Экономико-географическая характеристика железнодорожного транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Первая глава: «Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта - транспорт больших расстояний, крупных объемов перевозок, больших скоростей, непрерывной работы во все времена года».
В этой главе рассматриваются особенности строения железнодорожных путей, приводятся некоторые определения и формулы для расчета коэффициента использования грузоподъемности и технической нормы загрузки, преимущества и недостатки железнодорожного транспорта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта - транспорт больших расстояний, крупных объемов перевозок, больших скоростей, непрерывной работы во все времена года......4
Историко-географические аспекты развития железнодорожного транспорта в России……………………………………………………..9
Развитие и размещение железнодорожного транспорта под влиянием природных и экономических условий………………11
Структура и география перевозок важнейших железнодорожных грузов. География дальних и пригородных перевозок пассажиров…………………………………………………………12
Особенности развития транспорта в особенностях научно-технической революции – современное состояние, проблемы и перспективы развития………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………….20
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсак.docx

— 212.50 Кб (Скачать)

Неравномерность перевозок по направлениям связана  со специализацией и кооперацией  экономики в масштабах народного  хозяйства и характером размещения производства и потребления. Районы страны, специализирующиеся на добывающей промышленности или на масштабном сельскохозяйственном производстве, вывозят больше грузов, чем ввозят, и наоборот, центры перерабатывающей промышленности и крупные города ввозят больше, чем вывозят. Чем больше неравномерность перевозок по направлениям, тем больше порожний пробег вагонов  и тем больше эксплуатационные расходы  железных дорог.

Чем ближе  оба приведенных коэффициента к  единице, тем более рационально  используются ресурсы железнодорожного транспорта.  

Пассажирские  перевозки занимают особое место  в работе транспорта. Это обусловлено  их высоким социально-экономическим  значением в жизни общества и  выполнением одной из важнейших  гарантий государства - свободы передвижения.

Потребность населения в перевозках связана  как с производственной деятельностью (поездки к месту работы и в  командировки), так и с культурно-бытовой  необходимостью (поездки на отдых, туризм и экскурсии).

Рынок транспортных услуг представлен следующими видами пассажирских перевозок: внутригородскими, пригородными, междугородними и международными.

Внутригородские перевозки являются наиболее значительными  по количеству перевезенных пассажиров, но роль железнодорожного транспорта в этом виде пассажирских перевозок мала. В основном транспортный рынок в городах представлен автобусными, троллейбусными и трамвайными сообщениями, метрополитеном, личными автомобилями, маршрутными такси.

Пригородные перевозки занимают второе место  по массовости после внутригородских. К целям поездок можно отнести поездки к месту работы или учебы, в магазины, дачные поездки. Для населения, совершающего ежедневные поездки в пригородном сообщении на работу и учебу, основным видом транспорта является железнодорожный из-за его высокой провозной способности, надежности и регулярности движения. Велика его социальная роль в перевозках городского населения на дачные участки, к местам массового отдыха. Кроме того, пригородными поездами выполняется и значительная доля внутригородских перевозок. Ежедневно в пригородном сообщении российскими железными дорогами перевозится около 3,3 млн. пассажиров. По данным социологических опросов, более 41% пассажиров пригородных поездов совершают поездки на работу и учебу, около 29% - на дачу. Более 45% пассажиров практически ежедневно пользуются железнодорожным транспортом.

Дальние перевозки  выполняются, в основном, железнодорожным  транспортом. Среди мотиваций поездок  населения выделяются производственные, рекреационные (на отдых, в гости, экскурсии) и «Шоп-туры».

На железнодорожном  транспорте 35% поездок пассажиров связаны  с посещением родственников и  друзей, 33% - с командировками и 21% - с  поездками к месту отдыха.

Для обеспечения  перевозок пассажиров на сети российских железных дорог в обращении находятся  ежесуточно свыше 500 пассажирских поездов  дальнего и местного сообщений (в  том числе более 100 поездов формирования государств-участников СНГ), и около 3 тыс. пригородных поездов. Для обслуживания пассажиров открыто около 5 тыс. станций, свыше 500 внеклассных, 1, 2 и 3 классов  вокзалов общей площадью 1,4 млн. кв. м.

