Экономико-географическая характеристика автомобильной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Уровень развития отечественного автомобилестроения во многом определяет уровень развития промышленности страны. Состояние автомобильной промышленности, как высокотехнологичной отрасли, обладающей значительной величиной добавленной стоимости в выпускаемой продукции, напрямую связано с выполнением стратегических задач развития экономики и решением социальных вопросов населения.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Состав отрасли. Её роль в общественном производстве 4
Закономерности размещения отрасли 7
Влияние природных условий, сырьевых и энергетических ресурсов, транспортных путей для размещения отрасли 7
Влияние трудовых ресурсов на размещение отрасли 9
Влияние НТП на размещение, состав и развитие отрасли 9
Роль рынков сбыта в размещении предприятий 10
Современная география и характеристика экономики отрасли 11
Перспективы развития и размещения отрасли 17
Заключение 22
Картосхемы 24
Список литературы 26
Приложения 27

Работа содержит 1 файл

Экономическая география.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

Влияние НТП на размещение, состав и развитие отрасли

Развитие автомобилестроительной отрасли базируется на фундаментальных  и прикладных исследованиях, направленных на создание новых видов автомобильной техники, отвечающих перспективным требованиям по безопасности, экологии и надежности.

Приоритетными направлениями проведения научных  исследований на среднесрочную перспективу являются:

  • использование альтернативных видов топлива (водород, природный газ, диметиловый эфир, биотопливо);
  • создание топливных элементов и комбинированных энергетических установок;
  • разработка двигателей внутреннего сгорания с регулируемыми рабочим объемом и степенью сжатия, а также внедрение алгоритмов отбора мощности, обеспечивающих минимальные затраты энергии на передвижение и высокую проходимость;
  • создание нового поколения автоматической трансмиссии, интегрированных (интеллектуальных) систем безопасности, бортовых систем диагностики и контроля, а также математических моделей физико-химических процессов сгорания топлива и преобразования энергии;
  • освоение и внедрение технологий, обеспечивающих сопровождение продукции автомобилестроения в течение ее полного жизненного цикла.

Для решения  этих задач необходимо обеспечить формирование на предприятиях автомобилестроения соответствующего кадрового потенциала с использованием комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов всех уровней, соответствующей последним достижениям мировой науки и техники. 

Роль рынков сбыта  в размещении предприятий

От  рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка  от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь, нужно изучить динамику о положении  каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3-5 лет.

 

 

Современная география  и характеристика экономики отрасли

 

Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными  объединениями, в состав которых  входит более 200 заводов,  включает в  свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.

ПРОИЗВОДСТВО  ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ в России

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Легковые автомобили, тыс. шт.

835

969

1022

981

1012

1110

1069

1178

1294

Троллейбусы, шт.

340

498

657

493

376

369

812

530

651

Автобусы, тыс. шт.

39,8

54,0

56,5

66,7

76,2

75,7

78,2

88,7

88,9

из общего производства  
  автобусов - автобусы с 
  дизельными двигателями

1,7

1,6

1,8

2,2

3,9

5,8

6,6

7,5

11,6

Грузовые автомобили, тыс. шт.

142

184

173

173

193

200

205

245

285


 

Наиболее крупные  заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо четырех заводов  в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске, Ярцево (Смоленская область), Петровске, Пензе, Рязани, Екатеринбурге.

    Автомобильные  моторы делают не только сами  головные предприятия, но и  ряд специализированных заводов.  Большинство этих заводов разместилось вне центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе более десятка заводов, расположенных в большинстве экономических районах страны. Каждый из заводов специализируется на выпуске определенных типоразмеров подшипников и поставляет их разным предприятиям страны.

Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны, однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный, волго-вятский, поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству подшипников и комплектующих деталей.

  • Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти),  микролитражные - в Серпухове.
  • Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов.
  • -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны)

Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах. 

В Энгельсе действует троллейбусный завод.

Специализированные  предприятия по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье.

Наименование  продукции

Январь 2009 года в % к

Январю 2008

Декабрю 2008

Легковые автомобили

20,3

19

Грузовые автомобили

23,6

47,3


 

Грузовые  автомобили

За 2008 год в России произведено 257,5 тыс. грузовых автомобилей  или на 11% меньше, чем за 2007 год. Снижение производства грузовых автомобилей, начавшееся в сентябре минувшего года в связи  с финансовым кризисом, к концу года стало катастрофическим. Если к исходу 9 месяцев 2008 года индекс производства грузовиков составлял 104,1% по отношению к 9 месяцам 2007 года, то октябрь 2008 года к октябрю 2007 года 100,5%, ноябрь к ноябрю соответственно 94,8%, декабрь к декабрю соответственно 89%. В абсолютных цифрах этот процесс падения производства выглядел так: сентябрь – выпущено 22,7 тыс. грузовых автомобилей, октябрь – 18,9 тыс., ноябрь – 10,9 тыс., декабрь – 11,4 тыс. при среднемесячном выпуске по трем кварталам в 24,2 тыс. ед. В итоге в 2008 году фактический выпуск грузовых автомобилей оказался на 30,0 тыс. меньше, чем прогнозировалось по результатам работы сектора грузового автомобилестроения за 9 месяцев 2008 года, т.е. в объемах производства этот сектор в связи с кризисом потерял 16 млрд. рублей товарной продукции.

