Проблемы организации СП и пути решения этих проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение основных тенденций в развитии совместного предпринимательства в РФ, а также проблем организации и размещения совместных предприятий по России.
Объектом работы являются совместные предприятия. Предметом - размещение совместных предприятий по России и проблемы их организации. Структуру курсовой работы, помимо традиционных введения и заключения составляют три главы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие о совместном предприятии 5
Совместное предприятие как форма промышленно-экономического сотрудничества 6
Организационно-правовые формы СП 8
Значение совместных предприятий для экономики России 11
Реальные примеры крупнейших совместных предприятий в России 12
Глава 2. Размещение совместных предприятий в России 19
Закономерности, принципы и факторы размещения предприятия 19
Отраслевая и территориальная структура размещения прямых иностранных инвестиций в России 22
Главные особенности размещения СП в России и основные регионы-лидеры 28
Глава 3. Проблемы организации СП и пути решения этих проблем 32
Создание совместного предприятия 32
Состояние и развитие СП в РФ 34
Заключение 38
Литература 40

Работа содержит 1 файл

Проблемы организации совместных пред.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

       Данная  организационно-правовая форма применяется  для СП, создаваемых на относительно короткий срок, для решения локальной  производственной проблемы.

       Недостаток  данной организационно-правовой формы  заключается в том, что она требует особых, доверительных отношений между партнерами. Слишком велик риск, ответственность и взаимозависимость товарищей: каждый из них не только своими действиями создает обязательства, распространяющиеся и на его коллег, но и сам всем своим состоянием зависит от действий, предпринимаемых остальными участниками СП. Как правило, в полном товариществе не допускается замена участника другим лицом или лицами. В таких случаях необходимо прекращение этого договора и заключение нового с иным составом участников.

    Значение  совместных предприятий  для экономики  России

 

       В нынешних экономических условиях, когда  резко сузились внутренние источники  инвестиций особенно актуальным является привлечение иностранного капитала. Необходимость привлечения зарубежных инвестиций определяется не только чисто финансовыми аспектами. Мировой опыт свидетельствует, что прямые иностранные инвестиции имеют существенные преимущества по сравнению с другими формами привлечения финансовых ресурсов из-за рубежа. Они служат источником капитала для вложений в производство товаров и услуг, в разработку технологий, ноу-хау, развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств, передовых методов управления и маркетинга. Они не увеличивают внешний долг страны, а способствуют получению средств для его погашения. Они инициируют эффективную интеграцию национальной экономики в мировую, благодаря налаживанию производственной и научно-технической кооперации.

       Основная  часть продукции СП реализуется  на внутреннем рынке, что стало уже заметным фактором его пополнения различными видами современных товаров и услуг, как в потребительском, так и в производственном секторе. Уплачиваемые предприятиями налоги становятся дополнительным источником доходов российского бюджета. Участие в совместных предприятиях помогло ряду производственных объединений ВПК, оставшихся без военных заказов, получить надежные контракты, найти новую гражданскую специализацию.

       На  фоне роста безработицы, занятость  на СП за последние четыре года более  чем утроилась, причем основную часть персонала составляют российские граждане. Новейшие технологии и оборудование, современные методы управления, применяемые в СП способствуют повышению производительности труда, модернизации отдельных предприятий и отраслей российской экономики и ее переходу к более эффективным методам работы.

       Учитывая  тот факт, что на СП более высокий  уровень заработной платы, чем в  среднем по России, эти предприятия  содействуют повышению жизненного уровня российских граждан.

    Реальные  примеры крупнейших совместных предприятий в России

       Наиболее  капиталоемкими и перспективными объектами  для инвестиций в совместное предприятие  являются проекты по разработке нефтяных и газовых месторождений. Крупнейшим инвестором в нефтегазовую промышленность РФ является американская нефтяная компания «Конако», объем вложений которой превышает 550 млн. долл. Основные средства фирмы инвестированы в СП "Полярное сияние", занятое разработкой Ардалинского комплекса нефтяных месторождений в Республике Коми. Уже в 1996 г. оно добывало 1, 5 млн. т нефти. За период до 2016 г. - а именно к этому сроку компания рассчитывает полностью окупить первоначальные инвестиции в разработку месторождения - СП перечислит в российский бюджет 307 млн. долл.

       Американский  капитал принимает активное участие в реализации двух сахалинских проектов, объем потенциальных инвестиций в которые оценивается в 25 млрд. долл. Реализация проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", осуществляемая на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), позволит ежегодно добывать около 30 млн. т нефти и 30 млрд. куб. м газа. С 1996 г. в работы по реализации двух проектов уже вложено более 1 млрд. долл. иностранных инвестиций.

