Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является статистическое изучение объёма платных услуг на душу населения регионов Уральского ФО., и перспективы их сближения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
раскрыть сущность платных услуг как объекта исследования;
определить состав и структуру платных услуг населению;
сформировать систему статистических показателей, комплексно
характеризующих потребление населением платных услуг;
провести анализ показателей, характеризующих состояние и динамику социально – экономического развития регионов Уральского ФО.
провести сравнительный анализ динамики (темпы роста) показателей социально- экономического развития регионов с динамикой аналогичного показателя по Уральскому ФО в целом, выделив при этом те регионы, в которых темпы роста соответствующего показателя выше или ниже темпов роста по федеральному округу;
провести анализ дифференциации регионов Уральского ФО по объему платных услуг;
сгруппировать регионы Уральского ФО по уровню потребления платных услуг населением;
сформировать общие выводы о степени дифференциации регионов, входящих в состав Уральского ФО по объему платных услуг;
Введение………………………………………………………………………2
1. ПЕРСПЕКТИВЫ СБЛИЖЕНИЯ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА-----4
1.1 Понятие и классификация услуг……………………………………. . 4
1.2 Факторы, оказывающие влияние на изменение показателя объема платных услуг на душу населения ……………………………………….. 6
2. АналИз дифференциации субъектов РФ входящих в состав Уральского ФО по объему платных услуг на душу населения
2.1 Динамика объема платных услуг населения………………………... 9
2.2.Анализ дифференциации субъектов РФ входящих в состав Уральского ФО по величине объема платных услуг на душу населения..................... 11
3.ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СБЛИЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ УФО ПО ВЕЛИЧИНЕ ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ------------------------------16
3.1 Краткая характеристика Уральского Федерального округа………….16
3.2 Краткая характеристика Курганской области----------------------------- 22
3.3 Пути сближения Курганской области по объему платных услуг на душу населения с величиной объема платных услуг по федеральному округу.------------------------------------------------------------------------------------------------ 24
Заключение---------------------------------------------------------------------------- 38
Список использованной литературы……………………………………… 41
Месторождения железных руд и руд цветных металлов сконцентрированы в основном в пределах Уральских гор. На Урале известно свыше 2 тысяч месторождений и рудопроявлений, железных руд. По добыче железной руды Урал уступает только Центрально- Черноземному экономическому району. Тем не менее, потребности района в железных рудах удовлетворяется за счет собственной добычи только на 3/5.
Урал выделяется большими запасами разнообразных ресурсов цветных металлов, это и медные руды, и цинковые, и никелевые.
Имеются значительные ресурсы алюминиевого сырья (бокситы), сосредоточенные в Североуральском бокситоносном бассейне (месторождения Красная Шапочка, Северное, Сосьвинское и др.). Правда, многие месторождения бокситов уже истощены.
Важную роль играет добыча золота, драгоценных ( в основном изумруда) и поделочных камней( родонит, малахит, агат, яшма).
Урал обладает крупными
3.2 Краткая характеристика Курганской области
Площадь территории Курганской области составляет 71,5 тыс.кв.км. Климат резко континентальный; амплитуда среднемесячных температур достигает 37 градусов, средняя температура января составляет –18оС, июля +19оС.
Численность населения области. составила – 960,4 тыс.человек. Удельный вес городского населения – 56,6%. Удельный вес сельского населения – 43,4%. Численность экономически активного населения составляет 442 тыс. человек. В их числе 423 тыс. человек заняты в экономике. Коэффициент естественного прироста отрицательный и составляет – 4,3 на 1000 населения. Коэффициент миграционного прироста также отрицательный и составляет –49,1 на 10000 населения.
К наиболее крупным городам относятся: Курган (334,3 тыс. человек), Шадринск (80,3 тыс. человек), Шумиха (18,9 тыс. человек), Куртамыш (17,9 тыс. человек), Катайск (15,2 тыс. человек).
Основным природным богатством области является плодородная земля.
Сельскохозяйственные угодья занимают более 60% площади области. Главным направлением сельского хозяйства выступает производство зерна.
