Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:52, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что для России региональная политика имеет первостепенное приоритетное значение. От ее эффективности зависит единство, целостность, стабильность государства, использование потенциала межрегионального обмена, социальное благополучие населения.
Введение
1.Региональная политика государства
1.1.Понятие и виды региональной политики
1.2.Структура региональной политики
2.Методы проведения региональной политики в регионах и формирование рыночных структур
Ясно, что детериорация (то есть ухудшение качества окружающей среды) носит ярко выраженный региональный характер, что связано как с различиями в хозяйственной специализации стран и регионов, так и неодинаковыми возможностями государств регулировать качество экологической среды. В этой связи проведение целенаправленной региональной экологической политики становится императивом.
Научно-техническая политика.
В сферу региональной научно-технической
политики попадают условия и факторы
размещения центров научных исследований,
взаимосвязи между местами
Строго говоря, структурирование региональной политики может производиться иначе: все зависит от критерия, положенного в его основу. Так, иногда различают следующие виды:
1) по целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов и т. д.);
2) по механизму (автоматическая, то есть распределение по формуле; проблемная, то есть – по спецпрограммам, целевая, то есть - по конкретным регионам);
3) по средствам (финансовая: помощь, льготы, штрафы и т. п.; административная: разрешения и запреты; инфраструктурная: сооружение дорог и так далее);
4) по адресату (региональные
власти, фирмы и организации,
Различают прямые и косвенные
методы проведения региональной политики.
В первом случае государство активно
участвует в капиталовложениях,
направленных на совершенствование
территориальной структуры
Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными — это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.
Методы косвенного регулирования регионального развития включают создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях; привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями; установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства; применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.
К настоящему времени в
России накоплен значительный опыт разработки
разноуровневых региональных программ.
Несмотря на различия в ведомственной
и территориальной
Обострение проблем
Разработка региональных программ — это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.
Региональные программы
представляют собой разновидность
целевых комплексных программ и
служат инструментом регулирования
и управления региональной стратегией
экономического, социального и научно-
Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».
В этой программе практически
по всем регионам разрабатываются
Сумма финансовых ресурсов
по источникам финансирования и других
ресурсов по региональным программам
составляет общую потребность в
них в целом по федеральной
целевой программе. В комплексные
программы социально-
Региональные программы
классифицируются по следующим признакам:
территориальная
Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности - областной; по функциональной ориентации — экологической; по масштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности — среднесрочной и т.д.
Вместе с тем изучение
практики программирования на местах
свидетельствует о недостатках
в использовании этой формы хозяйствования:
перенос способов общегосударственного
программирования на региональный уровень;
бессистемность в разработке и принятии
территориальных программ; попытки
одновременной реализации чрезмерно
большого количества не увязанных между
собой мелких и частных программ;
отсутствие объективной экспертизы
программ; завышенные потребности в
финансовых и материально-технических
ресурсах; отсутствие расчетов потребности
во всех видах обеспечивающих средств
и эффективности их использования;
зачастую игнорирование учета ресурсного
потенциала регионов и реальных возможностей
государственной поддержки при
формировании проектов; нереальные сроки
завершения программ и отдельных
мероприятий; отсутствие организационно-управленческих
и нормативно-законодательных
Совершенствование программирования
предполагает решение целого комплекса
вопросов, связанных с изменением
методологии и технологии управления,
преобразованием
Специфика региональных программ
заключается в том, что они
формируются и реализуются на
уровне республик, краев, областей, городов
федерального значения, обусловлены
общегосударственными и территориальными
интересами. Отбор региональных проблем
для программирования проводится, как
правило, территориальными органами власти
и управления. Программные мероприятия
осуществляются в границах географически
ограниченного региона, единицы
административно-
Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства - в том случае, когда проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона; используются также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.).
Основными формами прямого
участия государства в
Число федеральных региональных
программ должно быть невелико; они
разрабатываются и
Развитие рыночной экономики
предполагает более широкое применение
методов экономического регулирования,
включающих создание специальных фондов
регионального развития, которые
должны аккумулировать финансовые ресурсы
для решения различных
Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях управления: федеральном, региональном, межрегиональном и местном.
Федеральные органы, прежде
всего, должны регулировать процессы организации
производства в экстремальных районах
и в районах своего освоения; реализации
крупных экологических и