Перспективы сближения регионов по объему платных услуг на душу населения на примере Уральского Федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является статистическое изучение объёма платных услуг на душу населения регионов Уральского ФО., и перспективы их сближения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
 раскрыть сущность платных услуг как объекта исследования;
 определить состав и структуру платных услуг населению;
 сформировать систему статистических показателей, комплексно
характеризующих потребление населением платных услуг;
провести анализ показателей, характеризующих состояние и динамику социально – экономического развития регионов Уральского ФО.
 провести сравнительный анализ динамики (темпы роста) показателей социально- экономического развития регионов с динамикой аналогичного показателя по Уральскому ФО в целом, выделив при этом те регионы, в которых темпы роста соответствующего показателя выше или ниже темпов роста по федеральному округу;
 провести анализ дифференциации регионов Уральского ФО по объему платных услуг;
 сгруппировать регионы Уральского ФО по уровню потребления платных услуг населением;
 сформировать общие выводы о степени дифференциации регионов, входящих в состав Уральского ФО по объему платных услуг;

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
1. ПЕРСПЕКТИВЫ СБЛИЖЕНИЯ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА-----4
1.1 Понятие и классификация услуг……………………………………. . 4
1.2 Факторы, оказывающие влияние на изменение показателя объема платных услуг на душу населения ……………………………………….. 6
2. АналИз дифференциации субъектов РФ входящих в состав Уральского ФО по объему платных услуг на душу населения
2.1 Динамика объема платных услуг населения………………………... 9
2.2.Анализ дифференциации субъектов РФ входящих в состав Уральского ФО по величине объема платных услуг на душу населения..................... 11
3.ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СБЛИЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ УФО ПО ВЕЛИЧИНЕ ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ------------------------------16
3.1 Краткая характеристика Уральского Федерального округа………….16
3.2 Краткая характеристика Курганской области----------------------------- 22
3.3 Пути сближения Курганской области по объему платных услуг на душу населения с величиной объема платных услуг по федеральному округу.------------------------------------------------------------------------------------------------ 24
Заключение---------------------------------------------------------------------------- 38
Список использованной литературы……………………………………… 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ГРТР.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

числа рабочих мест, сохранения и рационального  использования культурно- исторического и природного потенциала региона. Для этого необходимо выбрать определенные компактные территории, на которых наиболее эффективно могут "работать" приоритетные виды туризма. К ним можно отнести, в соответствии с имеющимся потенциалом и инфраструктурой туристско-рекреационного комплекса Курганской

области, охотничий и экологический туризм, опирающийся на наличие ценных природных комплексов и объектов, в сферу которых попадают все виды отдыха в природной среде, спортивные и экстремальные туры; культурный туризм, познавательный туризм, дающие представление об историко-культурных ценностях Курганской области; событийный

туризм, разновидностями которого являются фестивальный, ярмарочный, праздничный туризм; религиозный (паломнический) туризм, лечебно-оздоровительный туризм..

Межрегиональные связи Курганской области

Как было сказано ранее Курганская область выделяется высокоразвитым агропромышленным комплексом и многоотраслевым машиностроением.

Основа  экономики Курганской области - продукция  агропромышленного комплекса (зерновое хозяйство, мясомолочная, мукомольная), сельскохозяйственное,дорожно-транспортное,химическое, полиграфическое машиностроение. Область является монополистом по производству автогудронаторов, доильных машин и резервуаров –

охладителей молока, пожарных машин. Важное место  в структуре межрегионального обмена Курганской области занимает фармацевтическая продукция, оборудование для нефтегазового комплекса, пожарные машины, автобусы. В структуре ввоза в область преобладают горюче-смазочные материалы, газ природный и сжиженный, прокат черных и цветных металлов, машины и оборудование, потребительские товары.

Курганская  область поддерживает торгово-экономические  связи с 72 регионами Российской Федерации. Однако интенсивность межрегионального обмена области довольно резко дифференцирована.

На первом месте среди регионов страны по удельному  весу в общем

межрегиональном товарообороте занимает Челябинская  область. На ее долю приходится около 22% общероссийского вывоза из Курганской области и 11,5% ввоза. Удельный вес Челябинской области в общем межрегиональном товарообороте Зауралья составляет 15,5%.

Следующие места в рейтинге регионов в торговле с Курганской областью занимает Свердловская область. На их долю приходится 24,% общего

товарооборота Курганской области с регионами  России.

Усиление  экономического взаимодействия с регионами  Уральского федерального округа станет возможным за счет увеличения объемов поставок в область углеводородов, металлопродукции, продукции энергетического, транспортного и других отраслей машиностроения.

Предприятия области смогут принять реальное участие в реализации проекта  путем поставок традиционных для области видов продукции: продовольственных товаров, насосно-компрессорного оборудования для нефтегазового комплекса, строительно- дорожных машин, строительных материалов.

Реализация  преимуществ приграничных территорий (выгодное экономико-географическое положение, располагаясь на перекрёстке транспортных путей, значительная протяжённость границ с Р. Казахстан, развитое промышленное и сельскохозяйственное производство 7 муниципальных образований области, а также Северо-Казахстанской и Костанайской областей Казахстана, сложившиеся прочные торгово-экономические, культурно-бытовые, деловые связи и др.) позволяет

активизировать  внешнеэкономическую деятельность приграничных территорий. Доля РК в товарообороте области может возрасти с 45,6% в 2010 г. до 48%.