       Проект "Сахалин-1" на 60% финансируется  иностранными компаниями, в том числе  американской корпорацией "Экссон". Основными участниками с российской стороны являются "Роснефть" и "Сахалинморнефтегаз" (40% расходов на разработку месторождения). Проект "Сахалин-2" полностью финансируется иностранными инвесторами, в том числе американскими нефтяными ТНК "Маратон" и "Макдермотт". Финансирование работ осуществляется по двум кредитным линиям на 10 млрд. долл., которые открыли японские и швейцарские банки. Первая нефть с месторождения получена в 1988 г., а промышленная добыча нефти и газа начнется в 2000 г.

       Оба проекта выгодны как для американских компаний, так и для России, которая помимо долгосрочного участия в прибылях, получит единовременную материальную компенсацию в несколько сот миллионов долларов - оплату за пользование недрами. Ускорится также развитие инфраструктуры остроза Сахалин и будет решена проблема дефицита энергоносителей. При этом только на Сахалине уже создано 2, 5 тыс. новых рабочих мест, крупные подряды получили предприятия Хабаровского и Приморского краев. Совместными силами американцев и местной строительной организации возведены первые дома для работников проектов. В 1998 г. в консолидированном бюджете Сахалинской области доходы от шельфа составили 10% В условиях постоянно сокращающихся денежных поступлений из Москвы это серьезная помощь региону.

       Американские компании "Мобил" и "Тексако" подписали протокол об официальном завершении переговоров о разработке нефтегазовых участков по проекту "Сахалин-3" на условиях раздела продукции. В соответствии с условиями СРП максимально будут использоваться российские подрядчики, в настоящее время их доля участия оценивается в 70% общего объема работ. Компании "Мобил" и "Тексако" произведут выплаты на общую сумму 50 млн. долл. Кроме того, в течение первых пяти лет работы проекта они сделают взнос в размере 100 млн. долл. в фонд развития острова Сахалин. Если извлекаемые запасы нефти в 436 млн. т подтвердятся и будут разрабатываться на условиях СРП, Россия будет получать по 2 млрд. долл. в год в период добычи, что составит 25-30 млрд. долл. за 18 лет предполагаемого существования проекта.

       Крупных инвестиций можно ожидать в нефтегазовые районы Поволжья, Сибири и Европейского Севера. Во второй половине 90-х годов  компании "Тексако", "Амоко" и "Экссон" приступили к добыче нефти на Тимано-Печорском месторождении  нефти. Предполагаемые инвестиции - 20 млрд. долл. Аналогичные проекты с участием американского капитала готовы к реализации нефтегазовых месторождений- Саратовской области и российского сектора Каспия.

       В последние годы возрос интерес американских инвесторов к вложениям капитала в аэрокосмическую промышленность и отдельные отрасли машиностроительного комплекса РФ. Успешно реализуется программа коммерческих запусков космических спутников, осуществляемая компанией «Локхид" в партнерстве с ГНПО им. Хруничева и Ракетно-космической корпорацией (РКК) "Энергия" им. С. П. Королева. Объем потенциальных инвестиций в реализацию проекта оценивается в 600 млн. долл. Запуски спутников осуществляются российской ракетой "Протон". Стоимость одного запуска - 66 млн. долл., что на 15% меньше, чем стоимость запуска, осуществляемого с помощью американских ракетных систем. Российская сторона получила квоту на запуск до 2000 г. 16 спутников. В настоящее время решается вопрос об увеличении российской квоты для коммерческих запусков спутников.

       Осуществляется  международный проект создания совместного  ракетно-космического комплекса "Морской  старт", предусматривающий запуск космических объектов на геостационарную  орбиту с мобильной пусковой платформы  морского базирования. С американской стороны в реализации международного проекта принимает участие фирма "Боинг", с российской стороны - РКК "Энергия". Данное сотрудничество обеспечивает космическому комплексу России, лишившемуся военных заказов, возможность мирной конверсии, сохранение занятости, дополнительные капиталовложения.

       Сферой  активного сотрудничества американских частных инвестиций становится и  другая часть авиакосмического комплекса - авиационная промышленность, которая  также переживает трудности в  связи с резким сокращением военных  заказов. Одна из крупнейших американских компаний по производству авиационных двигателей "Пратт энд Уитни" совместно с ведущим производителем авионики компанией "Рокуэлл Колинз" достигли соглашения с российским авиационным объединением им. Ильюшина о совместной разработке и создании широкофюзеляжных самолетов "Ил-96М/Т" Общая стоимость проекта составляет около 1, 6 млрд. долл., из которых примерно 1,1 млрд. долл. будет покрыто за счет кредита Эксимбанка США. Самолет получит американский сертификат летной годности. В настоящее время уже составлен жесткий график производства 20 самолетов "Ил-96М/Т" на Воронежском акционерном самолетостроительном объединении, в соответствии с которым с 1999 г. эти самолеты начнут заменять устаревший парк воздушных судов "Аэрофлота".