Объем и структура  пассажирских перевозок влияют на экономические  результаты железных дорог. Около 11% приведенной  работы железнодорожного транспорта приходится на пассажирские перевозки. Затраты  на пассажирские перевозки составляют около 28% всей суммы эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта, а доходы - 10,5% доходных поступлений  сети.

Себестоимость пассажирских перевозок почти в 3 раза выше себестоимости грузовых перевозок. Снижение себестоимости  пассажирских перевозок только на 1% дает ежегодную экономию эксплуатационных расходов около 350 млн. руб.  
 
 
 
 
 

  1. Особенности развития транспорта в особенностях научно-технической  революции – современное  состояние, проблемы и перспективы  развития

Вопреки распространенному  мнению о том, что в России сейчас никто не видит никаких перспектив, тем не менее, у ОАО «РЖД» есть перспективное видение развития железнодорожного транспорта. Компания подготовила проект документа: «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года», в котором изложены основные моменты будущего роста и развития российских железных дорог.

ОАО «РЖД» занимает исключительно важное положение  в российской экономике. На железную дорогу приходится 80% грузовых перевозок  и 40% пассажирских перевозок. Кроме  этого, ОАО «РЖД» - один из крупнейших налогоплательщиков, которое перечисляет  около 20% своих доходов (180 млрд. рублей в год) в бюджеты разных уровней. Поскольку от работы железной дороги зависит развитие экономики даже не регионов, а целых частей страны, ОАО «РЖД» поставило перед  собой такие задачи: создание инфраструктурных условий потенциальных точек  роста, преодоление критического уровня износа основных фондов, ликвидация технического отставания в железнодорожной технике.

Выполнение этих трех задач позволит добиться четкой работы железных дорог и создаст условия  для развития тех регионов, куда транспорт до сих пор еще не дошел.

Стратегия разбита  на два этапа:

2008-2015 годы – инновационный  этап: ускоренная модернизация подвижного  состава, повышение нижних ограничений  скорости до 60 км/ч, увеличение  скоростей в пассажирском сообщений  на 15 км/ч, строительство 3,2 тысяч  км железных дорог, электрификация 3 тысяч км железных дорог, ликвидация  ограниченной пропускной способности  на 8 тысяч км.

Инновации, помимо всего  прочего, предусматривают внедрение  глобальной навигационной системы  ГЛОНАСС на железных дорогах, цифровой связи радиочастотного диапазона 900 МГц, создание системы моделирования  процесса движения в режиме реального  времени, увеличение доли тяжеловесных поездов массой 10-12 тысяч тонн и  более, а также создание подвижного состава и инфраструктуры движения поездов со скоростью 350 км/ч.

2016-2030 годы – динамичное  расширение сети железных дорог:  строительство 22,3 тысяч км железных  дорог, увеличение контейнерного  транзита до 1 млн. контейнеров  в год. План строительства железных  дорог разбит на пять категорий: 

Стратегические (развитие транспортной доступности) – 6079 км

Социально-значимые (развитие устойчивого сообщения) – 2032 км

Грузообразующие (создание новых грузопотоков) – 5120 км

Технологические (разгрузка  участков магистралей) – 6674 км

Высокоскоростные (скоростное пассажирское сообщение) – 2399 км

Мы не станем рассматривать  весь план строительства новых железных дорог, потому что достаточно большой, и объяснение значения каждой линии  потребовало бы слишком большого экскурса в железнодорожную географию  России. Рассмотрим только отдельные  примеры.

В числе стратегических линий есть несколько проектов железных дорог, которые обходят территорию других стран, как, к примеру, дорога Татарская – Называевская – Коновалово (585 км) в обход территории Казахстана. Есть проекты, создающие опорную  транспортную инфраструктуру в тех  регионах, где ее нет. К таким проектам относится Томмот – Правая Лена (407 км) создание опорной транспортной сети; Правая Лена – Уэлен и Трансконтинентальная железнодорожная магистраль (ТКЖМ) (3536 км) - создание опорной транспортной сети Крайнего Севера. Есть проекты, которые  развивают транспортную инфраструктуру отдельных регионов, к примеру, железная дорога Селихин – Сергеевка (1085 км), создающая подход к новым портам Дальнего Востока.

