Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 13:13, курсовая работа
Экономическая география и регионалистика входит в систему экономических наук,поскольку изучает размещение производительных сил и территориальную организацию хозяйства. Она увязывает теоретические положения с практикой решения задач в области размещения производства и совершенствования территориальной организации хозяйства, от которых зависят повышение эффективности хозяйственной деятельности и улучшениеблагосостояния населения. В то же время, изучая взаимодействие природы и общества,экономическая география и регионалистика занимает место на стыке экономических и естественных наук.
o Введение
o Географическое положение
o Границы
o Историческая справка
o Формы государственного:
-правления
-устройства
-режима
o Народонаселение:
-демографический состав
-этнический
-конфессиональный
o Ресурсы:
-агроклиматические
-минеральные
-земельные
-лесные
-водные
o Промышленность
o Сельское хозяйство
o Экспорт
o Импорт
o Международное сотрудничество
o Заключение
Большинство немцев — христиане, при этом католики составляют 32,4 %, лютеране — 32,0 %, православные — 1,14 %. Небольшая часть верующих принадлежит к христианским деноминациям — баптисты, методисты, верующие Новоапостольской Церкви — 0,46 % и приверженцы других религиозных течений.
Часть верующих составляют мусульмане (от 3,8 млн до 4.3 млн или от 4,5 % до 5,2 %), Свидетели Иеговы (около 164 000 или 0,2 %) и члены иудейских общин (около 100 000 или 0,12 %). Около 31 % немецкого населения, преимущественно на территории бывшей ГДР, атеисты (там 70 %).
РЕСУРСЫ:
-агроклиматические
Страна
расположена в умеренном климатическом
поясе, что способствует выращиванию сельскохозяйственных
культур со средне-продолжительным и длинным
вегетационным периодом. Соотношение
количества осадков к испаряемости за
год – коэффициент увлажнения – составляет
больше единицы, т.е. страна находится
в зоне достаточного увлажнения. Климат
умеренный, переходный от морского к континентальному.
Средняя температура в январе на равнинах
от 0 до +3 градусов, в горах до +5 градусов.
В июле соответственно+16-+20 градусов, +12-+14
градусов.
Осадков 500-800 мм в год, в горах 1000 мм
-минеральные
Германия
– крупнейший в мире производитель
калийных солей, добываемых в основном
к северу и югу от Гарца. После
объединения страны некоторые из
восточногерманских соляных шахт были
закрыты. Месторождения каменного угля
сосредоточены в основном в пределах Рурского,
Ахенского и Саарского бассейнов, но там
преобладают глубокие шахты, и их эксплуатация
требует больших субсидий. Наибольшие
преимущества от субсидирования угледобычи
получают металлургические концерны,
но их прибылям угрожает политика ЕС, нацеленная
на обеспечение свободы конкуренции и
равенства условий для всех производителей.
Долгосрочные контракты, предусматривающие
выравнивание стоимости производимого
внутри страны и импортного угля, часто
предлагаются также производителями электроэнергии.
Особенностью Германии является широкое
использование бурого угля и лигнита.
Несмотря на низкую теплотворность бурого
угля, его использование экономически
выгодно. Главные буроугольные бассейны
расположены к западу от Кёльна (с карьерами
глубиной до 400 м), в районе Галле – Лейпциг
и в Нижнем Лаузице, к юго-востоку от Берлина.
После объединения Германии около трети
восточногерманских карьеров было закрыто
(в основном в пределах Галле – Лейпцигского
бассейна), так как добыча бурого угля
наносила там ущерб окружающей среде.
На северо-западе Германии имеются небольшие
запасы нефти и природного газа.
-земельные
Характерная
черта для всей страны – высокая
степень освоенности, резкое
преобладание культурных ландшафтов.
Вся прибрежная полоса северного моря
–
это марши с илистыми плодородными почвами.
