Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 07:27, контрольная работа
В конце XX в. появилась экономика нового типа - глобальная экономика. Ее отличительная особенность состоит в том, что все основные виды экономической деятельности - производство и потребление товаров и услуг, управление, распространение информации и технологий, функционирование рынков - осуществляются в глобальном масштабе. Так, М. Кастельс определяет глобальную экономику как «экономику, способную работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты». Глобализация выражается в растущей взаимозависимости стран в мире в результате увеличивающегося объема и разнообразия трансграничного движения товаров и услуг, а также быстрого и широкого распространения всех видов технологий.
Введение 3
1 Понятия. Экономический словарь 4
1.1 Общие понятия об услугах 4
1.2 Аренда машин и оборудования 7
1.3 Информационные услуги 8
1.4 Реклама 9
1.5 Страхование 11
2 Основные действия, с которыми сталкивается явление 12
3 Законодательно-правовая база. Регулирование мирового рынка услуг 24
4 Влияние мирового финансового кризиса на международный рынок услуг 28
Заключение 31
Список литературы 33
Для
многих стран — лидеров в сфере
услуг характерно, что «национальные
законодательства дискриминационны в
отношении иностранных
Для
повышения ценовой
Для ряда стран экспорт услуг стабильно является серьезным источником пополнения государственного бюджета. Прежде всего, это такие промышленно развитые государства, как США (положительное сальдо платежного баланса в 2005г. 72,8 млрд. долл.), Великобритания (34,6 млрд. долл.), Испания (27,5 млрд. долл.), Швейцария (18,8 млрд. долл.), Франция (10,1 млрд. долл.). В то же время для ряда промышленно развитых стран характерно значительное превышение импорта услуг над экспортом, в их числе Германия (отрицательное сальдо платежного баланса в 2005г. 52,9 млрд. долл. США), Япония (24,7 млрд. долл.). [1]
Для
большинства развивающихся
Что касается России, других государств СНГ и стран Балтии, то хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.
Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следует Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50 % экспорта услуг этой страны. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50 % экспортной выручки.
Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки. [1]
Следует отметить, что сильное влияние услуг на экономическое развитие стран и их значительная доля в валовом внутреннем продукте государств имеет ряд негативных моментов, среди которых:
Структура международной торговли услугами достаточно сложна. Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. В стоимостном выражении наблюдается их абсолютный рост, в то же время доля в общем объеме экспорта услуг снижается.
Доля транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг снизилась с 28,5% в 1990г. до 23,1% в 2006г., поездок — с 33,9 до 27,2%. Соответственно возросла доля «других услуг» — с 37,6 до 49,7% . Такая мировая статистика сформировалась, прежде всего, за счет показателей развитых стран. Рост «других услуг» происходил в последнее время благодаря развитию информационных технологий. Продолжительное же снижение доли транспортных услуг определялось снижением тарифов на перевозки, внедрением новых технологий доставки грузов и преимущественно связано с ситуацией в морской торговле (около 80% всех перевозок торговых грузов).
«Другие услуги» в мировом экспорте услуг 2005г. достигли почти 50%. Среди идентифицированных видов услуг наибольший вклад в эту статью экспорта вносят:
Следует отметить, что публикуемые статистические данные об операциях с услугами на мировом рынке не являются исчерпывающими, поскольку в отличие от операций с товарами не проходят таможню и не учитываются достаточно полно во всех странах. Основной источник информации — сведения, отражаемые в платежном балансе в соответствии с рекомендациями МВФ. Однако они имеют ряд недостатков:
Динамично
развиваются обычно не учитываемые
раздельно в международной
Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок, транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.
Это
привело к взрывообразному
Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг. Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агентств.
Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют продажу новейших видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.
Превращение
услуг в составной элемент
внутрипроизводственной международной
деятельности ТНК поставило на повестку
дня вопрос о необходимости регулирования
рынка услуг на международном, региональном
и отраслевом уровнях.[1]
3 Законодательно-правовая база. Регулирование мирового рынка услуг
К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специфических организаций.
Специализированные межправительственные организации как, например, ИКАО - Организация международной гражданской авиации, ВТО - Всемирная туристическая организация, ИМО - Международная морская организация специализируются на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей.
Если, например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т. д.
Довольно распространенными особенно в середине восьмидесятых годов были двусторонние договоры. Так, например, заключенное в середине восьмидесятых годов американо-канадское соглашение о свободной торговле уделило большое внимание регулированию инвестиций в сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере туризма, услуг, коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержанию оказалось соглашение США с Израилем.
На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило, осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
В глобальном плане регулированием торговли услугами до недавнего времени занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, созданное первоначально для регулирования мировой внешней торговли. Однако во второй половине восьмидесятых годов сфера деятельности этой организации была расширена по инициативе США, являющегося крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; с 70-х годов вопросы торговли услугами стали официальным предметом переговоров в рамках ГАТТ.
Основная идея США заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовать те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.
На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуги и ее производство осуществляются практически одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования.
В области инвестирования ГАТТ использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т. е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям.
На практике это означает, что США, проводя дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило государственных) фирм.
Такое положение, например, сложилось в канадско-американских отношениях в области транспорта. Проведя в начале восьмидесятых годов дерегулирование в области транспорта, США столкнулись с такой ситуацией, когда американские компании оказались вынужденными конкурировать с иностранными на своем рынке, практически не имея выхода на канадский, где существовала государственная монополия.
Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и, прежде всего, филиалов ТНК, т. е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.
На открывшемся в 1986 году совещании в Пунта дель Эсте (Уругвай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопроса торговли услугами на глобальном уровне. Переговоры об услугах были вынесены за официальные рамки ГАТТ и начали проводиться параллельно с обсуждением вопроса о торговле товарами. Результатом длительных переговоров явилось принятие специального соглашения, получившего наименование ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами) и состоявшего из трех частей. Оно включало, во-первых, рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами, специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, а также список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях.