Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 00:08, контрольная работа
Уровень развития отечественного автомобилестроения во многом определяет уровень развития промышленности страны. Состояние автомобильной промышленности, как высокотехнологичной отрасли, обладающей значительной величиной добавленной стоимости в выпускаемой продукции, напрямую связано с выполнением стратегических задач развития экономики и решением социальных вопросов населения.
Оглавление
Введение 3
Состав отрасли. Её роль в общественном производстве 4
Закономерности размещения отрасли 7
Влияние природных условий, сырьевых и энергетических ресурсов, транспортных путей для размещения отрасли 7
Влияние трудовых ресурсов на размещение отрасли 9
Влияние НТП на размещение, состав и развитие отрасли 9
Роль рынков сбыта в размещении предприятий 10
Современная география и характеристика экономики отрасли 11
Перспективы развития и размещения отрасли 17
Заключение 22
Картосхемы 24
Список литературы 26
Приложения 27
Федеральное агентство по образованию и науке РФ
Костромской государственный технологический университет
Кафедра экономической теории
Контрольная работа по предмету «Экономическая география и регионалистика»
на тему «Экономико-географическая характеристика автомобильной промышленности»
Выполнил: студент 1 курса
группы …
шифр …
……………
Проверила: Груздева Н.А.
Кострома
2009
Оглавление
Уровень развития отечественного автомобилестроения во многом определяет уровень развития промышленности страны. Состояние автомобильной промышленности, как высокотехнологичной отрасли, обладающей значительной величиной добавленной стоимости в выпускаемой продукции, напрямую связано с выполнением стратегических задач развития экономики и решением социальных вопросов населения.
Автомобильная промышленность — одна из ведущих отраслей промышленности России. Это подтверждается статистическими данными. Так, численность работающих в ней составляет 4,6% от всех занятых в промышленности в целом и 13% — от работников машиностроении. Автопром - это 3,8% от всего объёмов промышленного производства и 23% от объёмов машиностроения. Эти показатели корреспондируются с подобным соотношением в Европейском Союзе.
Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения в промышленно развитых странах.
Автомобильная промышленность (автомобилестроение) — отрасль средней промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств, преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Кроме того, включает подотрасли:
Она стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения составляет: в Западной Европе 38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и Франции составляет 5%, в Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по объему ВВП, являются лидерами и в области мирового автомобилестроения.
Доля ВВП и продукции автомобилестроения в мировом производстве
ПРОИЗВОДСТВО
ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
(тысяч штук)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Россия1); 2) |
835 |
969 |
1022 |
981 |
1012 |
1110 |
1069 |
1178 |
Беларусь |
- |
0,05 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,04 |
Болгария |
0,1 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Германия |
4536 |
5132 |
5302 |
5123 |
5145 |
5192 |
5350 |
5227 |
Испания |
2254 |
2619 |
2406 |
2470 |
2518 |
2384 |
2099 |
2078 |
Италия |
1422 |
1423 |
1272 |
1126 |
1026 |
929 |
726 |
893 |
Канада |
... |
2666 |
2372 |
2348 |
2276 |
2299 |
2194 |
2082 |
Китай |
316 |
728 |
845 |
1310 |
2483 |
2252 |
2969 |
4069 |
Польша |
366 |
532 |
364 |
288 |
338 |
522 |
540 |
632 |
Республика Корея1) |
1999 |
2626 |
2477 |
2653 |
2768 |
3134 |
3356 |
3424 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
1735 |
1642 |
1493 |
1630 |
1657 |
1646 |
1596 |
1442 |
США |
6340 |
5542 |
4879 |
5019 |
4510 |
4230 |
4321 |
4367 |
Украина |
58,7 |
17,1 |
26,2 |
43,8 |
98,3 |
174 |
192 |
267 |
Франция |
3211 |
2880 |
3181 |
5057 |
5214 |
5591 |
3113 |
2380 |
Япония |
7611 |
8363 |
8118 |
8618 |
8478 |
8720 |
9017 |
9787 |
1) Включая сборку.
2) 2007 г. - 1294 тыс. шт.
В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Она играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны, в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности легковыми автомобилями (США - 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же на конец 2007 года уровень автомобилизации составил 195 автомобилей на 1000 жителей, в Костромской области – 164.
В настоящее время в автомобильной промышленности России занято более 1 млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли.
