Методы проведения региональной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для России региональная политика имеет первостепенное приоритетное значение. От ее эффективности зависит единство, целостность, стабильность государства, использование потенциала межрегионального обмена, социальное благополучие населения.

Содержание

Введение
1.Региональная политика государства
1.1.Понятие и виды региональной политики
1.2.Структура региональной политики
2.Методы проведения региональной политики в регионах и формирование рыночных структур

Работа содержит 1 файл

КР Методы проведения региональной политики.docx

— 43.59 Кб (Скачать)

Региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию  местных ресурсов, рационализации структуры  хозяйств, экологическим и социальным проблемам3.

Успешное проведение экономических  реформ требует всестороннего учета  региональной специфики в осуществлении  основных направлений общегосударственной  политики.

В области финансовой и  налоговой политики в связи с  расширением экономической самостоятельности  субъектов Федерации следует  повысить долю бюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах. Одновременно с этим необходимо обеспечить на всей территории России функционирование единой налоговой системы с федеральными, местными и муниципальными налогами, механизмом горизонтального и вертикального перераспределения доходов между регионами. Наличие многоканальной системы определяется необходимостью иметь самостоятельные, устойчивые источники доходов федерального бюджета для решения тех задач, которые в соответствие с Федеративным договором отнесены к ведению федеральных органов власти.

Основная цель регионального  аспекта социальной политики заключается  в недопущении возникновения  в регионах острых социальных конфликтов, снятии напряженности в районах  повышенной социальной опасности.

Основным источником финансирования региональных социальных программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местные бюджеты. В целях поддержки  малообеспеченных групп населения  уже сформированы Республиканский  федеральный и территориальные  фонды социальной поддержки населения.

В области инвестиционной политики в условиях сокращения государственных  централизованных капитальных вложений главный упор должен быть сделан на создание условий для привлечения  частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компаний и  т.д4.

Методом стимулирования экономики  в условиях экономического кризиса, воздействующих на оживление темпов роста производства, а также осуществления  структурной перестройки, будет  использование инвестиционного  налогового кредита для поощрения  капиталовложений в слабые районы и  прогрессивные отрасли, требующие  новых инвестиций.

Важное место отводится  налоговым и амортизационным  льготам в целях стимулирования структурной перестройки экономики  регионов.

Важное значение региональный аспект имеет для реформирования внешнеэкономической деятельности. В настоящее время в этой сфере  создалось такое положение, когда  под давление руководства областей правительство предоставляет соответствующим  местным администрациям ряд льгот  и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспортных пошлин, обязательной продаже экспортерам части валютной выручки органам исполнительной власти.

 Социально-экономические  особенности регионов не только  требуют разработки регионально  дифференцированных мер реализации  экономических реформ, но и обусловливают  минимальные требования к централизации  ресурсов на федеральном уровне  и их межрегиональному перераспределению.  Это одно из важнейших условий  стабильности, надежности социально-экономической  и политической систем РФ. Необходимость  государственной поддержки кризисных  и слабоосвоенных регионов, а  также обеспечения межрегиональных  коммуникаций предопределяет довольно  значительный объем централизованных  инвестиций.

На современном этапе  экономического развития рыночные структуры  в регионах в основном сформированы и функционируют.

В условиях углубления экономической  реформы важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и регулирование  процессов занятости.

 

Заключение

 

Говоря о кризисе экономики  России в целом, нельзя не сказать  о нарастающих противоречиях  в отношениях между отдельными регионами. Не все регионы в одинаковой степени  готовы к рыночным отношениям. Многие из них в силу неразвитости экономики  тяготеют к замкнутым системам и  создают региональные рынки, обслуживающие  предприятия и население только данного региона. Другие же регионы, имеющие развитую промышленность, хотя и придерживаются принципов открытой экономики, часто предпочитают поставлять свою продукцию не на внутренний рынок  России, а за рубеж, активно используя  фактор неэквивалентной продуктовой  обратимости рубля.

Региональная политика –  важная составная часть экономической  политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических  мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и  направленных на регулирование процессов  размещения производительных сил.

Региональная политика государства  – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная  с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов  между собой.

Различают прямые и косвенные  методы проведения региональной политики. В первом случае государство активно  участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование  территориальной структуры хозяйства. Во втором – государство через  финансовую систему стремиться создать  соответствующий экономический  «климат» в тех или иных районах  для управления миграционными потоками.

Основным источником финансирования региональных социальных программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местные бюджеты. В целях поддержки  малообеспеченных групп населения  уже сформированы Республиканский  федеральный и территориальные  фонды социальной поддержки населения.

Прямое участие государства  в развитии объектов экономики и  социальной сферы в регионах - это  один из способов адресного регулирования (микроинструмент).

Единый хозяйственный  комплекс страны представлен отраслевой, межотраслевой и территориальной  структурами.

Отраслевая структура  – это совокупность отраслей народно-хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными  пропорциями и взаимосвязями. В  отраслевом плане структура единого  народно-хозяйственного комплекса  представлена двумя сферами: производство товаров и производство услуг.

Список литературы

 

  1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.Й. Основы региональной политики: Учебник. - СПб: Изд-во В.А.Михайлова, 1998. - 659 с.
  2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. – 5-е изд., М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006.- 495 с.
  3. Региональная экономика: учебник / под ред. проф. Т.Г. Морозовой.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- с.527с.-(Золотой фонд рос. учеб.).
  4. Ларина  Н.И., Гумерова А.А. Региональная экономика и управление: Учебно-методический комплекс.- Новосибирск: СибАГС, 2001.- 124 с.
  5. Фетисов Г.Г. Орешин В.П. Региональная экономика и управление: учебник.- М.: ИНФРА, 2006.- 416с.
  6. Кистанов В.В. Региональная экономика России: учебник/В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.-М.: Финансы и статистика, 2006.-584с.

1 Гладкий ЮМ., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб. 1998

2 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. – 5-е изд., испр. И перераб. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006

3    Региональная экономика: учебник / под ред. проф. Т.Г. Морозовой.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- с.527с.- (Золотой фонд рос. учеб.).

4 Ларина  Н.И., Гумерова А.А. Региональная экономика и управление: Учебно-методический комплекс.- Новосибирск: СибАГС, 2001.- с.34-36.

 


Информация о работе Методы проведения региональной политики