Многочисленны месторождения полезных ископаемых: строительных материалов – глин, песков, минеральных красок, местами гипса и известковых конкреций; на юге области – залежи железных руд (Глубоченское, Березовское месторождения);
Основными
отраслями специализации
Область имеет выгодное транспортно-географическое положение и располагает относительно развитой транспортной системой.
Железнодорожный транспорт представлен Курганским отделением Южно- Уральской железной дороги (ЮУЖД). Через Курганскую область проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Главные магистрали: Челябинск – Курган– Петропавловск, Екатеринбург – Курган – Караганда. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет около 750 км.
Значительное развитие в области получил автомобильный транспорт.
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием достигает 8,8 тыс.км. Для пассажирских сообщений действует воздушный транспорт. Экспорт предприятиями области осуществляется в основном в страны дальнего зарубежья. В товарной структуре экспорта преобладают продукция химической промышленности и машиностроения. Приблизительно равные доли импорта приходятся на страны дальнего и ближнего зарубежья. Основные импортируемые товары – продукция химической промышленности и товары народного потребления.
3.3 Пути сближения Курганской области по объему платных услуг на душу населения с величиной объема платных услуг по федеральному округу.
Неразвитость сферы услуг Курганской области влияет на уровень жизни населения, расслоение по материальному благосостоянию, сокращение численности населения. Нужно учитывать также, что падение уровня жизни населения и углубление имущественного расслоения снижают возможности большей части населения осуществлять инвестиции в основные компоненты индивидуального человеческого капитала за счет собственных средств. Увеличение рынка платных услуг в Курганской области с нестабильным экономическим развитием обладает рядом специфических особенностей, наиболее важными из которых являются:
Развитие энергетической инфраструктуры и энергосбережения.
Наблюдаемый за последнее время в Зауралье рост энергопотребления на 4-5% в год обозначил перед энергокомпаниями новые задачи по увеличению пропускной способности сетей, строительству новых подстанций и линий электропередач.
Особенностью
энергетического комплекса
недостаточный объём производства электроэнергии генерирующими мощностями, расположенными в регионе. В области Курганская ТЭЦ является единственным источником электроэнергии. Дефицит электроэнергии покрывается поставками электроэнергии из Казахстана, а также из соседних регионов
Развитие транспортной сферы
Транспортный комплекс Курганской области включает следующие виды
транспорта: железнодорожный, трубопроводный, автомобильный и воздушный транспорт. Железнодорожный транспорт общего пользования в Курганской области представлен Курганским отделением Южно-Уральской железной дороги. Протяжённость железнодорожных путей по Курганской области составляет 746 километров. Проходящая
через Курганскую область железная дорога является составной частью Транссибирской железнодорожной магистрали. Автомобильный транспорт Курганской области объединяет 177 тыс. автомобилей.
Более 400 хозяйствующих субъектов осуществляя перевозки пассажиров на основании лицензий, эксплуатируют 1990 автобусов.
Несмотря на достаточно удовлетворительные среди субъектов УФО показатели по плотности транспортных артерий из общего количества населённых пунктов, вне транспортной доступности остаются 429, в которых проживает около 11 % населения. Общее состояние транспортной инфраструктуры в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям развития экономики и не обеспечивает необходимое качество жизни населения области.
Дорожное хозяйство является важнейшей составляющей производственной и социальной инфраструктуры Курганской области. От его эффективного функционирования и стабильного развития в значительной степени зависит подъем экономики, улучшение условий жизни населения. Обеспеченность автомобильными дорогами с твёрдым покрытием на 1000 км² территории составляет 123,5 км, что значительно меньше минимально необходимого показателя. He удовлетворяет современным требованиям состояние автодорожных мостов: из 288 имеющихся мостов 44 требуют замены на капитальные. Ремонт существующей сети дорог с твердым покрытием обеспечивает 10% потребности, это означает, что не восстанавливается ежегодный износ автомобильных дорог. По удельному весу дорог с твердым покрытием и удельному весу населенных пунктов, имеющих устойчивую связь с районными центрами, Курганская область занимает 78 место среди субъектов Российской Федерации. Развитие и модернизация железнодорожной инфраструктуры Курганской области предусматривает: строительство железнодорожного обхода на территории Республики Казахстан на участках Курган – Петропавловск – Исилькуль (Транссиб) по маршруту Петухово – Называевская с последующим обходом г. Омска до ст. Татарская. Протяжённость линии
по территории Курганской области составляет 153 км;
-комплексная реконструкция и поддержание в безопасном состоянии путевого хозяйства, базовых локомотивных и вагонных депо, обновление устройств СЦБ и связи;
-реконструкция железнодорожных вокзалов.
