

регион как объект хозяйствования и управления.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

     1.2 Регионообразующие  факторы

     Важную  роль в определении сущности понятия  «регион» играют его структурообразующие факторы. К числу таких его внутренних факторов относятся:

     1) история региона; 

     2) государственное и территориальное  устройство;

     3) географические и климатические  условия, природные ресурсы; 

     4) народонаселение, его динамика, расселение и урбанизация;

     5) этнический состав населения;

     6) экономико-географическое состояние; 

     7) трудовые ресурсы. 

     История региона как история хозяйственного его освоения и формирования территории имеет очень важное значение для  понимания многих современных региональных проблем.

     Государственное и территориальное устройство региона  позволяет определить его место  и статус в административно-территориальном  делении страны; выявить административно-территориальное  деление самого региона; показать систему  органов региональных органов государственной власти; выявить характер взаимоотношения региона и центра, роль центра в развитии региона.

     Географические  и климатические условия, природные  ресурсы региона оказывают существенное влияние на региональное сообщество. Размеры территории региона и его геополитическое положение, состояние его границ, среда обитания, состояние сельскохозяйственных угодий, наличие полезных ископаемых, наличие зон чрезвычайных ситуаций (наводнений, землетрясений, лесных пожаров, извержений вулканов) являются важными факторами в функционировании региональных систем.

     Народонаселение региона и его динамика (естественная и миграция), расселение (дисперсное и групповое), урбанизация — все  это также выступает регионообразующим  фактором. Есть густонаселенные регионы («народ без пространства») и малонаселенные («пространство без народам). Интересы совместного проживания в одном регионе велики, особенно в больших городах и мегаполисах, имеющих общность экономической жизни и систем инженерного оснащения, а в других регионах интересы совместного проживания невелики.

     Этнический  состав населения и особенности  его культурной и религиозной  жизни определяют первичные формы  регионального сообщества (системы  родства, народные традиции, культы и 

     обряды, религиозные институты, языковую ситуацию). В последнее время многие региональные политические конфликты имеют выраженный этнический или религиозный характер.

     Экономико-географическое состояние региона характеризуется  территориальным размещением производительных сил, соотношением основных отраслей хозяйства, «хозяйственных узлов» и периферии региона, наличием приоритетных отраслей, определяющих специализацию региона. Важнейшим показателем является развитие инфраструктуры, прежде всего ее транспортной составляющей, с помощью которого население региона ощущает свою общность интересов со всей страной, а продукция его экономики может быть включена во внутреннюю и внешнюю торговлю страны.

     Трудовые  ресурсы региона как один из важных регионообразующих факторов характеризуются профессиональной структурой рабочей силы, занятостью населения, уровнем квалификации. Чистый прирост рабочей силы в регионе сам по себе увеличивает производительные силы региона. Но для того, чтобы увеличение экономического потенциала выразилось в приросте производства, эти люди должны найти работу, причем на предприятиях именно таких отраслей, где их способности получат возможность полностью реализоваться. Решающим фактором, определяющим динамику эффективности экономики, является объем основного капитала, приходящийся на одного работника. Кроме того, может резко возрасти отсталость региона в научно-технической и культурной сферах в случае недостаточного финансового внимания центральных и местных органов государственной власти к научным и образовательным центрам или существенной «утечки мозгов» из региона.

     К внешним регионообразующим факторам можно отнести межрегиональные  и международные отношения.

     Прежде  всего, это межрегиональные (горизонтальные) отношения в рамках целого: автаркия и сепаратизм, сотрудничество и интеграция. Важнейшими факторами регионирования являются

     сепаратизм  и автаркия. В одном случае они  разделяют на части целую территорию и разрывают ее устоявшиеся внутренние связи. Обычна эта тенденция возникает  в тяжелых условиях, когда каждая часть стремится выжить сама. Например, распад СССР в начале 90-х гг., ухудшение положения российских регионов и вновь возникших суверенных государств положили начало усилению данной тенденции. В другом случае автаркические (самодостаточные) тенденции (высокие заградительные пошлины), осуществляемые регионами на своих внешних границах, укрепляют их внутренние связи и позиции в ущерб третьей стороне.

     Международные отношения региона выступают  внешним регионообразующим факторам в том плане, что существенным образом влияют на изменение его геополитического положения. Так, в связи с образованием на месте СССР новых независимых государств пограничными в России стали 45 из 89 субъектов Федерации. Перед этими регионами встали новые задачи: регулирование приграничного сотрудничества, обеспечение пограничного и таможенного режимов, национальной безопасности, сохранности транзитных грузов и т.д. Возникла даже необходимость в специальном правовом обеспечении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

     После распада СССР геополитические и  экономико-географические факторы  развития России заметно изменились. По сравнению с Советским Союзом ее территория как бы сдвинулась на Север и Восток. Россия стала гораздо  более континентальной страной, оказавшись отодвинутой в тыл евразийских просторов. Ко многим регионам страны все чаще применяют уточняющее обстоятельство «единственный»: единственный порт на Балтийском море, единственная курортная зона Причерноморья, единственный в России источник сырья для алюминиевой промышленности и т.д. Многие края, области и республики Российской Федерации имеют в своей основе новые, в сравнении с еще недавним прошлым, системообразующие факторы. Так, Краснодарский край стал пограничной территорией, морскими воротами России на ее южных рубежах. Кубанские порты Новороссийск, Туапсе и Ейск обеспечивают более 40 % морского грузооборота страны.