В социально-значимые железные дороги отнесены проекты, которые  обеспечивают устойчивое сообщение  с регионами, постоянный ввоз-вывоз  грузов. Это дороги Мома – Магадан (785 км) создание транспортной сети я  Республике Саха и Магаданской области, а также Селихин – Ныш (582 км) – развитие сообщения с Сахалином. Хотя грань между социально-значимыми  и стратегическими дорогами довольно нечеткая.

Также ОАО «РЖД»  планирует развивать сеть скоростных пассажирских дорог. Они разделены  на две категории:

Скоростные дороги с движением со скоростью 350 км/ч

Санкт- Петербург –  Москва (659 км)

Москва – Адлер (1740 км)

Скоростные дороги со скоростью движения 160-200 км/ч

Санкт - Петербург - Бусловская;  

Москва - Смоленск - Красное;  

Москва - Нижний Новгород;

Москва – Курск;

Москва - Воронеж;

Москва - Калуга - Брянск - Суземка;

Москва - Ярославль;

Ростов - Краснодар;

Ростов - Минеральные  Воды;

Краснодар - Минеральные  Воды;

Новосибирск - Омск, Томск, Кемерово, Барнаул, Новокузнецк;

Екатеринбург - Челябинск;

Самара - Саранск, Пенза, Саратов;

Саратов – Волгоград;

Саратов - Мичуринск.

По словам вице-президента, главного инженера ОАО «РЖД» Валентина  Гапановича, отобрано 18 перспективных  направлений, на которых до 2010 года ожидается рост пассажирских перевозок  на уровне 10-13%. Для решения проблем  пассажирских перевозок планируется  выпустить не менее 50 поездов на скорость 160 км/ч. Кроме того, компания «Simens» выпустит для ОАО «РЖД» 8 поездов VelaroRUS на скорость 330 км/ч, который  будет перевозить 604 пассажира.  

Заключение

Железнодорожный транспорт является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики. Он играет ключевую роль в  обеспечении потребностей населения  и в перемещении продуктов  хозяйственной деятельности предприятий. При огромных российских пространствах  железные дороги - гарант экономического и социального развития страны, проведения экономических преобразований, укрепления административно-политической целостности, нормального функционирования сложного хозяйственного комплекса России. 
Ведущее значение железнодорожного транспорта обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей. Так же это обусловлено географическими особенностями нашей страны. Протяженность железных дорог в России (87 тыс. км.) меньше чем в США и Канаде, но работа, выполняемая ими, больше, нежели в других странах мира. Главная задача железных дорог России - обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами.

От слаженной  работы железнодорожного транспорта зависит  экономическая и технологическая  эффективность и функционирование отраслей промышленности, сельского  хозяйства, деятельности всех структур с различной формой собственности. В конечном счете, транспорт обеспечивает жизнеспособность и жизнедеятельность  общества, государства и его экономические  отношения и взаимодействия с  транспортом и народным хозяйством стран ближнего и дальнего зарубежья. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Троицкая Н.А. Единая транспортная система. - М.: Академия, 2004
  2. Аксенов И.Я. Единая транспортная система. - М.: Высшая школа, 1991
  3. Иван Федоров История железнодорожного транспорта России. – М.: 1997
  4. Гоголев А.В. Железнодорожный транспорт.(журнал)
  5. http://rzd.ru
  6. http://ru.wikipedia.org
  7. http://www.apn.ru

Техническая характеристика вагонов

 
 
    
Тип вагона  
Грузоподъемность, т
 
Полный  объем кузова, м3
Удельная  грузоподъемность, т/м3 Длина вагона по осям сцепления, м Масса тары, т Технический коэффициент тары
Четырехосный  цельнометаллический  
64
 
120,0
 
0,530
 
14.73
 
23,0
 
0,359
Восьмиосный полувагон цельнометаллический  
125
 
137,5
 
0,909
 
20.24
 
45,5
 
0.364
Четырехосная  платформа с металлическими борами  
66
 
-
 
-
 
14,62
 
21,0
 
0,354
Двадцатиосный транспортер  
400
 
-
 
-
 
58,14
 
195,6
 
0,490
Четырехосный  автономный рефрижераторный вагон  
39
 
99,8
 
0,391
 
22,08
 
45,0
 
1.154

Информация о работе Экономико-географическая характеристика железнодорожного транспорта