Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 10:50, контрольная работа
Центрально- Черноземный район расположен в европейской части России. В его состав входят 5 областей: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская. Это самый маленький по величине экономический район России.
Административный состав района.
Особенности экономико-географического положения.
Место района в хозяйственном комплексе страны.
Оценка природных ресурсов и условий района.
Характеристика населения и трудовых ресурсов района.
Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района.
Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг.
Специализация, уровень развития сельского хозяйства района.
Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).
Развитие внешних связей района.
Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.
Территориальная
организация хозяйства
На территории Центрально-Черноземного района сформировались два подрайона, отличающиеся между собой по уровню индустриального развития, специализации и основным направлениям развития. Это Западный в составе Курской и Белгородской областей и Восточный в составе Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей.
Ведущее
значение в хозяйстве Курской
области принадлежит
Специализация Белгородской области несколько отлична от других областей региона. В ней преобладают такие отрасли тяжелой индустрии, как металлургическая, химическая, машиностроение и металлообработка, пищевая, промышленность строительных материалов. В отраслевой структуре промышленности на долю черной металлургии приходится 46,1%. Это – горно - добывающая и перерабатывающая промышленности. Ведутся не только добыча и обогащение железных руд, но и выплавка чугуна, высококачественной стали, получение готового проката и труб. Машиностроение представлено как материалоемкими, так и трудоемкими производствами. Область специализируется на производстве оборудования для горно - добывающей промышленности, паровых котлов, оборудования для АЭС, металлоконструкций. Трудоемкое машиностроение ориентируется на приборостроение и электротехническую промышленность. Химическая промышленность специализируется на производстве лекарственных препаратов и моющих средств. Пищевая – специализируется на производстве сахара, мясомолочной продукции. Значительное развитие получило производство строительных материалов (цемент). Главные промышленные центры: Белгород, Старый Оскол, Губкин, Шебекино.
Воронежская
область в межрайонном
Тамбовскую
область относят к
Ведущими отраслями экономики Липецкой области являются черная металлургия, машиностроение и пищевая промышленность. Черная металлургия представлена крупным Новолипецким металлургическим комбинатом и заводом «Свободный Оскол». Продукция металлургического комбината пользуется широким спросом не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Машиностроительный комплекс представлен производством сельскохозяйственных машин и оборудования, запасных частей к автомобилям, различных видов станков, приборов и холодильников. Химическая промышленность (производство минеральных удобрений) связана с использованием отходов коксохимического производства. Пищевая промышленность специализируется на сахарной, мясной, маслосыродельной, плодовоовощеконсервной промышленности. Основные города: Липецк, Елец, Чаплыгин, Лебедянь, Данков.
Агропромышленный
комплекс связан с выращиванием зерновых
(пшеницы, ржи, ячменя), технических (сахарной
свеклы и подсолнечника) культур, картофеля,
овощей. Развиты плодоводство, животноводство
молочно-мясного направления, свиноводство,
мясошерстное овцеводство.
Центрально-Черноземный район имеет развитые экономические связи с Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в сильной степени испытывает дефицит энергетических, и технологических видов топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, черные металлы и т.д.
Наряду с внутриобластными и внутрирайонными связями перевозки Центрально-Черноземного района характеризуются разветвленной системой межрайонных связей. Около 35% (от общего объема перевозок) готовой продукции и импортных товаров вывозится за пределы рассматриваемого района и более 20% потребляемого в районе сырья и экспортируемых из России различных грузов ввозится из других регионов.
Юго-Восточная железная дорога связывает южные районы России с Центральным районом, Поволжьем и Уралом. Её недаром называют магистралью металла и хлеба. Она обеспечивает перевозки рудодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии, Новолипецкого металлургического и Оскольского электрометаллургического комбинатов, предприятий химической и перерабатывающей промышленности, районы развитого сельского хозяйства.
Кроме того, значительные объемы грузовой работы имеют станции, находящиеся на границе России с Украиной, — Соловей и Красный Хутор (Белгородская область) и через которые осуществляются транспортно-экономические связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Тесные связи по вывозу грузов сложились с Центральным экономическим районом (40% от общего вывоза грузов Центрально-Черноземного района) и с Уралом (20%).
