Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 10:50, контрольная работа
Центрально- Черноземный район расположен в европейской части России. В его состав входят 5 областей: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская. Это самый маленький по величине экономический район России.
Административный состав района.
Особенности экономико-географического положения.
Место района в хозяйственном комплексе страны.
Оценка природных ресурсов и условий района.
Характеристика населения и трудовых ресурсов района.
Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района.
Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг.
Специализация, уровень развития сельского хозяйства района.
Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).
Развитие внешних связей района.
Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.
Эксплуатационный парк локомотивов составляет: в грузовом движении 219 ед., в пассажирском — 166 ед.
Юго-Восточная железная дорога связывает южные районы России с Центральным районом, Поволжьем и Уралом. Её недаром называют магистралью металла и хлеба. Она обеспечивает перевозки рудодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии, Новолипецкого металлургического и Оскольского электрометаллургического комбинатов, предприятий химической и перерабатывающей промышленности, районы развитого сельского хозяйства.
К крупнейшим железнодорожным станциям, обслуживающим промышленные комплексы, относятся: Стойленская, Котел, Лебеди (Белгородская область), Павловск-Воронежский, Придача (Воронежская область), Курбакинская, Михайловский Рудник (Курская область), Новолипецк, Чугун 1 и 2, Елец (Липецкая область) и Никольское (Тамбовская область).
Кроме того, значительные объемы грузовой работы имеют станции, находящиеся на границе России с Украиной, — Соловей и Красный Хутор (Белгородская область) и через которые осуществляются транспортно-экономические связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.
В настоящее время Юго-Восточная железная дорога обеспечивает перевозки рудодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии, Новолипецкого металлургического и Оскольского электрометаллургического комбинатов, предприятий химической и перерабатывающей промышленности. Юго-Восточная дорога обслуживает потребности промышленности, сельского хозяйства и населения Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Белгородской областей и на небольшом участке Курской области. На руды (железная руда Курской магнитной аномалии) приходится более 40% от общего отправления. На втором месте по объемам погрузки (24%) стоят минерально-строительные материалы (преимущественно вскрышные породы, отходы металлургического производства и нерудные материалы Павловского карьера). Кроме того, со станций железнодорожной сети района отправляются черные металлы (13%), нефтепродукты после налива с трубы (ст. Никольское) и широкая номенклатура грузов группы «прочие» (продукция разнообразного машиностроения, химической, пищевой и легкой промышленности). Потребности большей части Курской области и на небольшом участке Липецкой области обслуживает Московская дорога. Железнодорожный транспорт обеспечивает как внутренние связи района, так и связи с другими регионами страны. Управление дороги находится в городе Воронеже.
Удобное
положение Центрально-
Район имеет развитую систему внутрирайонных связей. На долю местного сообщения приходится 29% от объема перевозок с преобладанием погрузки-выгрузки железной руды — 17,3 млн.т (48% от местного сообщения) и минерально-строительных материалов — 10,7 млн.т (29,5%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет: по рудам всяким — 54%; минерально-строительным материалам — 56%.
Как пример наиболее крупных внутрирайонных связей по отдельным грузам, можно выделить следующие:
по рудам: Белгородская область отправляет на металлургические предприятия Липецкой области 9,9 млн.т;
по минерально-строительным материалам следует отметить характерную особенность связей, а именно — 50-60% местных перевозок приходится на внутриобластные связи: Воронежская область из 4,4 млн.т отправления в местном сообщении 2,7 млн.т (более 60%) выгружает на собственные станции; Белгородская — из 2,6 млн.т отправления в местном сообщении выгружает для собственных нужд 1,6 млн.т (более 60%) и Липецкая область соответственно — из 3,4 млн.т на себя выгружает 1,8 млн.т (более 50%).
Автомобильный транспорт.
Автомобильный транспорт осуществляет как местные, так и транзитные перевозки грузов. Транзитное значение имеют: автомагистраль международного значения Москва - Харьков - Симферополь и федеральные автомагистрали Москва - Воронеж - Ростов и Москва - Тамбов - Волгоград; по автодорогам местного значения перевозятся руда и флюсы на металлургические комбинаты, строит. материалы, сахарная свекла, зерновые.
Протяженность автодорог района с твердым покрытием составляет 7% от величины этого показателя по России в целом. В 2001 г. всеми владельцами грузового транспорта во всех отраслях народного хозяйства магистральным автомобильным транспортом было перевезено 39 млн.т грузов.
Снижение
производственных показателей большинства
крупных и средних
В сложившейся инфраструктуре рынка грузовых перевозок наиболее привлекательными, экономически выгодными являются международные перевозки.
Трубопроводный транспорт.
Большое влияние на перевозочный процесс оказывает трубопроводный транспорт, имеющий разветвленную сеть продуктопроводов. Наиболее крупные из них: Уфа — Западное направление, Самара — Брянск, Стальной Конь — Западное направление, Никольское — Воронеж — Белгород — Сумы. Кроме того, через Центрально-Черноземный район проходит нефтепровод «Дружба», связывающий нефтедобывающие районы Среднего Заволжья со странами Европы, и газопроводы: Ставрополь — Москва, Уренгой — Помары — Елец — Ужгород.
Авиационный транспорт. ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" является практически единственным предприятием гражданской авиации в Центрально-черноземном регионе, осуществляющим внутрироссийские и международные перевозки. С учетом предполагаемого сокращения международных аэропортов, аэропорт "Воронеж" может остаться единственным в регионе, имеющим статус международного. Деятельность авиакомпании в 2001 и 2002 годах характеризуется как стабильная. Статистическая отчетность показывает, что наряду с ухудшением некоторых показателей, определяемых спросом на авиауслуги, отмечается улучшение качественных показателей. Финансовое состояние авиакомпании устойчивое. Доходы авиапредприятия в 2002 году составили 226 млн. руб., что больше предыдущего года почти на 30 процентов, при этом прибыль составила 7 млн. руб.
