Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 09:53, курсовая работа
Целью работы является исследование основных направлений региональной политики России на современном этапе развития страны.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть:
- значение и содержание региональной политики;
- основные направления региональной политики в современной России;
Введение 3
Значение и содержание региональной политики в современной России. 5
Основные направления региональной политики России. 12
Список литературы 22
Таблица 1 Динамика различий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации за 2000–2005 гг. (в разах)
Очевидно, что применение на федеральном уровне различных инструментов влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, включая межбюджетные трансферты, федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, осуществляется без должной координации, в отсутствие четких приоритетов региональной экономики, на поддержку развития которых необходимо направить действие указанных инструментов [10].
Все это способствует, нарастанию дисбаланса в социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, который в рамках действующей парадигмы управления региональным развитием компенсируется наращиванием объема межбюджетных трансфертов. Однако в условиях отсутствия единой общефедеральной системы целей развития государства и стимулирования реализации экономического потенциала субъектов Российской Федерации такие меры лишь усугубляют остроту проблемы.
Сохранение этих тенденций влечет фактическую дифференциацию социальных и экономических прав граждан в зависимости от места жительства, может привести к массовой миграции населения из депрессивных регионов, возникновению межнациональных конфликтов, в том числе проявлению различных форм нетерпимости, бытового национализма и ксенофобии.
Таким образом, Все эти в общих чертах обозначенные обстоятельства, диспропорции в региональном развитии России диктуют необходимость формирования концептуально новой комплексной и последовательной региональной политики с правильным выявлением проблем регионального развития, причин их возникновения и формирование ценностей политики регионов, целей и задач и соответственно планомерная их реализация.
В
проекте Концепции
Одним из ключевых инструментов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является размещение федеральной инфраструктуры в целях создания условий для развития субъектов Российской Федерации с учетом их конкурентных преимуществ.
Для
повышения эффективности
В
этих целях в разрезе федеральных
округов определены зоны опережающего
экономического роста, на территориях
которых на долгосрочный период прогнозируется
развитие перспективных для каждого субъекта
Российской Федерации экономических специализаций,
составляющих основу для образования
территориально-
Развитие субъектов Российской Федерации в перспективе должно приобрести инновационный характер, его пространственная конфигурация должна стать более гибкой, не привязанной жестко к сложившейся энерго-сырьевой базе и центрам концентрации финансовых потоков.
Так в своем послании федеральному собранию Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «В каждом регионе должна быть принята внятная программа улучшения инвестиционного климата и создания новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе так называемых лучших региональных практик. К числу таковых относится сокращение сроков выдачи разрешений, необходимых для начала бизнеса, создание подготовленных промышленных площадок и целый ряд других мер» [8].
Должна возрастать роль новых центров инновационного экономического роста, опирающихся на концентрацию кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющих на трансформацию территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов, прежде всего:
крупных
городских агломераций с
территориально-
туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;
крупных
транспортно-логистических
Развитие национальных транспортной, энергетической и телекоммуникационной сетей должно быть нацелено не только на реализацию потенциала центров экономического роста в субъектах Российской Федерации, но и на постепенную их интеграцию в мировые инфраструктурные системы [4,100].
Эти пространственные ориентиры развития экономик субъектов Российской Федерации должны составить единую основу для планирования действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Особые меры экономического регулирования на федеральном уровне требуются применительно к геополитически важным, но депрессивным (в силу их географического положения, климатических условий и иных объективных факторов) субъектам Российской Федерации, которые не имеют возможности преодолеть существенное отставание в уровне социально-экономического развития от среднероссийского исключительно за счет собственных ресурсов.
Принципиально важно отметить, что экономическая природа таких мер должна выражаться не в передаче бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам дополнительной финансовой помощи, порождающей зачастую иждивенческую политику, а в формировании максимально благоприятных условий для развития бизнеса на соответствующих территориях с учетом их экономической специализации и сбалансированном с ним развитием социальной сферы.
Государственная поддержка развития таких субъектов Российской Федерации наряду с их инфраструктурной интеграцией в единое социально-экономическое пространство России может осуществляться путем [3,53]:
- создания особых экономических зон регионального развития, в том числе применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации, с предоставлением льгот и преференций, прежде всего, за счет средств федерального бюджета;
-
субсидирования тарифов на
-
организации доступа к дешевым
финансовым ресурсам, в частности,
путем субсидирования
- принятия мер, направленных на сохранение исторического и(или) природно-ландшафтного облика территорий и культурных традиций при повышении качества социальной среды.
Важную роль призвано сыграть проведение особой социальной политики, направленной на сохранение традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народностей, прежде всего, Севера, Сибири и Дальнего Востока, изменения качества жизни населения арктических территорий России.
В концепции приводится ряд задач, которые должны решать налогово-бюджетные инструменты региональной политики [10]:
- сокращение различий в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и местных бюджетов для реализации ими собственных полномочий при сохранении стимулов к интенсивному социально-экономическому развитию.
обеспечение необходимой финансовой самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части роста доли налоговых поступлений в доходах территориальных бюджетов при сокращении налоговых льгот, устанавливаемых федеральным законодательством;
расширение финансовых стимулов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к улучшению основных показателей качества жизни населения, повышению обеспеченности инженерной и социальной инфраструктурой, проведению социально-экономических реформ;
усиление
ответственности и
Достижение в долгосрочном периоде целей региональной политики на пути к формированию эффективного и компактного государства в значительной мере определяется безотлагательным завершением процесса разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти и организации их эффективного исполнения.
Прежде всего, необходимо децентрализовать исполнение полномочий Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, передав его исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и одновременно сократив количество территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Результативность преобразований управления региональным развитием связана также с совершенствованием правового регулирования, обеспечения и контроля исполнения переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, усилением ответственности за их ненадлежащее исполнение, координацией действий органов государственной власти и органов местного самоуправления на региональном уровне. Так президент в своем послании определил, что «Основную ответственность за судьбу региона несет губернатор. Успешность его работы будет оцениваться и по тому, сколько инвестиций удалось привлечь, сколько создано новых рабочих мест, особенно в несырьевом производстве. С этим должны быть связаны и кадровые решения» [8].
В целях имущественного и финансового обеспечения исполнения указанных полномочий следует не только предусмотреть предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций в объеме, соответствующем подтвержденным расчетами расходам на надлежащее исполнение полномочий, но и передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий собственника федеральных государственных предприятий и федеральных государственных учреждений, необходимых для обеспечения исполнения переданных полномочий в соответствии с федеральными законами, определяющими такие полномочия.
Новые
подходы требуются также
Механизмом
повышения эффективности