Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:26, курсовая работа
Сущность социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования доходов населения…………5
Роль доходов в повышении уровня жизни населения. Виды доходов и факторы, влияющие на размер доходов населения………………………………5
Государственная политика в сфере регулирования доходов населения……9
Глава 2. Комплексный анализ динамики и структуры изменения доходов населения Воронежской области……………………………………………………..13
Методы расчета доходов населения…………………………………………13
Основные тенденции развития динамики и структуры доходов населения Воронежской области………………………………………………………...15
Глава 3. Стратегические направления совершенствования политики по повышению уровня доходов населения………………………………………………23
Основные проблемы и направления совершенствования политики доходов населения РФ на макро- мезоуровне………………………………………..23
Прогнозирование показателей уровня доходов населения Воронежской области……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………………….39
Размер дохода зависит также от выбора предприятия (фирмы), он связан с формой собственности, типом предприятия, положением его на рынке товаров (услуг) и труда. Если предприятие (отрасль) — монополист, то оно, естественно, диктует свои условия и имеет больше возможностей для роста доходов. По этой причине заработная плата и доходы работников газовой промышленности, электроэнергетики, связи значительно выше среднего уровня. Работники акционерных обществ по сравнению с госпредприятиями имеют дополнительный доход от собственности.
Следует учитывать, что доходы формируются под влиянием факторов трех уровней:
• первый уровень - это факторы, зависящие от самого работника, личности (жизненная позиция, социальный потенциал - образование, квалификация, опыт, интенсивность труда, совмещение профессий (функций) и видов занятости и т.п.);
• второй уровень (микроуровень) - это факторы, связанные с предприятием (фирмой), где занят работник (отрасль, форма собственности, тип предприятия, положение на рынке товаров и труда, техническая оснащенность, месторасположение, развитость коллективно-договорных отношений и т.д.);
•
третий уровень (макроуровень) - это факторы,
связанные с экономикой в целом (или регионов)
- экономический потенциал, состояние
НТП, социально-бытовой сферы, социального
партнерства и т.п.[4, стр.86].
1.2 Государственная политика в сфере регулирования доходов населения
Рыночный механизм распределения доходов не учитывает ни возможностей, ни особенностей населения, кроме его платежеспособности. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы и инфляции.
Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:
1.
Регулирование доходов
2.
Перераспределение доходов
Практика регулирования доходов предполагает:
- установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
- регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
-
защиту денежных доходов
Политика
перераспределения доходов
-
аккумуляцию денежных средств
в руках государства для
-
предоставление населению
-
финансирование системы
а)
систему социального
б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.
Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.
Вмешательство
государства в
Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.
Государственное регулирование оплаты труда, осуществляемое в настоящее время, включает:
-
законодательное установление
-
налоговое регулирование
-
установление государственных
Сущность заработной платы определяется как цена рабочей силы на рынке труда, материально-вещественным воплощением которой является стоимость предметов потребления (продовольственных и непродовольственных товаров), услуг, налогов и других платежей, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы, удовлетворение физических и духовных потребностей как самого работника, так и членов его семьи. Основа организации оплаты труда — потребительский бюджет работника. В России в качестве такого бюджета используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, на котором основывается минимальная заработная плата. Она представляет низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. В структуру заработной платы, помимо тарифной части, которая регулируется в зависимости от минимальной зарплаты, входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты не связанные непосредственно с результатами труда. В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки — ETC. ETC представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников — от рабочих низшего разряда до руководителей организаций. Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых регулируется уровень заработной платы. Это тарифная сетка и тарифно-квалификационные справочники.
Бестарифная система оплаты труда — это индивидуальные разработки отдельных фирм.
Кроме
заработной платы существует система
бонусов — разовых вознаграждений, премий или
добавочных вознаграждений. В нашей стране
имеет место вознаграждение по итогам
работы за год — тринадцатая зарплата,
вознаграждение за выслугу лет, квартальные
премии и др. Существуют льготы и компенсации,
формально не связанные с результатами
труда, — компенсации на проезд, дополнительные
отпуска, служебные автомобили, предоставляемые
управленцам высокого ранга, а также премии
и другие выплаты, связанные с уходом на
пенсию или увольнением. Это так называемые
«Золотые парашюты», которые предназначены
для высших управляющих (или высококвалифицированных
работников). Они включают оклад, премии,
долговременные компенсации, обязательные
пенсионные выплаты и др. Предоставление
этих выплат подчеркивает высокий статус
работника. [13]
Глава 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Методы расчета доходов населения РФ
Социально-экономические показатели уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также, с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения. Расчет показателей доходов населения производится в соответствии с общими требованиями по формированию макроэкономических показателей и с учетом специфики системы статистических социальных показателей.
Ниже приводятся основные методы расчета исходных показателей, используемых в расчетах показателей доходов населения.
С
целью устранения фактора изменений
цен номинальные денежные доходы
и расходы населения
Пересчет в сопоставимые цены проводится с использованием:
Расчет показателей в реальном выражении осуществляется методом приведения показателей текущего периода в цены базисного периода по формуле:
J=I : ИПЦ, (2) [5, стр.69]
где J – значение показателя в реальном выражении за отчетный месяц;
I – значение показателя в номинальном выражении за отчетный месяц;
ИПЦ – Индекс потребительских цен в процентах к предыдущему месяцу.
2. Методы расчета покупательной способности денежных доходов населения
Расчеты
покупательной способности
Уровень
покупательной способности
Покупательная способность
Ci=I:Pi (3) [5, стр.69]
где Ci – покупательная способность среднедушевого денежного дохода населения, определенная по i-му товарному эквиваленту
I – величина среднедушевого денежного дохода населения;
Pi – средняя цена i-го товара-представителя в среднем по России.
Информация о работе Прогнозирование доходов населения (на примере Воронежской области)