Полоса маршей защищена от моря
плотинами и дамбами. Постепенно поднимаясь,
местность, переходит затем в
слабоволнистые песчаные или заболоченные
пространства – гесты. Богатые
почвы в зоне маршей в сочетании с мягким
морским климатом со среднегодовой
температурой +8, +9? создают прекрасные
условия для луговодства и
животноводства. Ценные луга и пастбища
занимают 70-90 % площади маршей;
животноводство развито и в зоне гестов,
где возделываются кормовые
культуры, рожь и картофель. Наиболее благоприятными
условиями выделяются
«бухты» низменности, особенно район Брауншвейга
– Ганновера с
чернозёмовидными почвами. Наконец, север
знаменит и как район морских
курортов, массового отдыха. Расположенная
южнее полоса средневысотных гор.
Чередующихся с низменностями, отличаются
пёстротой почвенно-климатических
условий, что вызывает большие различия
в сельскохозяйственной специализации
и влияет на расселение. В горных областях
с малоплодородными бурыми почвами
преобладают леса и пастбища, а на возделываемых
участках рожь и картофель.
Совершенно особыми почвенно-климатическими
условиями выделяется долина
верхнего Рейна, защищённая горами с запада
и востока, но открытая для
проникновения тёплого воздуха со Средиземного
моря через долину Роны.
Рейнская и Мозельская долины представляют
собой полосу виноградников,
садов, табачных плантаций, зону интенсивного
пригородного хозяйства,
снабжающего цепочку городов по Рейну.
Горные районы относительно редко
населены. И население, и хозяйственные
связи сконцентрированы в городах
Рейнской долины и межгорных котловин.
Южнее пояса гор уже находится важный
сельскохозяйственный район – долина
Дуная с богатыми почвами. Здесь среднее
количество осадков – около 600 мм. – и
большое число солнечных, ясных дней.
В долине Дуная распахано 70-80 % всей используемой
в сельском хозяйстве
земли. Наконец, южнее Дуная начинаются
предгорья Альп, заканчивающиеся на
юге Альпийской горной цепью. Типичный
здесь ландшафт – заснеженные вершины,
альпийские луга, хвойные леса, горные
реки с плотинами небольших
гидростанций, живописные озёра с курортами.
Альпийские луга используются
как пастбища, поэтому юг Баварии – один
из основных районов молочного
животноводства в стране. Кроме того, Бавария
- крупный район туризма и
зимнего спорта. Сельскохозяйственная
площадь вместе с лесной занимает 83 %
территории ФРГ. Доля площади, занятой
городами, дорогами и индустрией,
достигает 13 % и всё время растёт. Там, где
ёще недавно были старинные
провинциальные городки с тихой размерянной
жизнью, сейчас протянулись
сплошные пояса городских агломираций,
наступающие на природу. Каждый день
120 га. Культивируемой земли «одевается»
бетоном и сталью. Гигантские
масштабы бесконтрольной индустриализации
и урбанизации обуславливают
высокую степень загрязнения природной
среды.
Фотографии, сделанные со спутников, показали
и очень высокий «вклад»
ФРГ в загрязнение прилегающих морей –
Северного и Балтийского. Особенно
большой «вклад» в загрязнение Рейна вносит
химическая промышленность,
«всплески» загрязнения чётче всего просматриваются
ниже крупных центров
химии и больших городов.
В Германии, согласно статистическим данным, площадь земель сельхозназначения составляет 17 031 тыс. га (0,21 га на 1 жителя). Годовой оборот с/х земель – 97 275 га, что составляет 0,57% от с/х земель или 0,27% от всех земель.
-лесные
Естественный
растительный покров практически не
сохранился. Несмотря на то, что свыше
30 % территории страны покрыто лесами,
все они представляют собой либо
искусственные посадки, либо древостой,
возникшие на месте вырубок. Основная
их часть сосредоточена в
Производство
круглой древесины в ФРГ
-водные
Рейн, протекающий в западной части Германии, является главной водной магистралью страны. Протекая через Боденское озеро, он служит естественной границей, разделяющей Германию, Швейцарию и Францию. В предгорьях Альп в Рейн впадает большое количество притоков.