Развитие воздушного транспорта предусматривает:
-развитие системы региональной авиации, предполагающей использование отечественных самолетов, возрождение инфраструктуры местных воздушных линий;
- обеспечение прямых поставок авиатоплива от крупных нефтеперерабатывающих компаний в аэропорты, минуя посредников, для исключения неоправданного удорожания авиатоплива;
- разработку механизма государственной поддержки (субсидирование из
федерального бюджета) социально значимых магистральных пассажирских перевозок и части социально значимых пассажирских перевозок в местном сообщении на направлениях, регион с центром страны;
-реконструкцию и развитие аэровокзального комплекса аэропорта Курган;
- реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту Курган, свето-сигнального оборудования и систем безопасности полётов.
Возможное развитие транспортной инфраструктуры Курганской области будет осуществляться на основе крупных транспортных узлов - кластеров регионального развития, которые "естественным" путем в силу географического положения и, сложившихся транспортных связей могут претендовать на роль транспортных логистических центров.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий
В Курганской области большое внимание уделяется внедрению в регионе новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). По национальному проекту "Образование" обеспечено подключение всех школ области к сети Интернет,
организовано 355 пунктов коллективного доступа в глобальную сеть, установлено около 1000 таксофонов с возможностью исходящих вызовов.
В области успешно развивается сотовая связь, представленная ведущими компаниями страны, услугами которых пользуются более 835 тыс. абонентов. Одной из проблем в сфере связи является недостаточный уровень цифровизации телефонной связи, особенно в сельской местности. Основным направлением развития связи в Курганской области на 2008 год и среднесрочную перспективу является построение современной региональной телекоммуникационной инфраструктуры с развитием новых технологий в сфере информатизации. Для решения приоритетных задач социально-экономического развития региона и совершенствования системы управления субъектом РФ будут широко использоваться информационные технологии.
Предстоит
переход от отдельных усилий по частным
направлениям развития коммуникационных
средств к формированию единой телекоммуникационной
системы, состоящей из тесно взаимодействующих
сетей, узлов, станций, пунктов доступа,
что приведет к трансформации природы
существующих общественных процессов
радикальным образом. Таким образом, мы
будем иметь в дальнейшем рост объемов
предоставляемых услуг связи, повышение
их качества, конкурентоспособности, внедрение
новых форм обслуживания населения.
Развитие агропромышленного комплекса.
Агропромышленный комплекс в Курганской области является важнейшей сферой деятельности. В 2006 году по оценке Департамента
сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в структуре валового регионального продукта (ВРП) АПК занимал 18%, в том числе в сельском хозяйстве было создано 15% ВРП. В сельской местности проживает 43,3% населения области, где числится 252 тыс. человек трудоспособного населения, в сельском хозяйстве занято 73,3 тыс. чел.
АПК области лидирует в Уральском федеральном округе по самообеспеченности и занимает ведущие места в Российской Федерации по производству продукции сельского хозяйства на душу населения: по производству зерна – 5 место в России, овощей – 6, молока – 18, картофеля – 20, мяса – 36. Эффективность бюджетного финансирования
АПК Курганской
области самая высокая в
В составе природно-ресурсного потенциала сельского хозяйства основное
значение имеют сельскохозяйственные, и в том числе пахотные угодья. На конец 2007 года в области числилось 3962 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 2418,3 тыс. га пашни. На одного жителя области приходится 2,5 га пашни, в Челябинской области 0,8 га, в Тюменской – 0,4 га, в Свердловской – 0,2 га, пахотных земель составляют черноземы – 65%. Имеющиеся в Курганской области земельные ресурсы позволяют в полном объеме обеспечивать потребности населения в растениеводческой и животноводческой продукции, а отрасли перерабатывающей промышленности в необходимом сырье, а также вывозить часть производимой продукции за пределы области.