Прогнозирование доходов населения (на примере Воронежской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Сущность социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования доходов населения…………5
Роль доходов в повышении уровня жизни населения. Виды доходов и факторы, влияющие на размер доходов населения………………………………5
Государственная политика в сфере регулирования доходов населения……9
Глава 2. Комплексный анализ динамики и структуры изменения доходов населения Воронежской области……………………………………………………..13
Методы расчета доходов населения…………………………………………13
Основные тенденции развития динамики и структуры доходов населения Воронежской области………………………………………………………...15
Глава 3. Стратегические направления совершенствования политики по повышению уровня доходов населения………………………………………………23
Основные проблемы и направления совершенствования политики доходов населения РФ на макро- мезоуровне………………………………………..23
Прогнозирование показателей уровня доходов населения Воронежской области……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

осн соц пр.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

      Размер  дохода зависит также от выбора предприятия (фирмы), он связан с формой собственности, типом предприятия, положением его на рынке товаров (услуг) и труда. Если предприятие (отрасль) — монополист, то оно, естественно, диктует свои условия и имеет больше возможностей для роста доходов. По этой причине заработная плата и доходы работников газовой промышленности, электроэнергетики, связи значительно выше среднего уровня. Работники акционерных обществ по сравнению с госпредприятиями имеют дополнительный доход от собственности.

      Следует учитывать, что доходы формируются  под влиянием факторов трех уровней:

       первый уровень - это факторы, зависящие от самого работника, личности (жизненная позиция, социальный потенциал - образование, квалификация, опыт, интенсивность труда, совмещение профессий (функций) и видов занятости и т.п.);

       второй уровень (микроуровень) - это факторы, связанные с предприятием (фирмой), где занят работник (отрасль, форма собственности, тип предприятия, положение на рынке товаров и труда, техническая оснащенность, месторасположение, развитость коллективно-договорных отношений и т.д.);

       третий уровень (макроуровень) - это факторы, связанные с экономикой в целом (или регионов) - экономический потенциал, состояние НТП, социально-бытовой сферы, социального партнерства и т.п.[4, стр.86]. 

      1.2 Государственная  политика в сфере  регулирования доходов  населения

      Рыночный  механизм распределения доходов не учитывает ни возможностей, ни особенностей населения, кроме его платежеспособности. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы и инфляции.

      Значительное  неравенство в распределении  доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

      1. Регулирование доходов населения;

      2. Перераспределение доходов через  государственный бюджет.

      Практика  регулирования доходов предполагает:

      - установление гарантированного  минимума (или ставки) заработной платы, который имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

      - регулирование в ряде случаев  верхнего предела увеличения  номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

      - защиту денежных доходов населения  от инфляционного обесценения  путем индексации, т.е. увеличения  номинальных доходов в зависимости  от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

      Политика  перераспределения доходов включает:

      - аккумуляцию денежных средств  в руках государства для проведения  социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; высказываются мнения разных экономистов, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения.

      - предоставление населению социальных  гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.

      - финансирование системы социальной  защиты, включающей:

      а) систему социального страхования;

      б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

      Социальная  защита населения предполагает выплату  государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

      Вмешательство государства в перераспределительные  процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата. [3, стр173]

      Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.

      Государственное регулирование оплаты труда, осуществляемое в настоящее время, включает:

      - законодательное установление и  изменение минимального размера  оплаты труда;

      - налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц;

      - установление государственных гарантий  по оплате труда. [2, стр.103]

      Сущность  заработной платы определяется как  цена рабочей силы на рынке труда, материально-вещественным воплощением которой является стоимость предметов потребления (продовольственных и непродовольственных товаров), услуг, налогов и других платежей, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы, удовлетворение физических и духовных потребностей как самого работника, так и членов его семьи. Основа организации оплаты труда — потребительский бюджет работника. В России в качестве такого бюджета используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, на котором основывается минимальная заработная плата. Она представляет низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. В структуру заработной платы, помимо тарифной части, которая регулируется в зависимости от минимальной зарплаты, входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты не связанные непосредственно с результатами труда. В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки — ETC. ETC представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников — от рабочих низшего разряда до руководителей организаций. Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых регулируется уровень заработной платы. Это тарифная сетка и тарифно-квалификационные справочники.