Между Бингеном и Бонном эта река прорезает глубокое ущелье в Рейнских Сланцевых горах, далее выходит на Северо-Германскую низменность и впадает в Северное море. Большинство других рек страны начинается в горах Средней Германии. В основном это притоки Рейна, но есть и самостоятельные реки, например Везер и Эльба, которые несут свои воды в Северное море. Одер и его основной приток Нейсе также берут начало в горах Средней Германии. На юге страны в Шварцвальде начинается Дунай, который течет на восток. Его водный режим формируется в основном под влиянием берущих начало в Альпах правых притоков.
Большая часть крупных рек Германии полноводны, так как в течение года получают равномерное дождевое питание. Замерзают примерно на 1-1,5 месяца. Дунай и Рейн особенно полноводны весной и летом, когда тают снега и горные ледники. Всё это обуславливает большую транспортную роль рек в Германии.
Важнейшие водные артерии ФРГ соединены между собой каналами, что делает внутренние перевозки очень эффективными. Очень важную экономическую роль играет Кильский канал. Есть также большое количество внутренних озер, крупнейшие из которых – это Боденское озеро (539 кв. км), которое называют также «Швабским морем». В этом озере водятся около 30 различных пород рыб, что вполне может способствовать развитию рыболовного промысла. Второе место по площади занимает озеро Мюритц (115 кв. км) – одно из самых крупных озер на Северо-Германской низменности, которая носит название Мекленбургское озерное плато.
Важнейшей воднотранспортной задачей в связи с объединением Германии признана модернизация Среднегерманского канала и его восточного продолжения до Берлина и Одера. Для обеспечения водой крупных агломераций созданы сложные системы водосбора; практикуется межбассейновая переброска воды (например, из бассейна Дуная и Боденского озера в агломерацию Среднего Неккара). Снабжение населения питьевой водой примерно на 9/10 обеспечивается использованием ресурсов подземных вод. В стране, особенно в зоне Среднегерманских гор, много источников лечебных минеральных вод, на базе которых возникли курорты.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Федеративная
Республика Германия – страна современной
высокоразвитой
индустрии. На фабриках и заводах работает
её каждый второй житель, занятый
в хозяйстве. Промышленность даёт более
половины валового национального
продукта, от неё зависит экономическое
положение страны. Заводы и фабрики
есть в ФРГ повсюду. Ото и крупные индустриальные
скопления, такие, как
задымленный Рур или гигантские верфи
и нефтеперерабатывающие заводы
Гамбурга, и новые предприятия электроники
и химии в сельской местности,
или, как говорят в ФРГ, «на зелёном лугу».
Символами новой промышленности Германии
становятся серебряные корпуса
атомных электростанций, лёгкие конструкции
заводов электроники, лабиринты
трубопроводов на почти безлюдных предприятиях
нефтепереработки или
нефтехимии. В настоящее время основным
фактором развития и
«преобразователем» стала научно – техническая
революция. Она проявляется во
всём: в ломке промышленной структуры,
в индустриализации сельского
хозяйства, в резком увеличении затрат
на науку и образование, в росте
престижа и притягательности центров
научно – технического прогресса. Но
процесс этот сложный. Научно – техническая
революция началась в ФРГ на 10-
15 лет позже, чем в США. Поздний старт заставлял
монополии Западной
Германии перестраиваться более быстро
и позволял использовать опыт других
стран.
До
середины 60-х годов развитие индустрии
можно было назвать
«наукоэкономящим», затраты на науку и
образование были небольшие, набор
экспортной продукции оставался более
или менее традиционным: станки,
электрооборудование, автомашины. С середины
60-х развитие индустрии стало
более интенсивным, происходят быстрые
перемены в структуре промышленности
и
экспорта.