В 2002 году удалось сохранить рейсы, пользующиеся спросом населения в Санкт-Петербург, Москву, Екатеринбург, Норильск, Ереван, Сочи. Чартерные рейсы на постоянной основе в Н.Уренгой, и в Ханты-Мансийск. Повышено качество обслуживания с организацией бизнес-классов. Изыскиваются рынки сбыта авиауслуг на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, в Москве.
В целях сохранения авиапредприятия, его перспективного развития в 2005 году предполагается решение вопросов реконструкции взлетно-посадочной полосы, разделения авиапредприятия на независимые хозяйствующие субъекты - авиационную компанию и аэропорт.
Речной транспорт.
Речной транспорт развит слабо. Судоходство осуществляется по Дону, Хопру и Северному Донцу. В 2001 г. всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 0,18 млн.т.
Животноводство представлено в Черноземье скотоводством молочно-мясного направления, свиноводством и птицеводством, развито пчеловодство. Воронежская область издавна славится рысаками и упряжными породами лошадей, выращиваемых на Хреновском конном заводе.
Легкая
промышленность Центрально-Черноземного
района развита слабо и размещена очень
неравномерно. Предприятия сосредоточены,
в основном, в Тамбовской и Курской областях.
Тамбовская область специализируется
на производстве шерстяных тканей, Курская
область — шелковых тканей и трикотажных
изделий, использующих химическое волокно.
Дальнейшее развитие отрасли связано
с совершенствованием ее территориальной
структуры и направлено на более полное
удовлетворение потребностей населения
района. Швейная промышленность размещена
повсеместно, кожевенно-обувные предприятия
расположены в Курске, Тамбове, Белгороде.
Свеклосахарное производство является одной из старейших и ведущих отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с высоким уровнем индустриализации и энергоемкими технологическими процессами. Из действующих в России 95 сахарных заводов 46 размещены в Центрально-Черноземном районе. Переход к рыночной экономике внес радикальные изменения в формы собственности. Большинство предприятий изменили форму собственности и стали акционерными обществами. Сельские товаропроизводители стали совладельцами сахарных заводов. Доля акций, находящихся у сельских товаропроизводителей в Белгородской области, составляет свыше 51%, в Курской и Воронежской областях — 50%. Вместе с тем высокие результаты, на которые рассчитывали, начиная реформирование, не были достигнуты. Отсутствие оборотных средств, неустойчивость производственно-хозяйственных связей, инфляция, дефицит бюджета, сокращение государственной поддержки, ограничение кредитования, удорожание продукции за счет использования кредитных ресурсов, снижение покупательной способности населения и другие негативные факторы не позволяют предприятиям свеклосахарного комплекса нормально функционировать и развиваться.
Итоги сахарной компании 1997 г. показали, что выработка сахара из собственного сырья в Черноземном Центре составила 35% от общероссийского производства и оказалась самой низкой за последние 40 лет. Крайне неудовлетворительное положение в Воронежской, Курской и Липецкой областях, где заготавливаемое сырье обеспечивает загрузку сахарных заводов от 30 до 50 суток (при нормативе 100-110 суток). Кроме сахарной свеклы, в межсезонный период на сахарных заводах перерабатывается сахар-сырец.
Наивысший выход сахара в 1997 г. имели сахарные заводы: Алексеевский (Белгородская область) — 15,3%, Знаменский (Тамбовская область) — 15,03%, Ржевский (Белгородская область) — 14,6% при выходе сахара в среднем по России — 11,72%.
Для решения накопившихся проблем комплекса была разработана и утверждена Правительством Российской Федерации «Программа увеличения производства сахара в Российской Федерации в 1997-2000 гг. и на период до 2005 г.» (Программа «Сахар»).
Агропромышленный комплекс региона создает 7,8% сельскохозяйственной продукции России. Объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенный на душу населения в этом районе, по крайней мере, в полтора раза больше, чем по России в целом. Агропромышленный комплекс Черноземья имеет межрайонное значение и является продовольственной базой Центра и Севера Российской Федерации: он вывозит в значительных количествах зерно, сахар, эфирно-масличные культуры, растительное масло, мясо, молоко, овощи, плоды и ягоды. Главным звеном в АПК является сельское хозяйство, отрасли рыночной специализации которого представлены производством зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, эфирно-масличных культур, молока и мяса.
В Центрально-Черноземном районе производится 10% зерна, 9% картофеля, 18% подсолнечника, 43% сахарной свеклы России. Из зерновых культур во всех областях, кроме Курской, преобладает озимая пшеница, а в Курской области — озимая рожь. В районе также возделываются просо, гречиха, кукуруза на зерно и силос.
Ведущее
место среди технических
Основные
посевы подсолнечника сосредоточены
в Воронежской и Белгородской
областях. Эта культура также имеет
межрайонное значение. Подсолнечник
выращивается на семена, перерабатывается
в масло (40% масла вывозится из
района), отходы производства — шрот
и жмых используются в качестве кормов
в животноводстве. Воронежская область
— основной производитель в стране эфирных
масел: на ее территории выращивается
и перерабатывается кориандр и анис (Алексеевский
эфирокомбинат. В Воронежской области
выращивают также махорку. Выращенный
в районе картофель частично идет на производство
крахмала и спирта. Во всех областях получило
развитие овощеводство и садоводство.
Район обладает большими потенциальными
возможностями увеличения производства
продукции растениеводства за счет внедрения
научно обоснованных севооборотов, увеличения
доли использования возможностей агрохимии,
проведения мероприятий по сохранению
и увеличению естественного плодородия
земель.