     Краснодарский край вместе со Ставрополем и Республикой  Дагестан стали местом крупномасштабных военно-политических авантюр в виде политических планов создания «Великой Шапсуги», захвата заложников, террористических актов и прямой военной агрессии. На эти территории обрушилась первая волна беженцев из Абхазии кг Чечни.

     Анализ  регионообразующих факторов показывает, что в целом регионоведение — это комплексная, интегральная учебная дисциплина, изучающая закономерности и особенности процесса формирования, функционирования и развития всех подсистем региона, а также его место и роль в современной России. Однако в разных учебных курсах регионоведения в зависимости от трактовки понятия «регион» и задач курса могут быть актуализированы различные регионообразующие факторы. Эти факторы и будут определять доминанту содержания учебного курса. Так, предметная область курса «Регионоведение» в некоторых вузах Юга России ограничена многонациональным Северным Кавказом, и в соответствии с этим доминантой содержания курса выступают этнические отношения в историческом и современном социокультурном контексте. 

     1.3 Особенности регионального  управления

     Управление  — универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова — это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (несколько объектов), изменяющих положение, свойства, поведение, качества объекта.

     Однако  под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое  назначение и при котором объект поддается регулированию со стороны людей.

     Предмет регионального управления в широком  смысле сложен и многосторонен. Его  основными составляющими являются:

  • управление отдельными регионами;
  • управление межрегиональными связями;
  • система управления регионом;
  • региональные аспекты управления.

     В России в настоящее время существуют 83 региона и все они имеют  свои особенности.

     В самом общем виде региональное управление - это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т. д.

     Региональное  управление изучает управление отдельным  регионом: формирование объективных  предпосылок экономического развития региона, управление производственной структурой, социальной сферой, обеспечением условий жизни, расселение и размещение хозяйства, формирование механизма функционирования и управления экономикой, социальной сферой и экологией. Предметом изучения, кроме элементов внутренней структуры управления регионом, должны быть связи данного региона с другими регионами страны, государствами — членами СНГ и зарубежными странами.

     В системе регионального управления определяющее место занимают его  цели. Наиболее общими целями в современных условиях являются безопасность, жизнеобеспечение, целостность и упорядоченность экономической и социальной системы. Эти цели должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями: улучшением качества жизни; гарантией прав и развития личности; обеспечением демократии; социальной справедливостью; социальным прогрессом общества.

     Практика  показывает, что стабильность системы  регионального управления важное, но не доминирующее ее качество. Главное  — это адаптация управленческого  механизма к изменению условий  управления, динамике общества, региона, потребностей людей.

     Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления: наличие соответствующих органов управления; наличие кадров; финансовые возможности; укомплектованность управленческой техникой и др.

     От  этого в значительной степени  зависит эффективность регионального управления. При изучении региона как управляющей системы рассматривается ее содержание (реализация региональной власти), структура взаимоотношений этой системы с личностью, различными коллективами, обществом; необходимость, возможность и пределы регионального управления, его различные территориальные уровни (в масштабах региона, автономии, города, поселка и других административно-территориальных единиц); особенности в различных сферах общественной жизни (экономика, социальная сфера, политика, идеология); использование для управления законодательной и исполнительной власти, статус и роль государственного служащего; методы и особенности управления в различных регионах, учреждениях, предприятиях и т. д.; технические средства регионального управления.

     Сущностью регионального управления является также оценка его эффективности. Эффективность регионального управления — это достижение цели управления с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии в возможно короткий срок и с возможной полнотой.

     Например, в России приватизация государственных  предприятий хотя и была проведена  быстрее, чем в Великобритании в 1970—1980-х годах в отношении  части предприятий (в этой стране приватизация продолжалась десятилетия), но неэффективно. В Великобритании приватизация принесла государству около 100 млрд долл., была передана в частную собственность небольшая часть (всего несколько процентов), но крупных предприятий. В России же быстрая приватизация охватила более 70% предприятий и дала в казну приблизительно лишь 5 млрд долл.

     В конечном счете, эффективность регионального  управления напрямую связана с повышением уровня жизни человека (населения).

     Субъекты  федерации имеют местные парламенты, издают свои законы, иногда принимают  собственные конституции, избирают президентов, обладают другими атрибутами государственной власти. Однако государственная власть субъектов федерации имеет ограниченный и в определенной степени подчиненный характер. Это находит выражение в закреплении на конституционном уровне исключительной компетенции Федерации, в принципе — верховенства федерального права.

Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления