Прогнозирование доходов населения (на примере Воронежской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Сущность социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования доходов населения…………5
Роль доходов в повышении уровня жизни населения. Виды доходов и факторы, влияющие на размер доходов населения………………………………5
Государственная политика в сфере регулирования доходов населения……9
Глава 2. Комплексный анализ динамики и структуры изменения доходов населения Воронежской области……………………………………………………..13
Методы расчета доходов населения…………………………………………13
Основные тенденции развития динамики и структуры доходов населения Воронежской области………………………………………………………...15
Глава 3. Стратегические направления совершенствования политики по повышению уровня доходов населения………………………………………………23
Основные проблемы и направления совершенствования политики доходов населения РФ на макро- мезоуровне………………………………………..23
Прогнозирование показателей уровня доходов населения Воронежской области……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

осн соц пр.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

      Очень важен для изучения и прогнозирования  доходов населения анализ распределения среднемесячной номинальной заработной платы по видам экономической деятельности (табл. 5). Он позволяет определить, в каких отраслях хозяйства население имеет более высокие доходы, а в каких наименьшие. В последствии эти показатели можно увязать с ростом или падением производительности труда в конкретной отрасли.  

Таблица 5. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации по видам экономической деятельности (руб.) [10]                                       

              2006       2007       2008       2009
1       2       3       4       5
Всего       6760,3       8730,9       11490,2       13314,3
в том числе:                                
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство       3682,6       5369,3       7972,6       9238,6
Рыболовство, рыбоводство       4944,1       6389,1       8814,3       7469,3
Добыча  полезных ископаемых       10223,7       14790,7       17162,8       13812,5
Обрабатывающие  производства       7219,5       9253,1       12199,8       12488
1       2       3       4       5
Производство  и распределение энергии, газа и воды       10732,7       13412,1       16538,1       19460,3
Строительство       7590,1       8603,5       11345,5       13266,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования       4424,3       5952,7       8993,4       13346,8
Гостиницы и рестораны       4054,3       4868,3       6698,9       8595,6
Транспорт и связь       8971,1       10713,9       13627,4       15353,3
Финансовая  деятельность       20458,6       29352,3       30047,5       26841,1
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг       7669,1       10335,3       13214,7       15591,1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение       10608,5       13585,2       13214,7       15691,1
Образование       4910,4       6300,9       8313,9       9926,4
Здравоохранение и предоставление социальных услуг       5414,9       6542,5       8312,5       9372,7
Предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг       4820,8       5898,4       7636,9       9589,8
 

      Как видно из таблицы среднемесячная номинальная заработная плата с  каждым годом растет по всем отраслям. Так, например, в 2007 году по сравнению с 2006 годом она выросла на 1970,6 руб. или на 29,15%, в 2008 году по сравнению с 2007 годом – на 2759,3 руб. или на 31,6%, в 2009 году по сравнению с 2008 годом – на 1824, 1 руб. или 15,87%.

      В общем за этот период заработная плата  выросла на 6554 руб. или на 96,93%, другими  словами, практически в два раза. Такой рост во многом связан  с экономическим ростом  в стране и области в частности. Незначительный рост по сравнению с предыдущими в 2009 году обусловлен мировым экономическим кризисом. 

      Однако  рост заработной платы неравномерен по всем отраслям. Самая высокая заработная плата наблюдается в таких отраслях, как  производство и распределение энергии, газа и воды и финансовая деятельность. Однако в финансовой сфере за последний анализируемый год (2009) заметно снижение заработной платы, также значительное снижение произошло и в отрасли добычи полезных ископаемых – примерно на 20%.

      Низкая  заработная плата наблюдается в  таких отраслях, как рыболовство  и рыбоводство, гостиницы и рестораны, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, образование, здравоохранение и предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Причем, в число низкооплачиваемых секторов экономики попадают как рыночно ориентированные, так и бюджетные отрасли экономики, поэтому форма собственности предприятия пока не увеличивает шансы работников на более высокую заработную плату.

      Если  говорить о темпах роста конкретно за 2009 год, то «наиболее высокие темпы роста номинальной заработной платы к уровню 2008 году отмечены в организациях бюджетной сферы (в среднем на 13-19%), в организациях по производству  и распределению электроэнергии, газа и воды (на 15,0%), в гостиничном  и ресторанном бизнесе (126,3%). В  сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле номинальная  оплата труда выросла в среднем на 12%. Снижение номинальной заработной платы  отмечено в организациях, занимающихся добычей полезных ископаемых (на 19,5%), в  сфере финансовой деятельности (на 10,9% к уровню 2008 г). В обрабатывающих производствах  в среднем заработная плата к уровню 2008года составила 101,5%, при этом в отдельных производствах сложились достаточно высокие темпы роста оплаты труда   (производство пищевых продуктов – 112,1%,  производство электрооборудования – 109,8%), в других отмечено достаточно существенное снижение (металлургическое производство – 73,6%, производство резиновых и пластмассовых изделий – 86,5%)». [12] 
 

      Глава 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ    ПОЛИТИКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ    ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

      3.1 Основные проблемы  и направления  совершенствования политики   доходов населения РФ на макро- и мезоуровне

      Для стран с переходной экономикой регулирование  доходов населения чрезвычайно актуально, так как переходный период сопровождается резким снижением жизненного уровня населения. Именно в условиях глобальных социально-экономических преобразований, затрагивающих все стороны жизнедеятельности общества, требуется взвешенная и обоснованная политика доходов, которая базируется на объективных оценках того, как живет население, сколько оно может купить товаров и каких, как соотносятся потребительские цены и доходы домохозяйств, насколько равномерно они распределены, сколько бедных и богатых и кто они, что из себя представляет средний слой, каково потребительское поведение различных групп населения, что необходимо делать государству, чтобы поддержать слабых.

      В России в условиях трансформации  экономической системы развитие социальных процессов отличается чрезвычайно высокой динамикой и противоречивостью. С началом экономических в стране резко сузилась сфера централизованного регулирования доходов населения. Усилились региональные различия в показателях жизненного уровня населения. Все в большей степени рост доходов населения конкретного региона стал зависеть от деятельности экономических агентов, функционирующих на данной территории, а также от проводимой региональными властями самостоятельной политики в сфере занятости, доходов и цен. В этой связи в России особое значение приобретает субрегиональная политика, особенно в части управления социальными процессами, так как эта сфера регулируется на уровне муниципалитетов.

      Ускоренный  процесс социального расслоения обусловил расширение слоя населения, чьи доходы не обеспечивают потребление на минимально допустимом уровне, т.е. материальное положение которого можно оценить как бедность. Постоянные задержки в выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий резко отрицательно влияют на экономику конкретного домохозяйства.

      Задачами  политики доходов населения является выработка мер воздействия на процессы образования и использования доходов домохозяйств и распределение их между различными группами населения. Менеджмент в области доходов населения основан на количественных оценках этих явлений, что в свою очередь предполагает разработку и анализ покупателей, характеризующих объем, структуру и динамику доходов, их источники и направления использования, покупательную способность, распределение между группами населения.

      Особое  значение для выработки направлений  общефедеральной политики по регулированию  доходов населения имеют расчеты сводных макроэкономических показателей, характеризующих население как экономического агента в целом. Одна из особенностей политики доходов населения состоит в том, что она тесно взаимодействует с экономическими и социальными процессами и явлениями. В целях углубленного анализа и определения механизма управления используются разрабатываемые в системе национальных счетов такие показатели, как располагаемый доход домашних хозяйств, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, расходы на конечное потребление домашних хозяйств. Эти показатели характеризуют не только экономическую мощь домохозяйств и степень зависимости экономики от поведения потребителей, но и стоимость социальных программ, т.е. одновременно позволяют оценивать возможности государственного воздействия на динамику уровня жизни населения.

      В условиях высокой инфляции для оперативного управления экономикой и прогнозирования  последствий принимаемых решений  большое значение имеет мониторинг внутригодовой динамики показателей доходов населения, прежде всего регулярных поступлений – заработной платы, пенсий, стипендий, пособий.

      Экономико-статистические исследования доходов населения  позволяют точнее формулировать выводы  прогнозы, оценивать последствия принимаемых решений по регулированию экономической системы и реализации макроэкономических и микроэкономических целей. Лицам, принимающим решения и вырабатывающим экономическую политику, необходимо четко представлять характер и степень зависимости рыночной экономики от поведения населения как главного потребителя материальных благ и услуг, чтобы меры, направленные на реализацию поставленных задач, были бы не только теоретически оправданы, но и количественно измерены в отклонении необходимых ресурсов, а также и оценены наиболее вероятные их результаты. [8, стр.180]

      Основные  рекомендации для обеспечения эффективной  государственной политики в области доходов населения на будущее:

      1. Оптимизация роли государства  в распределении доходов на  макроуровне;

      2. Изменение соотношений между  системой государственной социальной защиты и системой личной самозащиты с усилением опоры на собственные силы, на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы;

      3. Перераспределение источников финансирования  социально-защитных мероприятий - от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателей и работников, а также накоплениям домохозяйств;

      4. Изменение подхода к субъекту  социальных действий - не безусловное право по закону, а персонифицированный, адресный учёт нуждаемости, требующий специальных процедур подтверждения этого права;

      5. Более чёткое разделение ответственности  между центром и субъектами  Федерации в социальной сфере - единые критерии и правила для всех субъектов, определённая стабильность этих правил, перераспределение источников, особая роль муниципального уровня;

      6.Активизация  негосударственных форм распределения  и социальной защиты - некоммерческого  сектора, общественной деятельности, различных форм народной, потребительской, финансовой, производственной кооперации, благотворительности. Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения.

      Еще одним методом обеспечения эффективного проведения государственной политики в области доходов населения является проведение антикризисной политики. Антикризисная политика доходов должна обеспечить решение задач физического выживания нации. Именно социальная область, доходы населения - это та область, в которой необходимо мобилизовать все силы, возможности, сосредоточить на решении её приоритетных проблем имеющиеся у государства ресурсы. Эти приоритеты были сформулированы правительством: уменьшение хронической задолженности оп выплате заработной платы и пенсий; индексация доходов наименее обеспеченных групп населения; создание системы адресной социальной помощи бедным, нетрудоспособным, безработным. Одновременно с совершенствованием используемых мер имеет смысл создание благоприятных условий для реализации государственной политики в области доходов населения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве. [6, стр. 185] 

      3.2 Прогнозирование  показателей уровня  доходов населения                       Воронежской области

      Существует несколько способов расчета прогнозных значений денежных доходов населения.

      Первый  способ базируется на использовании  в расчетах объема и структуры  валового национального дохода. Для  этого предварительно требуется  рассчитать лично - располагаемый доход  населения:

      ЛРД = ВНП - А - НПК + ТП - Н,     (4) [5,стр.71]

      где ВНП – валовой национальный продукт  страны (стоимость всех произведенных товаров и услуг в стране);

Информация о работе Прогнозирование доходов населения (на примере Воронежской области)