Только трем заводам  удалось удержать положительный  индекс производства в сравнении  с 2007 годом: ООО «Брянский автомобильный  завод» (+65,4%), ЗАО «Бецема» (+84,1%), ООО  «Ивеко-УралАЗ» (+0,8%). Все эти предприятия специализированы на выпуске большегрузных автомобилей полной массой от 28 до 60 тонн.

На общем негативном кризисном фоне работа ЗАО «Брянский  автомобильный завод» отличалась в  отчетном году стабильностью. Предприятие  стало лауреатом национальной премии Росбизнесконсалтинга «Компания года - 2008», а его продукция – крановые шасси, шасси для нужд МО, предприятий ВПК и нефтегазового комплекса – пользовалась в прошлом году устойчивым спросом.

На остальных предприятиях сектора грузового автомобилестроения зафиксировано падение производства, в том числе в АМО «ЗИЛ» (-51,3%), ЗАО «АМУР» (-32,5%), ОАО «ИжАвто» (-34,1%), ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» (-16,8%), ОАО «КАМАЗ» (-3,5%).

Потенциал предприятий, специализирующихся на сборке грузовых автомобилей иностранных моделей на территории России, постоянно растет, что позволяет им неуклонно увеличивать свою долю в общем производстве грузовых автомобилей в стране.

Так, если общее производство грузовых автомобилей снизилось  на 11%, а отечественных моделей  – на 13%, то объем сборки иностранных моделей возрос на 19,8% (в основном за счет роста производства в ЗАО «Северстальавто - ИСУДЗУ» и в ООО «Соллерс – ЕЛАБУГА»), а их доля в общем производстве грузовиков увеличилась до 7,4% (в 2007 году она составляла 5,5%).

Наиболее низкий уровень  отгрузки продукции в секторе  грузовых автомобилей был отмечен  в декабре месяце – всего 30,6 % против уровня декабря 2007 года, а в  целом за 2008 год отгрузка в этом секторе снизилась на 12,2%. Остатки  на складах предприятий только за декабрь 2008 года увеличились почти на 30% и достигли 12,6 тыс. ед., или 4,9% от их суммарного годового производства (по итогам 9 месяцев 2008 года они составляли 3%).

После нескольких лет неуклонного  подъема выпуска грузовых автомобилей  в 2008 году произошло снижение их производства на 11%, а абсолютный их выпуск снизился до уровня 2006 года.

Легковые автомобили

В 2008 году с конвейеров российских автозаводов сошло 1468 тыс. легковых автомобилей, или на 13,9% больше, чем в 2007 году. Максимальный месячный выпуск в 2008 году составил 140 тыс. легковых машин, что свидетельствует о реальном потенциале российского сектора легкового автомобилестроения до 1,7 млн. ед. в год. Выросло производство как отечественных моделей (+5,1%), так и объем сборки иностранных моделей (+30,2%). Большинство предприятий сектора легкового автомобилестроения пережило в конце года существенный спад производства в связи со снижением объема продаж автомобилей. Так, при среднемесячном выпуске 122,4 тыс. ед. в ноябре было произведено только 107,5 тыс., а в декабре – 95,5 тыс. легковых автомобилей, что составило 91,9% и 84,3% к ноябрю и декабрю 2007 года соответственно.

Производство автомобилей «Волга»  упало в 2008 году на 43,8 % до 22 тыс. ед., при этом выпуск новой модели Volga Siber составил 1717 ед. В ОАО «СеАЗ» выпуск микролитражек снизился почти в 4 раза (произведено всего за год 1291 ед.), в ОАО «УАЗ» выпуск внедорожников снизился на 2,9%.

Выпуск легковых автомобилей в  ОАО «АВТОВАЗ» превысил в 2008 году 800-тысячный рубеж, или увеличился по сравнению с 2007 годом на 8,9%. В конце года завод имел серьезные затруднения с реализацией: в ноябре отгрузка снизилась на 9,5% против ноября 2007 года, в декабре – более чем на 50%, в целом же за год снижение отгрузки составило 2,4%, а на конец года остатки машин на заводе превысили 100 тыс. ед. Тем не менее, здесь рассчитывают на подъем реализации в 2009 году, а цена на некоторые модели даже несколько поднялась.

