Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 09:53, курсовая работа
Целью работы является исследование основных направлений региональной политики России на современном этапе развития страны.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть:
- значение и содержание региональной политики;
- основные направления региональной политики в современной России;
Введение 3
Значение и содержание региональной политики в современной России. 5
Основные направления региональной политики России. 12
Список литературы 22
Зарегистрировано «___»_________20___г.
___________________ Савенкова Н.А.
СТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
МЕНЕДЖМЕНТА
Основные
направления региональной
политики России на
современном этапе
развития государства
Курсовая работа
студента дневного отделения 4 курса группы 740
Васильева
Василия Александровича
к.г.н.,
доцент
Самарина В.П.
Старый Оскол 2010
Содержание
Для любого федеративного государства, особенно такого как Российская Федерация, региональная политика является одним из основных предметов деятельности государства, по сути главным способом регулирования экономического развития своих территорий [10].
Современная непростая ситуация в региональном развитии обусловлена сочетанием последствия экономического кризиса, дезинтеграцией экономического пространства, различием стартовых условий вхождения в рынок отдельных регионов (и, в первую очередь, неодинаковыми уровнями созданного в них экономического потенциала), политической нестабильности и межэтнической напряженности в ряде регионов.
Сегодня наше государство продолжает курс на децентрализацию государственного управления, на сбалансированное и интенсивное социально-экономическое развитие всех регионов нашей страны. Так, Дмитрий Анатольевич Медведев, в своем послании Федеральному собранию, подчеркнул: «Правительству следует подготовить предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней. В результате таких мер должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач» [8].
В проекте Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации, разработанном Министерством регионального развития РФ, определяются базовая и стратегическая цели региональной политики Российской Федерации [9]. Базовой целью региональной политики в Российской Федерации является обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации [7,29]. Стратегической целью региональной политики является - формирование эффективного и компактного государства [2,30].
Таким образом, в региональной политике России на современном этапе развития страны, политическая воля высшего руководства направлена на укрепление государственности в Российской Федерации, совершенствование федерализма, создание условий для более эффективного и гармоничного развития регионов Российской Федерации и обеспечение роста благосостояния населения.
Целью работы является исследование основных направлений региональной политики России на современном этапе развития страны.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть:
-
значение и содержание
- основные направления региональной политики в современной России;
Объектом исследования в работе выступает региональная политика Российской Федерации.
Предметом работы являются направления региональной политики в современной России.
В курсовой работе используются выдержки из послания президента Российской Федерации, Дмитрия Анатольевича Медведева, Федеральному собранию от 30 ноября 2011 года, из проекта концепции совершенствования государственной региональной политики Российской федерации, материалы с сайтов президента РФ, Министерства регионального развития РФ и Совета Федераций РФ. Методическую основу работы составили работы авторов: Сулакшина С.С., Лексина В.Н., Реймера Л.А.
В России, как в государстве, расположенном на огромной территории и устроенном на федеративных началах, региональный фактор играет чрезвычайно существенную роль в государственно-политическом устройстве и социально-экономическом развитии страны. В настоящее время в России формируется принципиально новая, не имеющая аналогов ни за рубежом, ни в еще недавнем отечественном прошлом, территориальная среда, характеризующаяся уникальным по числу, содержанию и остроте набором регионально опосредованных проблем, среди которых особенно выделяются аномально высокий уровень и постоянное усиление территориальной дифференциации, кардинальное изменение условий размещения производства и функционирования поселений. Происходит смена функциональных ролей и геополитического значения отдельных регионов в структуре нынешней Российской. В числе новых региональных реалий следует отметить: гипертрофию северных территорий с экстремальными условиями проживания населения и ведения хозяйственной деятельности потерю основных выходов в бассейны Балтийского и Черного морей и связанное отчасти с этим возрастание роли тихоокеанских и северных портов; усиление экономического тяготения Восточно-Сибирских и Дальневосточных территорий к странам Азиатско-тихоокеанского региона. В таких условиях особое значение для дееспособности государства приобретает грамотно проводимая региональная политика.
Региональная
политика - составная часть
Региональная
политика направлена на организацию национального
пространства в соответствии с избранной
стратегией развития. Основными объектами
являются: административно-
Выделяют следующие элементы региональной политики [4,48]:
Налоговая политика - определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
Бюджетная политика - механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.
Ценовая политика - государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.
Инвестиционная
политика - мера по поддержке инвестиционной
активности хозяйствующих субъектов,
распределению бюджетных
Структурная политика - система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.
Социальная политика - определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.
Институциональная политика - реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором.
Исследователи различают два уровня региональной политики:
Федеральный – определение «объективных» критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании с системой «индивидуальных» мер, направленных на решение конкретных региональных проблем;
Региональный – выбор модели поведения региональных властей: «либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в хозяйственную деятельность, и "консервативная" модель, предполагающая сохранение в той или иной форме государственного контроля.
Региональная политика в Российской Федерации - законодательно оформленная система правовых, организационных, институциональных и финансово-экономических мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений бизнеса и иных институтов гражданского общества, направленная на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики государства [6,50].
Одним из эффективных механизмов региональной политики являются федеральные целевые программы (далее ФЦП). В больших количествах ФЦП социально-экономического развития регионов стали появляться во второй половине 90-х годов. К 2002 году число таких программ достигло 32. Они полностью или частично охватывали территорию более чем 50 субъектов Федерации, причем некоторые их них попадали под действие нескольких программ. Некоторые из этих программ оказали позитивное влияние на развитие регионов и позволили смягчить сложности процесса трансформации региональных экономических систем [10].
В настоящие время профильное Министерство регионального развития РФ курирует следующие масштабные федеральные целевые программы по социально-экономическому развитию регионов:
• «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы»
• «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2011 годы»
• «Юг России (2008 – 2012 годы)»
• «Социально-
• «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы»
• «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»
Эти федеральные целевые программы направлены на развитие важных для страны, в стратегическом и геополитическом плане, регионов. Реализация этих программ уже приносит положительные результаты. Вместе с тем, назрела необходимость совершенствования программно-целевых инструментов социально-экономического развития регионов. Нужны новые, современные механизмы инвестирования средств в регионы, позволяющие обеспечить заметные сдвиги в экономике и существенно повысить качество услуг населению.
В проекте, Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации, разработанном Министерством регионального развития РФ определяются актуализированные применительно к текущему этапу социально-экономического развития страны цели, задачи и основные направления региональной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации [9].
Базовой
целью региональной политики в Российской
Федерации является обеспечение
сбалансированного социально-
Стратегической целью региональной политики является - формирование эффективного и компактного государства [2,30].
В концепции обозначены основные проблемы реализации региональной политики на данном этапе развития России [9]:
Последствием этих проблем является то, что базовая цель региональной политики – сокращение различий социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации – так и не достигнута. Приходится констатировать, что в настоящее время социально-экономические различия между субъектами Российской Федерации не только не сокращаются, но, напротив, по ряду позиций увеличиваются. В целом по ряду ключевых экономических позиций динамика различий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации за 2000–2005 гг. может быть охарактеризована следующими показателями (табл. 1).