Основные направления региональной политики России на современном этапе развития государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование основных направлений региональной политики России на современном этапе развития страны.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть:

- значение и содержание региональной политики;

- основные направления региональной политики в современной России;

Содержание

Введение 3
Значение и содержание региональной политики в современной России. 5
Основные направления региональной политики России. 12
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

концепция.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

       Таблица 1 Динамика различий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации за 2000–2005 гг. (в разах)

         

       Очевидно, что применение на федеральном уровне различных инструментов влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, включая межбюджетные трансферты, федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, осуществляется без должной координации, в отсутствие четких приоритетов региональной экономики, на поддержку развития которых необходимо направить действие указанных инструментов [10].

       Все это способствует, нарастанию дисбаланса в социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, который в рамках действующей парадигмы управления региональным развитием компенсируется наращиванием объема межбюджетных трансфертов. Однако в условиях отсутствия единой общефедеральной системы целей развития государства и стимулирования реализации экономического потенциала субъектов Российской Федерации такие меры лишь усугубляют остроту проблемы.

       Сохранение  этих тенденций влечет фактическую  дифференциацию социальных и экономических прав граждан в зависимости от места жительства, может привести к массовой миграции населения из депрессивных регионов, возникновению межнациональных конфликтов, в том числе проявлению различных форм нетерпимости, бытового национализма и ксенофобии.

       Таким образом, Все эти в общих чертах обозначенные обстоятельства, диспропорции в региональном развитии России диктуют необходимость формирования концептуально новой комплексной и последовательной региональной политики с правильным выявлением проблем регионального развития, причин их возникновения и формирование ценностей политики регионов, целей и задач и соответственно планомерная их реализация.

 

       Основные  направления региональной политики России.

 

       В проекте Концепции совершенствования  региональной политики Российской Федерации определяются пять задач для достижения целей региональной политики в Российской Федерации в долгосрочном периоде [9]:

  • рациональное размещение федеральной производственной и социальной инфраструктуры с учетом конкурентных преимуществ регионов;
  • переход к новым принципам применения финансово-бюджетных инструментов региональной политики;
  • внедрение механизмов, обеспечивающих дополнительные стимулы к повышению эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию территорий;
  • завершение разграничения и организация эффективного исполнения полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем передачи осуществления субъектам Российской Федерации полномочий, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, и совершенствования механизмов исполнения полномочий;
  • реализация в полном объеме общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации.

       Одним из ключевых инструментов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации  является размещение федеральной инфраструктуры в целях создания условий для развития субъектов Российской Федерации с учетом их конкурентных преимуществ.

       Для повышения эффективности использования  инфраструктуры необходимо планирование ее размещения в рамках единой системы  стратегического планирования развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

       В этих целях в разрезе федеральных  округов определены зоны опережающего экономического роста, на территориях  которых на долгосрочный период прогнозируется развитие перспективных для каждого субъекта Российской Федерации экономических специализаций, составляющих основу для образования территориально-производственных кластеров и единых технологических цепочек для производства продукции с высокой добавленной стоимостью и формирующих основной вклад в экономику соответствующего субъекта Российской Федерации.

       Развитие  субъектов Российской Федерации  в перспективе должно приобрести инновационный характер, его пространственная конфигурация должна стать более  гибкой, не привязанной жестко к сложившейся энерго-сырьевой базе и центрам концентрации финансовых потоков.

       Так в своем послании федеральному собранию Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «В каждом регионе должна быть принята внятная программа улучшения инвестиционного климата и создания новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе так называемых лучших региональных практик. К числу таковых относится сокращение сроков выдачи разрешений, необходимых для начала бизнеса, создание подготовленных промышленных площадок и целый ряд других мер» [8].

       Должна  возрастать роль новых центров инновационного экономического роста, опирающихся на концентрацию кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющих на трансформацию территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов, прежде всего:

       крупных городских агломераций с высоким  качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамично развивающейся  научно-инновационной и образовательной  инфраструктурой, растущей деловой  активностью и сервисной сферой;

       территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные  производства в приоритетных отраслях российской экономики в урбанизированных регионах и на глубокую переработку  сырья на ранее неосвоенных территориях;

       туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

       крупных транспортно-логистических узлов  и производственных комплексов.

       Развитие  национальных транспортной, энергетической и телекоммуникационной сетей должно быть нацелено не только на реализацию потенциала центров экономического роста в субъектах Российской Федерации, но и на постепенную их интеграцию в мировые инфраструктурные системы [4,100].