Однако не все области индустрии находились
«на волне»; энергично
развивались новые и новейшие, многие
же старые переживали кризис и
свёртывались. В западной Германии 50-х
годов ещё доминировал угольно –
металлургический комплекс и тяжёлое
машиностроение. Но за 1950-1970 гг. во
много раз выросла нефтепереработка, химическая
промышленность,
машиностроение, электротехника. Были
созданы совершенно новые отрасли –
электроника, авиаракетная, атомная техника
и атомная энергетика. Доля новых
и новейших отраслей выросла почти вдвое.
Лицо германской индустрии
определяет теперь нефтепереработка,
электротехника и автомобилестроение.
От этих отраслей зависит ныне положение
ФРГ на внешних рынках. На
экспорт идёт более 40 % автомобилей, 30 %
химикатов, более 20 % изделий
электроники и электротехники. По вывозу
автомобилей и многих других изделий
ФРГ занимает первое место в мире.
Научно – техническая революция усилила
концентрацию производства:
выживали в конкурентной борьбе лишь сильнейшие
монополии. Каждый четвёртый
рабочий и служащий занят на предприятии,
принадлежащем какой – либо из 25
ведущих монополий ФРГ. Четыре концерна
– Тиссена, Гёша, Круппа и
«Зальцгиттер АГ» - контролируют ныне
9/10 оборота чёрной металлургии.
«Большая четвёрка в автомобилестроении
(«Фольксваген», «Даймлер – Бенц»,
«Опель» и «Форд») даёт около 9/10 автомашин.
И так во всём: 15 концернов
универмагов контролируют 1/3 всего оборота
торговли. Семь монополий пищевой
промышленности оставили своим конкурентам
на рынке «мини – часть», равную 7
%.Научно–техническая революция изменила
многое в снабжении ФРГ сырьём,
а значит, в размещении промышленности.
Импортные нефть и газ потеснили
местный уголь; вместо местной руды из
рудников Зигерланда или «соседней»
руды французской Латаринлгии начался
массовый импорт более качественной
заморской руды из Либерии и Бразилии.
Близость к углю, Руру раньше была
чуть ли не важнейшим фактором размещения
производства. Сегодня условия
снабжения топливом изменились, уголь
уже не главный вид топлива; вся
территория страны пересечена нефтепроводами,
цены на мазут практически
одинаковы везде. Для развития промышленности
стало важным близость к путям
доставки сырья и топлива извне. Индустрия
в последние годы двигалась к
морю, навстречу потокам импортного сырья,
и в сельскую местность – в
поисках наиболее дешёвой рабочей силы.
На размещение промышленности стало
создание новых центров науки и образования,
к которым тяготеют новейшие
отрасли. Кроме старинных университетов
в Гамбурге, Кёльне, Мюнхене или
традиционных тихих университетских городов
Геттингена, Гейдельберга,
Тюбингена появились новые центры образования:
Рурский университет в Бохуме,
университет в Дюссельдорфе, Касселе,
Констанце; возникло несколько научно
–
исследовательских центров – монополий.
Итак, отдельные отрасли хозяйства развивались
неравномерно; в
результате имеются высокоразвитые и
бедствующие районы.
Большое изменение претерпело топливно-энергетическое
хозяйство. Если
раньше топливной базой в ФРГ служил уголь,
то в настоящее время свыше
половины всего перерабатываемого топлива
составляет нефть. Более чем на
9/10 это импортная нефть из Алжира, Саудовской
Аравии, Ливии и других
стран. Она поступает по нефтепроводам
от Роттердама и Вильгельмхафена к
Кёльну и от средиземноморских портов
на юго – Западе и Юг ФРГ. Собственная
добыча составляет всего 5 млн. тонн. Более
70 % нефтепереработки
контролируется американскими и английскими
монополиями. Старый центр
нефтепереработки – Гамбург, а новые возникли
во внутренних районах –
Рейнско-Рурском, Юго-западе и в Баварии.
Однако потребности страны всё
равно не удовлетворяются, поэтому часть
нефтепродуктов ввозится. Свои
источники газа в ФРГ также невелики –
лишь в районе Эсланда на северо –
западе. Когда-то газовое хозяйство базировалось
на каменном угле, но теперь
происходит его перестройка на природный
газ, а это означает увеличение
импорта. Резко сократилась в ФРГ добыча
каменного угля. Угольный концерн
«Рурколе АГ», в руках которого почти вся
добыча в Руре, работает с убытком.
