Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 10:50, контрольная работа
Центрально- Черноземный район расположен в европейской части России. В его состав входят 5 областей: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская. Это самый маленький по величине экономический район России.
Административный состав района.
Особенности экономико-географического положения.
Место района в хозяйственном комплексе страны.
Оценка природных ресурсов и условий района.
Характеристика населения и трудовых ресурсов района.
Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района.
Отрасли, дополняющие промышленную специализацию района, комплекс услуг.
Специализация, уровень развития сельского хозяйства района.
Территориальная структура хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, подрайоны, ТПК).
Развитие внешних связей района.
Проблемы развития района в условиях перехода к рыночной экономике.
Население
в Центрально-Черноземном
За послевоенные годы под влиянием внутренней миграции заметно выросла доля городского населения, хотя она и остается в районе меньшей, чем в среднем по России. Только за период с 1986 по 1996 г. доля горожан увеличилась на 3,8% и составила 61,6%. Наиболее высок этот показатель в настоящее время в Белгородской и Липецкой областях, ниже всего — в Тамбовской области.
По половому составу населения район имеет примерно такие же показатели, как и Центральная Россия в целом: доля мужского населения здесь меньше, чем женского (46,1%). Население в трудоспособном возрасте составляет 54,5%. Это на 2,1% меньше, чем в Центральном районе, и на 2,5% меньше, чем в среднем по России. Такое положение объясняется большой долей сельского населения: из села в течение послевоенных лет происходил отток молодежи.
В районе сравнительно высока плотность населения — 47 человек на 1 км2. Этот показатель в 5,4 раза выше средней величины по России, почти в два раза превышает показатель Уральского района, но в 1,3 раза ниже, чем в Центральном районе. Заселена территория более или менее равномерно, причем, как и раньше, максимально — на юго-западе (Белгородская обл.), а минимально — на северо-востоке (Тамбовская обл.). Заметно увеличилась плотность населения в Курской и особенно Белгородской областях благодаря притоку переселенцев из других районов России (в связи с освоением КМА и возникновением новых предприятий).
Среди
многочисленных сел и деревень района
расположены городские
В
промышленном комплексе Центрально-
В
перспективе при наличии
Основными потребителями руды Курской магнитной аномалии являются металлургические заводы Центра, самого Центрально-Черноземного района, Урала. Порядка 7 млн. т железной руды отправляется на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье.
Черная
металлургия региона
В период 1991 — 1997 гг. в России постоянно уменьшался выпуск металлообрабатывающих станков, особенно наукоемких, высокоточных, автоматизированных. За эти годы производство станков сократилось в России более чем в 7 раз. К 1997 г. Россия оказалась на 20-м месте в мире по производству металлообрабатывающих станков. Снижение их производства в Центрально-Черноземном районе за этот период произошло в 35 раз, а в Липецкой области — в 60 раз.
В рыночных условиях актуальной проблемой является возрождение и развитие отечественного станкостроения. Оборонная промышленность продолжает оставаться одной из наиболее высокотехнологичных и значительных отраслей промышленности.
Развитие рыночных отношений заставляет предприятия и организации, в том числе и оборонного комплекса, искать иные пути и все более диверсифицировать производство.
Воронежский
механический завод — головной завод
ракетного двигателестроения, используя
передовые аэрокосмические
Основным механизмом реформирования оборонной промышленности Правительство РФ определило Федеральную целевую программу реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998 — 2000 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 24.06.98 г. № 625).
Многие регионы уже включились в эту работу. Субъекты Российской Федерации, в частности, входящие в Ассоциацию «Черноземье», активно участвуют в работе по созданию соответствующей нормативной базы.
Размещение машиностроительного комплекса отличается крайней неравномерностью и сосредоточено, в основном, в Воронежской области, также выделяются машиностроительные центры: Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск и другие. Недостаточно в районе развито машиностроение для пищевой промышленности.
Промышленность строительных материалов имеет общероссийское значение. Это относится к производству огнеупоров (Семилуки Воронежской области). Мощность завода 1500 тыс. т, продукция — глина огнеупорная, потребители: металлургические, огнеупорные, шамотные и цементные заводы.