       Эти пространственные ориентиры развития экономик субъектов Российской Федерации должны составить единую основу для планирования действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

       Особые  меры экономического регулирования  на федеральном уровне требуются  применительно к геополитически важным, но депрессивным (в силу их географического положения, климатических условий и иных объективных факторов) субъектам Российской Федерации, которые не имеют возможности преодолеть существенное отставание в уровне социально-экономического развития от среднероссийского  исключительно за счет собственных ресурсов.

       Принципиально важно отметить, что экономическая  природа таких мер должна выражаться не в передаче бюджетам субъектов  Российской Федерации и местным  бюджетам дополнительной финансовой помощи, порождающей зачастую иждивенческую политику, а в формировании максимально благоприятных условий для развития бизнеса на соответствующих территориях с учетом их экономической специализации и сбалансированном с ним развитием социальной сферы.

       Государственная поддержка развития таких субъектов Российской Федерации наряду с их инфраструктурной интеграцией в единое социально-экономическое пространство России может осуществляться путем [3,53]:

       - создания особых экономических  зон регионального развития, в  том числе применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации, с предоставлением льгот и преференций, прежде всего, за счет средств федерального бюджета;

       - субсидирования тарифов на услуги  естественных монополий на территориях,  где они влекут чрезмерно высокие  издержки производства, а также отдельных видов деятельности по оказанию услуг населению в целях повышения их конкурентоспособности;

       - организации доступа к дешевым  финансовым ресурсам, в частности,  путем субсидирования процентной  ставки по кредитам и лизинговых платежей, а также предоставления дополнительных преференций налогового и таможенного характера в целях стимулирования инновационного развития и модернизации приоритетных для регионов производств;

       - принятия мер, направленных на  сохранение исторического и(или) природно-ландшафтного облика территорий и культурных традиций при повышении качества социальной среды.

       Важную  роль призвано сыграть проведение особой социальной политики, направленной на сохранение традиционного уклада жизни  и занятости коренных малочисленных народностей, прежде всего, Севера, Сибири и Дальнего Востока, изменения качества жизни населения арктических территорий России.

       В концепции приводится ряд задач, которые должны решать налогово-бюджетные  инструменты региональной политики [10]:

       - сокращение различий в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и местных бюджетов для реализации ими собственных полномочий при сохранении стимулов к интенсивному социально-экономическому развитию.

       обеспечение необходимой финансовой самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части роста доли налоговых поступлений в доходах территориальных бюджетов при сокращении налоговых льгот, устанавливаемых федеральным законодательством;

       расширение  финансовых стимулов органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления к улучшению основных показателей  качества жизни населения, повышению  обеспеченности инженерной и социальной инфраструктурой, проведению социально-экономических реформ;

       усиление  ответственности и подотчетности  органов власти субъектов Российской Федерации за эффективность собственной  деятельности и конечные результаты социально-экономического развития субъектов  Российской Федерации. В соответствии с этими задачами, концепцией предусмотрено совершенствование налогово-бюджетных инструментов региональной политики.

       Достижение  в долгосрочном периоде целей  региональной политики на пути к формированию эффективного и компактного государства в значительной мере определяется безотлагательным завершением процесса разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти и организации их эффективного исполнения.

       Прежде  всего, необходимо децентрализовать исполнение полномочий Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, передав его исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и одновременно сократив количество территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

       Результативность  преобразований управления региональным развитием связана также с  совершенствованием правового регулирования, обеспечения и контроля исполнения переданных органам государственной  власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, усилением ответственности за их ненадлежащее исполнение, координацией действий органов государственной власти и органов местного самоуправления на региональном уровне. Так президент в своем послании определил, что «Основную ответственность за судьбу региона несет губернатор. Успешность его работы будет оцениваться и по тому, сколько инвестиций удалось привлечь, сколько создано новых рабочих мест, особенно в несырьевом производстве. С этим должны быть связаны и кадровые решения» [8].

       В целях имущественного и финансового обеспечения исполнения указанных полномочий следует не только предусмотреть предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций в объеме, соответствующем подтвержденным расчетами расходам на надлежащее исполнение полномочий, но и передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий собственника федеральных государственных предприятий и федеральных государственных учреждений, необходимых для обеспечения исполнения переданных полномочий в соответствии с федеральными законами, определяющими такие полномочия.

       Новые подходы требуются также применительно  к организации институциональной  составляющей управления региональным развитием.

       Механизмом  повышения эффективности проведения политики федерального центра на региональном уровне может стать радикальное усиление координирующей, управляющей и контрольной роли института полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Информация о работе Основные направления региональной политики России на современном этапе развития государства