Довольно стабильной остаётся добыча
бурого угля. Бурый уголь имеет надёжных
потребителей – электростанции и брикетные
фабрики, а главное, это самый
дешёвый вид топлива в ФРГ. Основная часть
его добывается в четырёх карьерах
Нижнерейнского (Кёльнского) бассейна.
Добыча ведётся открытым способом и
полностью механизирована.
Каменный и бурый уголь – основа электроэнергетики
Рейнско-Рурского
района, на который приходится около половины
всех мощностей электростанций.
Линии электропередач идут отсюда во все
концы страны. Только в Баварии
работают гидроэлектростанции на альпийских
реках – Инне и других притоках
Дуная. Перспективы электроэнергетики
– в строительстве атомных
электростанций. Атомная энергетика –
типичный пример отрасли, созданной
государством.
Сложны в настоящее время проблемы чёрной
металлургии. Её
производственная база перестроена: господствующим
стал кислородно-
конверторный способ плавки стали. Выросло
производство электростали, идут
работы по прямому восстановлению металла
из руды. Однако размещение
металлургических заводов в основном
в Руре и Сааре при огромном импорте
руды стало маловыгодным. Приморские заводы
имеют преимущество: они могут
использовать и дешёвый американский
уголь. Рур получает импортную руду (из
Швеции, Бразилии, Либерии и Канады) двумя
путями: главным - по Рейну и
вторым – по каналу Дортмунд – Эмс. Ещё
сложнее положение сухого района –
Саара, который вынужден использовать
лотарингские руды. Третий район –
Зальцгиттер базируется на своей руде.
Но и он уже переключился на более
дешёвую и качественную привозную. Единственный
крупный приморский
металлургический завод в ФРГ – в Бремене,
где к «Везерпорту», к его домнам,
подходят рудовозы. С чёрной металлургией
связаны старые, наиболее
металлоёмкие отрасли машиностроения.
Производство оборудования для шахт
рудников, для самих же металлургических
заводов сосредоточено в Руре, здесь
же и в Баден-Вюртемберге делают станки.
В Зальцгиттере строят вагоны,
производят оборудование для химических
заводов.
Новые отрасли машиностроения, такие как
автомобилестроение, в меньшей
степени зависят от очагов металлургии.
Автомобильной столицей ФРГ называют
Вольфсбург – небольшой городок на северо-востоке
страны, где находится
головной завод концерна «Фольксвагенверк».
От гигантского завода в
Фольфсбурге «отпочковалось» несколько
филиалов – в Ганновере, Брауншвейге и
Касселе. Специально для экспорта за океан
был построен автосборочный завод
в Эдмене. Другой гигант автомобилестроения
– «Даймлер-Бенц» возник в 20-х
годах в результате слияния двух фирм.
Головной завод концерна размещается
в
Штутгарте, а несколько филиалов, которые
производят и грузовые машины, – в
его пригородах. Две крупнейшие фирмы
автомобилестроения принадлежат
американскому капиталу. «Форд» ещё до
войны обосновался в Кёльне, а
«Дженерал моторс» полностью владеет
фирмой «А. Опель» с заводами в
Рюссельгейме (у Франкфурта) и Бохуме.
Автомобилестроение ныне уже не
процветающая отрасль. Внутренний рынок
близок к насыщению. Содержание
автомобиля обходится всё дороже, сильно
выросли цены на бензин. К тому же,
как на внутреннем так и на внешнем рынках
усилилась конкуренция.
На одном из первых мест в мир находится
германское судостроение. Оно
выпускает и крупные танкеры, и контейнеровозы,
и целые рыболовные флотилии,
и так называемые, рейнские суда для внутренних
путей. Главные судоверфи
расположены в Гамбурге и Киле.
