Экономико-географическая характеристика автомобильной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Уровень развития отечественного автомобилестроения во многом определяет уровень развития промышленности страны. Состояние автомобильной промышленности, как высокотехнологичной отрасли, обладающей значительной величиной добавленной стоимости в выпускаемой продукции, напрямую связано с выполнением стратегических задач развития экономики и решением социальных вопросов населения.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Состав отрасли. Её роль в общественном производстве 4
Закономерности размещения отрасли 7
Влияние природных условий, сырьевых и энергетических ресурсов, транспортных путей для размещения отрасли 7
Влияние трудовых ресурсов на размещение отрасли 9
Влияние НТП на размещение, состав и развитие отрасли 9
Роль рынков сбыта в размещении предприятий 10
Современная география и характеристика экономики отрасли 11
Перспективы развития и размещения отрасли 17
Заключение 22
Картосхемы 24
Список литературы 26
Приложения 27

Работа содержит 1 файл

Экономическая география.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию и науке РФ

Костромской государственный  технологический университет

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету «Экономическая география и регионалистика»

на тему «Экономико-географическая характеристика автомобильной промышленности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

группы …

шифр …

……………

Проверила: Груздева Н.А.

 

 

 

 

 

Кострома

2009

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Уровень развития отечественного автомобилестроения во многом определяет уровень развития промышленности страны. Состояние автомобильной  промышленности, как высокотехнологичной  отрасли, обладающей значительной величиной  добавленной стоимости в выпускаемой продукции, напрямую связано с выполнением стратегических задач развития экономики и решением социальных вопросов населения.

Автомобильная промышленность — одна из ведущих отраслей промышленности России. Это подтверждается статистическими данными. Так, численность работающих в ней составляет 4,6% от всех занятых в промышленности в целом и 13% — от работников машиностроении. Автопром - это 3,8% от всего объёмов промышленного производства и 23% от объёмов машиностроения. Эти показатели корреспондируются с подобным соотношением в Европейском Союзе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав отрасли. Её роль в общественном производстве

 

Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения в промышленно развитых странах.

Автомобильная промышленность (автомобилестроение) — отрасль средней промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств, преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Кроме того, включает подотрасли:

    • моторостроение,
    • производство комплектующих (важнейшее — шинная промышленность)
    • производство технологического оборудования (станкостроение и роботостроение).

Она стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения составляет: в Западной Европе 38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и Франции составляет 5%, в Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по объему ВВП, являются лидерами и в области мирового автомобилестроения.

 

Доля ВВП и продукции  автомобилестроения в мировом производстве

 

ПРОИЗВОДСТВО  ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 
(тысяч штук)

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Россия1); 2)

835

969

1022

981

1012

1110

1069

1178

Беларусь

-

0,05

-

-

-

-

-

0,04

Болгария

0,1

...

...

...

...

...

...

...

Германия

4536

5132

5302

5123

5145

5192

5350

5227

Испания

2254

2619

2406

2470

2518

2384

2099

2078

Италия

1422

1423

1272

1126

1026

929

726

893

Канада

...

2666

2372

2348

2276

2299

2194

2082

Китай

316

728

845

1310

2483

2252

2969

4069

Польша

366

532

364

288

338

522

540

632

Республика  Корея1)

1999

2626

2477

2653

2768

3134

3356

3424

Соединенное Королевство (Великобритания)

1735

1642

1493

1630

1657

1646

1596

1442

США

6340

5542

4879

5019

4510

4230

4321

4367

Украина

58,7

17,1

26,2

43,8

98,3

174

192

267

Франция

3211

2880

3181

5057

5214

5591

3113

2380

Япония

7611

8363

8118

8618

8478

8720

9017

9787


1) Включая сборку.  
2) 2007 г. - 1294 тыс. шт.

В экспорте промышленно  развитых стран доля готовых легковых автомобилей по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Она играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны, в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности легковыми автомобилями (США - 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же на конец 2007 года уровень автомобилизации составил 195 автомобилей на 1000 жителей, в Костромской области – 164.

В настоящее время  в автомобильной промышленности России занято более 1 млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли.

СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 
производства транспортных средств и оборудования 
(тысяч человек)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Производство транспортных  
  средств и оборудования

1407,9

1306,0

1271,3

1237,7

1207,0

1201,5

1144,4

1147,9


 

За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль - один из наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0 тыс. долл. США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закономерности  размещения отрасли

Влияние природных условий, сырьевых и энергетических ресурсов, транспортных путей для размещения отрасли

На размещение отрасли (предприятий) промышленности наибольшее влияние  оказывают сырьевой, топливно-энергетический, водный, рабочей силы, потребительский и транспортный факторы. Сила действия и соответственно необходимость учета каждого из вышеназванных факторов находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики отрасли, т. е. материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, трудоемкости производства, транспортабельности сырья, топлива и готовой продукции. Поэтому для выявления роли и характера действия того или иного фактора используют соответствующие определенной отрасли (производству) технико-экономические показатели.

Материалоемкость отрасли определяется удельным расходом сырья и основных материалов на производство продукции, долей сырьевых затрат в себестоимости произведенной продукции.

