Содержание
Введение 3
1. Региональная
политика государства 5
1.1. Понятие и виды
региональной политики 5
1.2. Структура региональной
политики 7
2. Методы проведения
региональной политики в регионах и формирование
рыночных структур…….. .10
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Регион как единое политическое
пространство есть совокупность учреждений
и способов, посредством которых
осуществляется воздействие населения
на местную власть в плане ее формирования
(активное избирательное право), обозначения
и корректировки социальной политики,
и система политического контроля
власти над населением. Регион, выступающий
как субъект Федерации, имеет
конституционно закрепленные предметы
ведения и полномочия. На основании
вышеизложенного регион определяется
как целостная социальная система,
обладающая всеми характеристиками
социума. Эта система имеет единую
структуру, включающую физико-географическую,
экономическую, политико-административную,
этническую, социокультурную, правовую,
политическую подструктуры, соответствующие
им социальные институты, при определяющей
роли институтов управления в организации
жизни региона. И, наконец, основным
субъектом и объектом управления
регионом является человек, объединенный
в социальные общности и вступающий
в социальные отношения с другими
людьми.
Таким образом, регион представляет
собой целостную, пространственно-
организованную форму жизнедеятельности
социума как системы, сложное
и комплексное явление.
Прошедшие года показали, что
федерация - единственно возможная
на данном этапе истории форма
существования такого огромного
и многонационального государства
как Россия. Но единство и будущее
процветание страны могут быть обеспечены
только такой формой отношений между
федеральным центром и субъектами
федерации, которая учитывает как
интересы отдельных регионов, так
и всего государства в целом.
Именно это и призвана обеспечить
региональная политика, которая в
современной России приобрела чрезвычайно
важное значение, стала ведущей в
развитии нашего государства.
Региональная политика всегда
отражает определенные интересы, обусловливается
экономическим состоянием общества
и является эффективной, если соответствует
потребностям развития. В то же время
политика обладает самостоятельностью
и влияет на все сферы жизни, в
том числе на экономику, выражая
ее в концентрированном виде.
Актуальность данной темы
обусловлена тем, что для России
региональная политика имеет первостепенное
приоритетное значение. От ее эффективности
зависит единство, целостность, стабильность
государства, использование потенциала
межрегионального обмена, социальное
благополучие населения.
Целью данной курсовой работы
является раскрытие методов проведения
региональной политики и выявление
ее влияния на развитие рыночных структур
в регионах.
В соответствие с целями,
ставятся следующие задачи:
- Раскрыть основные положения региональной политики государства;
- Осветить основные механизмы государственного регулирования регионального развития;
- Изучить основные методы проведения региональной политики;
- Региональная политика государства
- Понятие и виды региональной политики
Региональная политика государства
— сфера деятельности по управлению
политическим, экономическим, социальным
и экологическим развитием страны
в пространственном, региональном аспекте
и отражающая как взаимоотношения
между государством и регионами,
так и регионов между собой1. Вместе с тем в условиях деятельности
зрелых межгосударственных интеграционных
союзов, в частности западноевропейского
Общего рынка (ЕС), когда отдельные внутригосударственные
регионы успешно отстаивают свое право
на обладание приоритетом перед существующими
ныне национальными государствами, понятие
«региональная политика» приобретает
уже региональный подтекст.
В литературе понятия «региональная
политика» и «региональная экономическая
политика» нередко употребляются
как синонимы безо всяких оговорок,
хотя некорректность их полного отождествления
очевидна: подобно тому, как экономика
является лишь одной (хотя и неимоверно
важной) сферой человеческой деятельности
(включающей процессы общественного
производства, обмена, распределения
и потребления материальных и
духовных благ и т. д.), так и региональная
экономическая политика не охватывает
всего спектра возможной управленческой
деятельности государства.
Вместе с тем использование
термина «социально-экономическая
региональная политика» меняет дело:
он максимально «раздвигает» диапазон
управленческих действий страны, и
практически «сливается» с термином
«региональная политика». С учетом
этого обстоятельства в учебном
пособии предлагается оперировать
всеми тремя понятиями как
взаимозаменяемыми, но для краткости
- отдавать предпочтение самому лаконичному
из них, не забывая при этом о семантических
нюансах.
Региональная политика обычно
является составной частью национальной
стратегии социально-экономического
развития и как таковая полностью
исходит из философской концепции
властей. Однако подобно тому, как
нередко «уживаются» универсальные
общеэкономические категории и
законы (например, закон стоимости)
с субъективной их трактовкой (а
то и попранием) в рамках отдельных
государств, так и любая специфика
национальной региональной политики не
в состоянии отменить некоторых
общих закономерностей ее реализации
безотносительно к типу страны. (Следует
также помнить о том, что региональная
политика может быть осознанной, «полуосознанной»
(когда сказываются косвенные
региональные последствия федеральных
программ) и даже неосознанной, поскольку
все государственные акции так
или иначе приурочены к определенной
территории).
В тесной связи с региональной
политикой находятся такие понятия
как «региональная экономика», «региональное
развитие», «региональное планирование»,
«региональное моделирование», «регионализация»
и др. Региональная экономика исследует
совокупность экономических и социальных
факторов и явлений, обуславливающих
формирование и развитие производительных
сил и социальных процессов в пределах
конкретных регионов. Региональное развитие
подразумевает изменение внутренней социально-экономической
структуры региона (обычно прогрессивное,
поскольку в противном случае более уместно
выражение «деградация»). Региональное
планирование, которое обычно ассоциируется
с региональным программированием, представляет
собой одну из форм государственного
вмешательства в экономику в целях смягчения
острых региональных контрастов и социальных
противоречий. Речь идет о разработке
и реализации специальных программ развития
отдельных районов (в странах с элементами
плановой экономики - часто в контексте
специальных национальных планов: пятилеток,
семилеток и т. д.). Под региональным моделированием
понимается эконометрическое (экономико-математическое)
конструирование существующей или перспективной
социально-экономической структуры региона
с целью ее оптимизации (регионометрика).