Из района в значительных объемах вывозятся: железная руда (35% от общего вывоза), главным образом, на уральские металлургические предприятия и в ЦЭР, как для потребностей черной металлургии, так и на экспорт через передаточные пункты (Брянская область) на границе России с Украиной; черные металлы (22,5%) преимущественно в Центральный и Северо-Кавказский районы с преобладанием поставок на экспорт. Кроме того, из ЦЧЭР вывозятся минерально-строительные материалы (19,5%), главным образом, в Центральный район с преобладанием выгрузки в Москве и Московской области; широкая номенклатура прочих грузов (продукция химической промышленности — синтетический каучук, резина, синтетические волокна; изделия машиностроения — оборудование для пищевой и химической промышленности, приборы; товары пищевой промышленности) назначением во все регионы России и другие грузы.
Наибольшие объемы транспортно-экономических связей по ввозу грузов в Центрально-Черноземный район осуществляются с Уралом и Сибирью (45% от общего ввоза района), а также с Поволжьем (17%) и Центром (14%).
Из общего объема ввоза на долю угля приходится 40%. Это, главным образом, поставки из Кузбасса (Западная Сибирь) как для потребностей черной металлургии, так и на экспорт. Удельный вес нефтепродуктов в общем ввозе составляет 19%. Основные поступления осуществлялись с нефтеперерабатывающих заводов Самарской области (Поволжский район). Грузы группы «прочие» (17%) завозятся из всех регионов России с преобладанием поставок из Центрального (31%) и Северо-Кавказского (21%) районов. Это как продукция собственного производства, так и импорт (продукция легкой и пищевой промышленности, химические товары, автомобили, бытовая техника).
Белгородская
обл., входящая в состав ЦЧЭР, граничит
с Украиной, и, как следствие, через
нее осуществляются внешнеторговые
связи России с ближним и дальним
зарубежьем. В 2003 г. их объем составлял
20,4 млн.т (9,4% от перевозок грузов внешней
торговли России железнодорожным транспортом),
из них 11,5 млн.т экспорта (сдача) и 8,9 млн.т
импорта (прием).
В условиях формирования рыночных отношений и экономического кризиса, основными причинами которого явились исчерпание возможностей старой планово-распределительной системы и распад СССР, экономика ЦЧЭР, по сравнению с другими регионами, оказалась более стабильной, так как базируется в основном на собственных ресурсах, и разрыв межрегиональных связей не имел для нее столь негативных последствий. Наибольшее падение производства отмечено в электроэнергетике, легкой и пищевой промышленностях. Структурная перестройка в регионе предусматривает увеличение производства товаров народного потребления, развитие инфраструктуры. В производстве средств производства приоритетными являются отрасли, производящие продукцию для АПК, легкой промышленности, приборостроение, усиливается экспортная ориентация черной металлургии. Одним из основных направлений дальнейшего развития ЦЧЭР является создание, высокотоварного и многопрофильного сельского, хозяйства и связанных с ним перерабатывающих производств. Необходимо существенное укрепление материально-технической базы сельского хозяйства региона, его индустриализация на качественно новом уровне, формирование сети перерабатывающих производств, оснащенных современным оборудованием и новейшими технологиями. Крупных инвестиций потребуют и социальная, и производственная инфраструктуры АПК. В перспективе АПК Центрального Черноземья должен стать наряду с черной металлургией основной отраслью специализации региона.
Долгосрочный прогноз развития производительных сил Центрально-Черноземного района должен в первую очередь основываться на перспективах освоения минеральных ресурсов КМА, рациональном использовании земли и охране окружающей среды от техногенных нагрузок.
Дальнейшее освоение КМА необходимо осуществлять при минимальных затратах на добычу железных руд и максимальной сохранности плодородных черноземов. В связи с этим чрезвычайно актуальны меры по предотвращению загрязнения почв, водного и воздушного бассейнов промышленными отходами.
Для района в целом важнейшей задачей остается рациональное сочетание развития тяжелой промышленности и АПК, формирование новых звеньев производственной и социальной инфраструктуры. Интенсификация сельского хозяйства требует четкой специализации хозяйств и установления рациональных связей между ними. Одни из первых задач — повышение урожайности сахарной свеклы, рост производительности сахарных заводов и полное использование отходов этих предприятий для откорма скота.
Развитие производительных сил района в значительной мере зависит от решения проблем водоснабжения и энергетики.
Наконец,
в целях совершенствования территориальной
организации хозяйства надо расширить
участие малых городов и поселков городского
типа в переработке сельскохозяйственного
и других видов местного сырья для удовлетворения
спроса населения на потребительские
товары
Библиографический список.