Весь научно-технический прогресс в промышленности,
её переоснащение
были бы немыслимы без развития электротехнической
промышленности, и в
частности электроники. Но ФРГ заметно
отстаёт от США по электронике, а по
радиоэлектронике уступает и Японии. Американский
концерн ИБМ владеет самым
крупным в Европе заводом электронно-вычислительных
машин в городе Майнце и
доминирует на западногерманском рынке,
а японские радиоприёмники и
телевизоры успешно конкурируют с германскими
внутри страны. Традиционные
районы электротехнической промышленности
– Юго-Запад и Юг. Здесь находятся
штаб-квартиры крупнейших концернов –
«Сименс», «АЭГ – Телефункен» и «Бош».
Их основные научно-промышленные центры
и головные предприятия. Крупными
центрами электротехники и электроники
являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген.
Франкфурт-на-Майне, Штутгарт. Радиотехнический
концерн «Грундинг» с
основными предприятиями в крупных баварских
городах вынес свои филиалы в
сельскую местность. Что связано с использованием
дешевой рабочей силы,
особенно женской.
Мировую известность имеет химическая
промышленность ФРГ. В ней занят
каждый десятый рабочий и служащий страны.
В последние годы произошла
серьёзная перестройка этой отрасли. Она
выражается в бурном развитии химии
органического синтеза, с переключения
её с угольной на нефтяную и газовую
базу. Это обеспечивает быстрый рост и
модернизацию всей отрасли; основой её
экспорта стали пластмассы, синтетические
волокна, фармацевтические изделия.
Из старых традиционных отраслей экспортное
значение имеет производство
удобрений, особенно калийных, по которому
ФРГ занимает первое место в мире.
«Осью» химической промышленности издавна
был Рейн, где размещались основные
центры гигантского концерна «ИГ Фарбениндустри»,
ликвидированного после
войны. Теперь «концерны-наследники» сосредоточили
в своих руках химическую
промышленность трёх основных районов
по Рейну – Рейнско-Рурского, Рейнско-
Майнского и Людвигсхафена-Мангейма. Развитие
химического органического
синтеза мало изменило её географию: ко
всем трём главным очагам проложены
нефтепроводы от портов. Вблизи каждого
из них возникли
нефтеперерабатывающие заводы. Нефтепереработка
была как бы подведена под
ложившуюся ранее схему размещения основных
заводов. Это усилило загрязнение
Рейна, увеличило массу отходов, сбрасываемых
в реку. Потребность химических
концернов в большом количестве импортного
сырья, и прежде всего в нефти,
необходимость экспортировать свою продукцию
и, наконец, загрязнение ими
Рейна вынуждает их искать новые варианты
размещения. Наиболее удаленный от
моря гигантский концерн Басф построил
несколько новых заводов в портах
Нидерландов и Франции.
Лёгкая промышленность ФРГ заметно уступает
тяжёлой ФРГ вынуждена
ввозить ткани и обувь в большом количестве.
Продукция старинных текстильных
районов и центров вокруг Рура (Крефельд,
«Бергешис Ланд», Мюнстерланд) и на
юге (Аугсбург и северо-восток Баварии)
оказались под давлением тканей «из
реторты» – из химических. И прежде всего
синтетических, волокон. Большое
влияние оказывает и конкуренция импортных
тканей стран «Общего рынка».
Обувная промышленность в значительной
степени перешла на искусственную
кожу; рынок ФРГ наводняет более дешёвая
итальянская обувь.
Хорошо известны традиционные отрасли
страны – пивоварение и виноделие.
В ФРГ производится около 4000 сортов пива;
пивоваренные заводики есть во
многих мелких городах. ФРГ держит и мировой
рекорд по потреблению пива –
150 литров на душу населения в год. Пивные
погребки и залы – любимое место
встреч и бесед. Однако треть пива идёт
на экспорт. Рейнские и Мозыльские
виноградные вина известны и за пределами
страны. Долину Мозеля со
знаменитыми виноградниками, называют
«винной дорогой».