Наконец, регионализация (или районирование)
обозначает ничто иное, как процесс таксонирования
регионов (районов).
Совершенно очевидно, что
сердцевина региональной политики -реализация
экономических целей и задач
государственной власти, даже в том
случае, когда речь идет о внеэкономической
сфере, механизм обеспечения, например,
необходимых социальных или экологических
стандартов неизбежно «упирается»
в финансово-экономические рычаги.
Таким образом В США,
Англии и других странах долгое время
пользовались популярностью термины
«Теория размещения» и «Теория
регионального развития», которые
впоследствии были «потеснены» обобщающим
термином «Региональная наука». Выражения
«Экономика пространства» и «Пространственная
экономика» хотя и встречаются в
литературе, однако имеют один операциональный
изъян: они как бы исключают неэкономические
аспекты регионального развития.
Применяется также термин «Прикладная
география», но он касается лишь той
части региональных исследований, которая
оперирует чисто географическими
категориями.
- Структура региональной политики
Предлагаемое ниже структурирование
региональной политики с точки зрения
ее направленности носит в известной
степени условный характер.
Экономическая политика. Необходимость
смягчения региональных экономических
диспропорций, а в ряде случаев -
и достижения регионального экономического
равновесия характерна для всех стран,
как процветающих, так и входящих
в известный список ООН наименее
развитых стран мира. Механизм осуществления
этих целей весьма развит и включает
государственную финансовую помощь,
привлечение местных ассигнований,
в том числе частного капитала
(путем предоставления инвесторам разного
рода льгот и отсрочек выплат), законодательные
мероприятия, финансовые ограничения,
штрафные санкции и т. п. Разумеется,
типичный, обобщающий опыт региональной
экономической политики не исключает
применения каких-либо частных случаев
и форм регулирования или комбинированного
использования сразу нескольких
мер.
Социальная политика. В
поле ее зрения находятся процессы
и формы организации жизни
людей и общественного производства
с точки зрения условий труда,
быта и отдыха человека и развития
личности вообще. Социальные различия
в жизни населения подавляющего
числа государств колоссальны. Отсюда
поиск путей выравнивания (сглаживания)
уровней жизни между различными
регионами и типами поселений (особенно
между городом и селом), а также
общее улучшение качества социальной
среды составляют суть региональной
социальной политики. К числу объектов
такой политики относятся различные
территориальные общности людей (профессиональные,
этнические, конфессиональные, классовые
и др.), их внутренняя структура, связи
с производством и окружающей
средой и т. д.
Поскольку грани в обществе
весьма условны, объекты и процессы,
имеющие отношение к региональной
социальной политике, требуют интегрального
подхода, включающего экономические,
экологические и иные оценки. В
этой связи предлагается экономическую
и социальную политику различать
не по объектам исследования, а по подходу
и.по конечному результату.
Демографическая политика.
Строго говоря, демографическая политика
является неотъемлемым ингредиентом социальной
политики, однако настолько специфическим,
что в литературе получила самостоятельный
статус. Она означает активное вмешательство
государства (с помощью экономических,
административно-правовых и пропагандистско-профилактических
мер) как в естественное, так и
механическое движение (миграционные
потоки) населения с целью достижения
специфических для регионов целей.
В федеративных и полиэтнических
странах демографическая политика
нередко носит (или должна носить)
дуалистический характер: в одних
регионах она направлена на повышение
рождаемости и естественного
прироста населения, в других на ограничение
рождаемости и естественного
прироста. Реализация региональной демографической
политики с «разновекторной» направленностью
в рамках многонациональных стран
(в т. ч. в России) таит в себе опасность
межэтнических и межконфессиональных
коллизий и связана с большими
трудностями.
Экистическая (поселенческая)
политика. Как известно, экистикой
называется теоретический раздел геопланировки
- науки об эффективном использовании
территории (территориальных ресурсов)
конкретного региона путем оптимального
размещения производств, коммуникаций
и мест расселения с учетом природных,
экономических, архитектурно-строительных
и инженерно-технических факторов
и условий. Ограниченность территории
многих западноевропейских государств
вынуждает их правительства и органы местного
самоуправления уделять особое внимание
вопросам рационального использования
земельных участков, как в городской, так
и сельской местности. Широко используются
финансово-экономические рычаги (дифференцированная
плата за землю, налоговые коэффициенты
и т. д.) и административно-правовые санкции.
Обширность территории Российской
Федерации подчас порождает иллюзию
меньшей актуальности проведения здесь
активной экистической политики в сравнении
с небольшими по размерам странами.
Между тем именно в России, с
ее огромными пространствами, осуществление
дальновидной, научно обоснованной поселенческой
политики способно сэкономить колоссальные
средства.
Экологическая политика. Усиливающаяся
концентрация производства, диктуемая
объективными потребностями его
развития, урбанизация и скученность
населения, широкое применение синтетических
материалов, которые не могут быть
трансформированы природой, привели
к резко возросшей нагрузке на
окружающую среду. Опаснейшее нарушение
естественного круговорота веществ
и энергетических потоков в биосфере,
а также повреждение ее регенерационных
механизмов поставили человечество
фактически на грань глобального
коллапса. При этом становится очевидным,
что прежние природоохранные
действия типа «латания и штопанья
дыр» уже не в состоянии сколько-нибудь
надежно улучшить ситуацию: нужны
принципиально новые подходы, основанные
на тесном союзе науки и практики.