       Компания "Пратт энд Уитни" сотрудничает также с предприятиями ОАО "Авиадвигатель" и АО "Пермские моторы" в области  совместной разработки нескольких типов  российского авиадвигателя. В 1998 г. пермский моторостроительный комплекс представил программу совершенствования российского газотурбинного двигателя "ПС-90" и оснащения его авиационных и промышленных модификаций уникальными по экологичности камерами сгорания. Холдинг "Пермский моторный завод", в котором 25% принадлежит "Пратт энд Уитни", за счет пятилетней инновационной программы стоимостью в 32 млн. долл. намерен улучшить свои позиции на рынке. Это, в первую очередь, будет достигнуто за счет использования на двигателях новых камер сгорания, которые значительно уменьшают выброс окисла азота.

       Не  случайно приоритетное место в программе принадлежит созданию экологически чистых камер сгорания для промышленных газотурбинных установок. Потребность в них только на внутреннем рынке России составляет не менее 1500 штук (около 1, 5 млрд. долл.). На первом этапе камеры сгорания будут оборудованы горелкой фирмы "Пратт энд Уитни", которая поможет продвижению российских двигателей в страны Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, где ежегодная потребность до 2006 г. составляет 40-50 штук стоимостью около 3, 3 млн. долл. каждая.

       ОАО "Авиадвигатель", являющееся частью пермского холдинга, приступило также  к разработке уникальной камеры сгорания для авиадвигателя *ПС-90А» с уровнем  выброса всего 30 мг/м3 (ниже европейских стандартов в 3-4 раза) и двукратно увеличенным ресурсом, что позволит усовершенствованному российскому двигателю конкурировать на мировом рынке, ежегодный объем которого превышает 10—12 млрд. долл. Американские компании также налаживают сотрудничество с российскими авиационными предприятиями в Самарской, Нижегородской и других областях.

       Большой интерес американские компании проявляют  к сфере телекоммуникаций, прежде всего к телефонной связи, по уровню развития которой Россия отстает  от Запада на 15-20 лет. Для осуществления  крупных проектов ведущие телекоммуникационные фирмы США создали в нашей стране ряд СП. Так, в 1995 г. в России стала действовать "Корпорация развития средств дальней связи" — филиал телефонной компании "Уэст, Колорадо", занимающейся разработкой и эксплуатацией сетей сотовой связи в России совместно с региональными компаниями — операторами дальней связи. В настоящее время она эксплуатирует семь сетей сотовой связи в различных регионах РФ, включая города Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Владивосток. Компания "Мид-Ком коммьюникейшн" создает телефонные линии в восточных регионах России; "Интернэшнл бизнес коммьюникейшн системе" осуществляет проест, направленный на создание систем связи в глубинных районах России, обладающих запасами полезных ископаемых; "Люсент текнолоджиз" открыла в Санкт-Петербурге завод по производству цифровых коммутационных станций для современных автоматических телефонных узлов в российские регионы.

       Активизирует  свою деятельность на российском рынке  один из мировых лидеров на рынке  телекоммуникаций компания "Моторолла" (объем продаж в 1996 г. — 28 млрд. долл.). За 1993—1997 гг. персонал компании увеличился с 2 до 500 человек, а объем инвестиций в местную экономику превысил 50 млн. долл. "Моторолла" продала в России пейджеров больше, чем все остальные фирмы, вместе взятые. Сети сотовой связи "Моторолла" в стандарте "Джи-Эс-Эм" развернуты в десяти городах России. В последние годы она начала осуществлять производственные проекты совместно с российскими предприятиями. В октябре 1997 г. на Ижевском радиозаводе открыта сборочная линия по производству зарядных устройств для этой компании мощностью в 20 тыс. аппара тов в год. В ближайшее время на заводе намечено наладить выпуск трех наименований комплектующих для радиостанций "Моторолла" в объеме до 200 штук в год9.

       Начинают реализовываться и в автомобильной промышленности. С компанией "Дженерал моторе" реализуется соглашение о создании совместного предприятия "ЕлАз-Дженерал моторе" по производству джипов "Шевроле блейзер" на автомобильном заводе в Елабуге (Татарстан). Проектная мощность предприятия - 50 тыс. автомобилей в год. Общий объем инвестиций -270 млн. долл.

       В 1998 г. компания "ЕлАз-Дженерал моторе" стала участником свободной экономической  зоны "Елабуга" и в полной мере сможет использовать льготы, предоставляемые федеральными и местными властями. (Благоприятные таможенный и налоговый режимы, согласно программе правительства России, предоставляются инвестиционным проектам стоимостью свыше 250 млн. долл. при условии постепенного переноса производства комплектующих в Россию.) Предоставление "ЕлАз-Дженерал моторе" различных льгот будет способствовать тому, что это предприятие получит хорошие шансы стать лидером по выпуску иностранных автомобилей на российском рынке10.

Информация о работе Проблемы организации СП и пути решения этих проблем