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что развитие сферы платных услуг во многом зависит от роста платежеспособного спроса населения и развития материально-технической базы сферы платных услуг, особенно в сельской местности. Для увеличения валового

регионального продукта необходим процесс внедрения современных технологий и повышения технической вооруженности труда. Для этого нужно в полную силу использовать имеющиеся конкурентные

преимущества области.: сравнительно невысокий уровень издержек при строительстве и реконструкции объектов, наличие дешевой сырьевой базы пищевой промышленности, огромный рекреационный потенциал.

По моему  мнению, для преодоления дотационности и повышения уровня доходов в области необходимо стимулировать: создание рабочих мест, развитие малого бизнеса, поддержание легальной частнопредпринимательской активности, а также вывести из тени значительную часть оборотов реального сектора экономики для дальнейшего формирования полноценных региональных бюджетов,

способных с  помощью растущих инвестиций обеспечивать поступательное развитие регионов. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      

     Из  исследования видно, что Курганская область уступает другим областям Урала не только в развитии объема платных услуг, но и в экономическом развитии в целом.

Курганская  область в системе территориального разделения труда

специализируется  на предоставлении транспортных и медицинских  услуг, производстве отдельных видов продукции обрабатывающей промышленности, а также продукции агропромышленного комплекса.

Промышленный  профиль хозяйства области определяют электроэнергетика, производство продукции машиностроения, химической и пищевой промышленности, а также производство трикотажных изделий, пиломатериалов, строительных материалов, лекарственных средств.

Курганская область является одним их важнейших сельскохозяйственных регионов Уральского федерального округа, поставляя продукцию сельского хозяйства в промышленные центры Урала и федеральные продовольственные фонды.

Для устойчивого  экономического рывка в средне- и долгосрочной перспективе, стабильного опережения темпов других областей  необходимо формировать материальные предпосылки: в сфере развития производственно-промышленного и ресурсного потенциала, общехозяйственной и транспортной инфраструктурой.

В настоящий период крайне незначительна роль области в формировании

основных  социальных параметров.

Проблемы  Курганской области обусловлены, с  одной стороны, спецификой экономики Курганской области, с другой стороны, влиянием ряда объективных и субъективных факторов:

- нестабильная  демографическая ситуация;

- существенный  уровень бедности;

- диспаритет  цен сельскохозяйственной и промышленной  продукции;

- недостаточное  развитие инженерной, производственной (особенно водоснабжения и газификации). Требуется модернизация производств и их восстановление;

- недостаточное  использование сырьевого потенциала  области;

- дефицит  квалифицированных кадров.

- большая зависимость экономики от поставок электроэнергии с внешнего рынка.

- низкие темпы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

- недостаточный уровень интеграции областной экономики в международные, межрегиональные экономические отношения.

- отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет организациям эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях. Использование научных достижений в производстве остается на низком уровне.

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что развитие сферы платных услуг во многом зависит от роста платежеспособного спроса населения и развития материально-технической базы сферы платных услуг, особенно в сельской местности.. Для этого нужно в полную силу использовать имеющиеся конкурентные преимущества области.: сравнительно невысокий уровень издержек при строительстве и реконструкции объектов, наличие дешевой сырьевой базы пищевой промышленности, огромный рекреационный потенциал.

По моему  мнению, для преодоления дотационности и повышения уровня доходов в области необходимо стимулировать: создание рабочих мест, развитие малого бизнеса, поддержание легальной

частнопредпринимательской активности, а также вывести из тени значительную часть оборотов реального сектора экономики для дальнейшего формирования полноценных региональных бюджетов,

способных с  помощью растущих инвестиций обеспечивать поступательное развитие региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Бобков В.Н. Уровень и качество  жизни россиян на рубеже веков.// Уровень жизни населения регионов России. – 2002 г.

2.Плисецкий  Е.Л. Введение в экономическую  географию и региональную экономику России учебник для Вузов - изд. центр Владос,2008г.

 3. Прокофьева Т.Ю. Социальные рыночные услуги в России: тенденции развития // Финансы и кредит.-2005г.. 

4.Степанова  М.В. Региональная экономика –  М.: ИНФРА-М-2002г.

 

  5. Трейер В. Услуги – современный подход // Стандарты и качество.-2006г. 

6.Ярных Э.А. Становление и развитие рынка товаров и услуг // Вопросы статистики.-2003г.. 

7.Ермакова А.М. Государственное регулирование рынка труда в Курганской области // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 2007. №2. 

8.Ермакова А.М. Устойчивое развитие сельских территорий: цели, задачи // Актуальные вопросы сельского хозяйства: Сб. материалов Региональной конференции молодых ученых. Кургана, 2007. 

9. Красильникова М.Д. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России // Проблемы прогнозирования. – 2004. - №2, март-апрель 

Информация о работе Перспективы сближения регионов по объему платных услуг на душу населения на примере Уральского Федерального округа