Строительная
промышленность Черноземья базируется
на комплексном использовании
В состав Оскольского металлургического комбината входит Объединение строительных материалов и бытовой техники, которое включает четыре завода и является одним из самых мощных комплексов Европы по выпуску изделий из керамики. Продукция отгружается потребителям без завоза ее на склад, с колес. Появились новые потребители из государств Балтии и Красноярского края. Перспективная политика основывается на вытеснении с отечественного рынка иностранных производителей аналогичной продукции. Производство строительных материалов дает возможность основному производству улучшать свое финансовое состояние. Достаточно сказать, что масштабный выпуск строительных материалов и керамики на Оскольском металлургическом комбинате дает 50% всей массы прибыли, получаемой этим крупнейшим предприятием России.
Крупные цементные заводы размещены в Белгородской (АО «Осколцемент», СП «Белгородский цемент»), Воронежской (АО «Подгоренский цементник») и Липецкой областях (АО «Липецкцемент»).
Строительная индустрия, в основном, удовлетворяет внутренние потребности региона. В размещении отрасли большое значение имеет потребительский фактор, поэтому предприятия сосредоточены, в основном, вокруг областных центров.
Химическая промышленность в Центрально-Черноземном районе относится к отраслям рыночной специализации. На ее долю приходится 8,5% промышленной продукции района. Но она сдерживается отсутствием собственной сырьевой базы и дефицитом водных и энергетических ресурсов. Тем не менее, отрасль в регионе получила значительное развитие, и большая часть ее продукции поступает в межрегиональный обмен. По данным 1997 г. — это синтетический каучук — 141 тыс.т, шины — 1,6 млн.шт. из Воронежа, резинотехнические изделия — 1,2 млн.м2 из Тамбова и Курска. Синтетические волокна — 1,7 млн.м2 из Курска, анилиновые красители — 77,2 тыс.т из Тамбова, синтетические моющие средства из Шебекино. Перспективны в районе производство минеральных удобрений и производство синтетических материалов. По остальным подотраслям увеличение мощности нецелесообразно из-за ограниченности собственных ресурсов.
Отраслью рыночной специализации района является пищевая промышленность, на ее долю приходится 16,1% от отраслевой структуры производства промышленной продукции. Она имеет мощную развитую собственную сырьевую базу и также является многоотраслевой. Большое значение имеет сахарная, мясная, маслобойная, маслосыродельная, спиртовая, табачная, плодоовощеконсервная отрасли, которые поставляют свою продукцию на общероссийский продовольственный рынок.
Для решения накопившихся проблем комплекса была разработана и утверждена Правительством Российской Федерации «Программа увеличения производства сахара в Российской Федерации в 1997-2000 гг. и на период до 2005 г.» (Программа «Сахар»).
На
территории Центрально-Черноземного района
(Курской и Белгородской областей)
формируется программно-
Главная
цель государственной политики в
отношении Центрально-
Центрально-Черноземный экономический район обладает развитым транспортным комплексом. Основными видами транспорта в регионе являются железнодорожный и автомобильный, получил развитие трубопроводный транспорт, функционирует речной.
Железнодорожный транспорт
Юго-Восточная
железная дорога пролегает по территории
областей, расположенных в южной
и юго-восточной части
Дорога граничит с рядом железных дорог: Московской (ст. Ряжск, Павелец, Елец, Ефремов, Волово, Касторная-Курская, Курск, Готня), Приволжской (ст. Ду-плятка, Благодатка, Абадурово), Куйбышевской (ст. Кривозеровка), Северокавказской (ст. Чертково) и Южной дороги (ст. Выстрел, Соловей, Нежеголь, Красный Хутор, Казачок, Илег-Пеньковка). Длина главных путей составляет 6,8 тыс. километров, из них - 52% на бетонном основании. Протяженность бесстыкового пути 3368,6 км. Дорога располагает преимущественно двухпутными линиями. В состав дороги входят отделения: Мичуринское, Елецкое, Ртищевское, (с 1985 г.), Лискинское, Белгородское (с 1991 г.) и Воронежское (как филиал дороги с 2000 г.). Основные станции и узлы: Богоявленск, Кочетовка, Елец, Казинка, Мичуринск, Лев Толстой, Тамбов, Грязи, Воронеж, Отрожка, Лиски, Касторная, Ртищево, Балашов, Поворино, Россошь, Валуйки, Старый Оскол, Белгород, Готня.