СРЕДНЕГОДОВАЯ
ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
производства транспортных
средств и оборудования
(тысяч человек)
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Производство транспортных |
1407,9 |
1306,0 |
1271,3 |
1237,7 |
1207,0 |
1201,5 |
1144,4 |
1147,9 |
За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль - один из наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0 тыс. долл. США.
На размещение отрасли (предприятий) промышленности наибольшее влияние оказывают сырьевой, топливно-энергетический, водный, рабочей силы, потребительский и транспортный факторы. Сила действия и соответственно необходимость учета каждого из вышеназванных факторов находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики отрасли, т. е. материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, трудоемкости производства, транспортабельности сырья, топлива и готовой продукции. Поэтому для выявления роли и характера действия того или иного фактора используют соответствующие определенной отрасли (производству) технико-экономические показатели.
Материалоемкость отрасли определяется удельным расходом сырья и основных материалов на производство продукции, долей сырьевых затрат в себестоимости произведенной продукции.
Водоемкость производства может быть определена с помощью тех же показателей (натуральных и стоимостных), что и материалоемкость отраслей.
Показателями энергоемкости
Показателями трудоемкости отраслей являются затраты (в человеко-часах) на единицу выпускаемой продукции, количество выпускаемой продукции в расчете на одного рабочего, доля заработной платы в себестоимости продукции и др.
К районам и центрам потребления в основном тяготеют отрасли, выпускающие малотранспортабельную продукцию.
Зависимость размещения отраслей от транспортного фактора (фактор расстояния) определяется на основе учета сравнительной себестоимости перевозок сырья, топлива и готовой продукции. Если перевозки сырья и топлива превышают по затратам транспортировку готовой продукции, то производство выгодно размещать вблизи сырьевых и топливно-энергетических баз и, наоборот, в тех случаях, когда перевозка сырья и топлива обходится дешевле, чем перевозка готовой продукции, отрасли ориентируются на потребителя.
Анализ приведенных и других
технико-экономических
1. Отрасли, которые
2. Отрасли, тяготеющие к источникам дешевого топлива и энергии (энергоемкая группа производств): производство смол и пластических масс, химических волокон и синтетического каучука, алюминиевая, магниевая, никелевая промышленность, тепловая электроэнергетика и др. Затраты на топливо и энергию в этих отраслях составляют 35—60% себестоимости продукции, удельный расход топлива и электроэнергии достигает максимальной величины.
3. Отрасли, которые целесообразно развивать в районах сосредоточения ресурсов труда, рабочей силы (трудоемкая группа производств): радиотехника, приборостроение, станкостроение, переработка пластмасс, текстильная, трикотажная, обувная, швейная промышленность и др. Эти отрасли отличаются повышенной долей заработной платы в себестоимости продукции, незначительными по весу расходами сырья, топлива и готовой продукции в расчете на одного работника.
4. Отрасли, тяготеющие к местам
потребления готовой продукции
(потребительская группа
Результаты полученных на этой основе
выводов (классификация отраслей), их
сопоставление с соответствующи
В нашей стране автомобильную промышленность следует развивать, прежде всего, в хорошо обеспеченных ресурсами квалифицированной рабочей силы Центральном и Северо-Западном районах.
Однако такого рода решение вопроса по обоснованию размещения отраслей и производств (факторный анализ) является весьма упрощенным и может рассматриваться как предварительное, предшествующее проведению других исследований: технико-экономических, балансовых, экономико-математических и других расчетов.
На размещение промышленности огромное влияние оказывает распределение по стране трудовых ресурсов. Фактор рабочей силы имеет значение буквально для всех отраслей, но его влияние сокращается по мере снижения трудоемкости производства: чем больше трудоемкость производства и доля заработной платы в себестоимости продукции, тем сильнее зависимость размещения производства от географии трудовых ресурсов и наоборот. При этом следует учитывать структуру и квалификационный состав трудовых ресурсов в отдельных регионах страны.
Большое влияние на формирование размещения производства имеют: численность населения, особенности его воспроизводства, обеспеченность территории трудовыми ресурсами, их структура и качество; расселение; особенности образа жизни (традиции, религия, трудовые навыки); состояние социальной инфраструктуры. В районах, отличающихся быстрым ростом населения, преобладанием молодого населения, а также в крупных городах как центрах концентрации трудовых ресурсов – с одной стороны и потребительского спроса – с другой, сосредоточено автомобилестроение.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика автомобильной промышленности