Водоемкость производства может быть определена с помощью тех же показателей (натуральных и стоимостных), что и материалоемкость отраслей.

Показателями энергоемкости отраслей могут служить доля топливно-энергетических затрат в себестоимости готовой  продукции, удельные расходы топлива и энергии на ее производство.

Показателями трудоемкости отраслей являются затраты (в человеко-часах) на единицу выпускаемой продукции, количество выпускаемой продукции в расчете на одного рабочего, доля заработной платы в себестоимости продукции и др.

К районам и центрам потребления  в основном тяготеют отрасли, выпускающие малотранспортабельную продукцию.

Зависимость размещения отраслей от транспортного фактора (фактор расстояния) определяется на основе учета сравнительной  себестоимости перевозок сырья, топлива и готовой продукции. Если перевозки сырья и топлива  превышают по затратам транспортировку готовой продукции, то производство выгодно размещать вблизи сырьевых и топливно-энергетических баз и, наоборот, в тех случаях, когда перевозка сырья и топлива обходится дешевле, чем перевозка готовой продукции, отрасли ориентируются на потребителя.

Анализ приведенных и других технико-экономических показателей  по каждой отрасли или виду производства составляет основу для выводов и  рекомендаций по поводу пространственной ориентации отраслей и предприятий  промышленности. В этом отношении в составе обрабатывающей промышленности выделяются четыре группы отраслей и производств:

1. Отрасли, которые целесообразно  развивать у источников сырья  (высокоматериалоемкая группа производств): черная металлургия, производство  тяжелых цветных металлов (выплавка меди, свинца, цинка и др.), тяжелое машиностроение (производство горного и металлургического оборудования, подъемно-транспортных и дорожных машин), азотно-туковая и калийная промышленность, производство соды, цемента, гипса, целлюлозно-бумажная, кожевенная, сахаропесочная промышленность, производство растительного масла, хлопкоочистительная и др. Затраты на сырье в этих отраслях составляют 20-80% себестоимости продукции, а удельный расход сырья в несколько раз превышает вес готовой продукции.

2.  Отрасли, тяготеющие к источникам дешевого топлива и энергии (энергоемкая группа производств): производство смол и пластических масс, химических волокон и синтетического каучука, алюминиевая, магниевая, никелевая промышленность, тепловая электроэнергетика и др. Затраты на топливо и энергию в этих отраслях составляют 35—60% себестоимости продукции, удельный расход топлива и электроэнергии достигает максимальной величины.

3.  Отрасли, которые целесообразно развивать в районах сосредоточения ресурсов труда, рабочей силы (трудоемкая группа производств): радиотехника, приборостроение, станкостроение, переработка пластмасс, текстильная, трикотажная, обувная, швейная промышленность и др.  Эти отрасли отличаются повышенной долей заработной платы в себестоимости продукции, незначительными по весу расходами сырья, топлива и готовой продукции в расчете на одного работника.

4. Отрасли, тяготеющие к местам  потребления готовой продукции  (потребительская группа производств): сельскохозяйственное машиностроение, нефтеперерабатывающая, резинотехническая, мебельная, железобетонных изделий, кирпичная, хлебопекарная, кондитерская, сахарорафинадная, винодельческая (розлив) промышленность и др. Затраты, связанные с доставкой сырья и топлива, в этих отраслях меньше расходов по вывозу готовой продукции в места потребления (при одной и той же дальности перевозки), удельные расходы сырья, топлива и электроэнергии невелики.

Результаты полученных на этой основе выводов (классификация отраслей), их сопоставление с соответствующими порайонными характеристиками природно-климатических, экономических, исторических, экологических и других условий (региональное распределение климата, ресурсов труда, топлива, сырья и т. п.) позволяют определить местоположение (размещение) отраслей и производств по факторам.

В нашей стране автомобильную промышленность следует развивать, прежде всего, в хорошо обеспеченных ресурсами квалифицированной рабочей силы Центральном и Северо-Западном районах.

Однако такого рода решение вопроса  по обоснованию размещения отраслей и производств (факторный анализ) является весьма упрощенным и может рассматриваться как предварительное, предшествующее проведению других исследований: технико-экономических, балансовых, экономико-математических и других расчетов.

Влияние трудовых ресурсов на размещение отрасли

На размещение промышленности огромное влияние оказывает  распределение по стране трудовых ресурсов. Фактор рабочей силы имеет значение буквально для всех отраслей, но его влияние сокращается по мере снижения трудоемкости производства: чем больше трудоемкость производства и доля заработной платы в себестоимости продукции, тем сильнее зависимость размещения производства от географии трудовых ресурсов и наоборот. При этом следует учитывать структуру и квалификационный состав трудовых ресурсов в отдельных регионах страны.

Большое влияние  на формирование размещения производства имеют: численность населения, особенности  его воспроизводства, обеспеченность территории трудовыми ресурсами, их структура и качество; расселение; особенности образа жизни (традиции, религия, трудовые навыки); состояние социальной инфраструктуры. В районах, отличающихся быстрым ростом населения, преобладанием молодого населения, а также в крупных городах как центрах концентрации трудовых ресурсов – с одной стороны и потребительского спроса – с другой, сосредоточено автомобилестроение.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика автомобильной промышленности