В большинстве своем  заводы, выпускающие легковые автомобили иностранных моделей, сохранили положительный индекс производства по сравнению с 2007 годом. Так, Группа Компаний «Автотор» собрала более 108 тыс. автомобилей или на 2% больше, чем в 2007 году; ООО «ТАГАЗ» увеличило объемы сборки более чем на 35%, ООО «АК Дервейс» – в 7,2 раза, ООО «Дженерал Моторз Авто» – в 7,3 раза, ООО «Фольксваген Рус» выпустило уже более 63 тыс. автомобилей. Не вышло на уровень производства 2007 года ЗАО «Форд Мотор Компани» (-6%) и ОАО «ИжАвто» (-22,2%). Хотелось бы отметить, что в декабре 2008 года в ОАО «ИжАвто» выпущен юбилейный – 250 тысячный автомобиль ВАЗ. Завод с 1999 года выступает надежным партнером ОАО «АВТОВАЗ», сохраняя производство востребованных рынком «классических» автомобилей и модернизируя их под современные требования экологии и безопасности. Опыт работы с ОАО «АВТОВАЗ» позволил качественно подготовить промышленную сборку автомобилей иностранных моделей – KIA Spectra и KIA Sorento, которые в общем объеме выпускаемых ныне в ОАО «ИжАвто» машин составляют 65%.

В целом заводы, собирающие автомобили иностранных моделей, выпустили их в 2008 году свыше 590 тыс., или на 30,2% больше, чем в 2007 году, их доля в общем объеме производимых в России легковых автомобилей составила 40,3% (в 2007 году – 35,2%), а абсолютный прирост – более 137 тыс. ед.

Суммарные объемы отгрузки легковых автомобилей в 2008 году превысили уровень 2007 года на 7,2%, при этом остаток продукции на складах предприятий увеличился до 138 тыс. автомобилей, или соответствовал полуторамесячному объему их производства. Это обстоятельство, связанное с резким снижением объема продаж, заставило практически все предприятия останавливать в конце декабря 2008 года – начале января 2009 года сборочные конвейеры, что, безусловно, отрицательно сказалось на результатах их работы в первые месяцы 2009 года.

С 2002 года, когда начался очередной подъем производства в секторе легкового автомобилестроения, связанный в основном с внедрением промсборки, выпуск легковых автомобилей в России возрос почти на 50%, или в среднем увеличивался в год на 7%, а 2008 год в части прироста производства легковых автомобилей был наиболее продуктивным (+13,9%).

В соответствии с прогнозом  производства легковых автомобилей  по результатам работы за 9 месяцев  в 2008 году их должно быть изготовлено  не менее 1520 тыс., фактический же выпуск составил 1468 тыс.. Таким образом, кризисные явления снизили фактический выпуск легковых автомобилей более чем на 50 тыс. ед., что в пересчете на товарную продукцию составляет 31,2 млрд. рублей. В целом же по секторам грузового, легкового автомобилестроения и автобусостроения потери товарной продукции в связи со спадом производства в 4 квартале 2008 года составили 59,2 млрд. рублей.

Российский  автомобильный рынок в 2008 году

Определяющим фактором эволюции рынка легковых автомобилей  в России в последние годы является развитие рынка иномарок.

Разразившийся в США  и Европе кредитно-финансовый кризис затронул также Россию и неизбежно  отразился на российском автомобильном  рынке. Ужесточение условий банковских кредитов, с использованием которых  до недавнего времени приобреталось  до 50% новых машин, привело к заметному замедлению роста продаж во втором полугодии. А в ноябре и декабре 2008 года, впервые за последние 10 лет, было отмечено снижение объемов месячных продаж новых легковых автомобилей иностранных марок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективы развития и размещения отрасли

Основная проблема, без решения которой не может быть ни стабилизации экономики, ни всего остального, это увеличение производства нужных обществу товаров. С ней в автомобильной промышленности сейчас переплелась и другая: сохранить (точнее, спасти от разрушения) производство как самой отрасли, так и имеющийся у поставщиков комплектующих и материалов, в том числе подшипников. Другими словами, проблема сохранения пока еще не распавшихся, но уже ослабленных коллективов, научной и инженерной инфраструктуры, без которых восстановление (а в последующем - и развитие) отрасли, как бы ее ни стали называть в будущем, растянется на многие годы. Годы, которых экономическая экспансия извне нам не даст.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика автомобильной промышленности