      Бестарифная система оплаты труда — это индивидуальные разработки отдельных фирм.

      Кроме заработной платы существует система бонусов — разовых вознаграждений, премий или добавочных вознаграждений. В нашей стране имеет место вознаграждение по итогам работы за год — тринадцатая зарплата, вознаграждение за выслугу лет, квартальные премии и др. Существуют льготы и компенсации, формально не связанные с результатами труда, — компенсации на проезд, дополнительные отпуска, служебные автомобили, предоставляемые управленцам высокого ранга, а также премии и другие выплаты, связанные с уходом на пенсию или увольнением. Это так называемые «Золотые парашюты», которые предназначены для высших управляющих (или высококвалифицированных работников). Они включают оклад, премии, долговременные компенсации, обязательные пенсионные выплаты и др. Предоставление этих выплат подчеркивает высокий статус работника. [13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ                        ИЗМЕНЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

      2.1 Методы расчета  доходов населения  РФ

      Социально-экономические  показатели уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также, с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения. Расчет показателей доходов населения производится в соответствии с общими требованиями по формированию макроэкономических показателей и с учетом специфики системы статистических социальных показателей.

      Ниже  приводятся основные методы расчета исходных показателей, используемых в расчетах показателей доходов населения.

      1. Метод исчисления показателей  в реальном выражении (с корректировкой на индекс потребительских цен)

      С целью устранения фактора изменений  цен номинальные денежные доходы и расходы населения рассчитываются в реальном выражении с корректировкой на индекс-дефлятор, отражающий изменение цен на различные компоненты денежных расходов населения. Результатом пересчета являются показатели, идентифицируемые в определениях как реальные (реальные денежные доходы, реальная заработная плата, реальный размер назначенной месячной пенсии, реальные расходы на конечное потребление домашних хозяйств и т.д.).

      Пересчет  в сопоставимые цены проводится с  использованием:

  • индексов потребительских цен: сводных или субиндексов на отдельные товарные группы;
  • индексов потребительских цен, дифференцированных по группам населения с различным уровнем доходов.

      Расчет  показателей в реальном выражении  осуществляется методом приведения показателей текущего периода в цены базисного периода по формуле:

      J=I : ИПЦ,    (2) [5, стр.69]

      где J – значение показателя в реальном выражении за отчетный месяц;

      I – значение показателя в номинальном выражении за отчетный месяц;

      ИПЦ – Индекс потребительских цен  в процентах к предыдущему  месяцу.

      2. Методы расчета покупательной  способности денежных доходов  населения

      Расчеты покупательной способности осуществляются с целью выявления (в количественном выражении) степени относительных, структурных и межрегиональных изменений на потребительском рынке по отношению к денежным доходам населения.

      Уровень покупательной способности денежных доходов может быть выражен в  двух аспектах:

  • как товарный эквивалент различных видов товаров и услуг, характеризующий количества товаров-представителей (или малых товарных групп), которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход;
  • как количества определенных наборов товаров и услуг (по отношению к величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25-ти продуктов питания, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход).

        Покупательная способность денежного  дохода по i-му товарному эквиваленту определяется отношением денежного дохода к соответствующей средней цене данного товара (товара-представителя):

      Ci=I:Pi          (3) [5, стр.69]

      где Ci – покупательная способность среднедушевого денежного дохода населения, определенная по i-му товарному эквиваленту

      I – величина среднедушевого денежного дохода населения;

      Pi – средняя цена i-го товара-представителя в среднем по России.

Информация о работе Прогнозирование доходов населения (на примере Воронежской области)