Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:13, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование пространственных особенностей, факторов и закономерностей развития и функционирования российской науки. Исходя из поставленной цели, в диссертации решались следующие задачи:
- обобщение и уточнение теоретико-методологических подходов к исследованию науки как геокультурного феномена;
- выявление взаимозависимости геодинамики отечественной науки и развития геоэтнокультурной системы России;
Введение
I. Наука – производительная сила современного общества.
1. Общая характеристика науки как отрасли человеческой деятельности.
2. История развития науки в человеческой цивилизации.
3. Наука как движущая сила НТР.
II. Территориальные формы организации науки, их эволюция.
2.1 Исторические особенности эволюции территориальных форм организации науки в мире.
2.2 Характеристика территориальных форм организации науки.
2.2.2 Наиболее известные университеты мира и их география.
2.2.2 Инкубаторы и технологические парки.
2.2.2 Технополисы. Регионы, науки и технологии.
III. Экономико-географические особенности развития науки в современном мире.
3.1. Наука в странах разного уровня социально-экономического развития.
3.2. Экономико-географическая характеристика отдельных наиболее известных научных центров мира.
IV. География науки России.
4.1. «Геонаучная» политика СССР.
4.2. Постсоветское научное пространство.
4.3. Российские наукограды.
Заключение.
Список литературы.
Е.
И. Пивовар также исследует
Положительно оценивает Е. И. Пивовар другую региональную международную организацию – Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), основанную в 2001 г. лидерами России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Китая. От остальных региональных модулей ее отличает, во-первых, участие в ней России, во-вторых, огромный территориальный охват (30 млн.км2, или 60% территории Евразии) и, кроме того, высокий демографический потенциал, равный четвертой части населения планеты, а также мощный экономический потенциал (китайская экономика занимает третье место в мире (после США и Японии) по величине валового внутреннего продукта). Монголия, Индия, Пакистан и Иран являются странами-наблюдателями в рамках ШОС и ждут, когда действительные члены организации достигнут консенсуса, чтобы перевести их из «наблюдателей» в число полноправных участников организации.
Е. И. Пивовар подробно останавливается на формировании и развитии ШОС, его структуре, включая Деловой совет; отмечает основные документы организации, рассматривает ее проблемы и перспективы. В соответствии с «Хартией ШОС», принятой в 2002 г., приоритетными целями организации являются укрепление стабильности и безопасности на пространстве, объединяющем входящие в нее государства; борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и наркотрафиком; экономическое сотрудничество, энергетическое партнерство, научное взаимодействие и культурный обмен.
Отмечая
экономические интеграционные процессы
на постсоветском пространстве, Е. И.
Пивовар рассматривает две
Говоря
о культурной интеграции, Е. И. Пивовар
выделяет три ключевые проблемы: язык,
культурные и литературные взаимосвязи
(в частности, книгоиздание, книгораспространение
и полиграфия), сотрудничество в образовательной
сфере между странами СНГ. Автор с сожалением
отмечает, что в странах СНГ языковая проблема
оказалась в сфере политических манипуляций.
С возрождением этнонационального начала
в государствах постсоветского пространства
идет постепенное вытеснение русского
языка из общественно-политической, административной,
хозяйственной и культурной жизни. Во
многих странах СНГ и Балтии в качестве
единственного государственного языка
признаны только языки титульных наций.
Почти во всех постсоветских государствах
идет сокращение системы образования
на русском языке (меньше готовят квалифицированных
преподавателей русского языка для средней
школы и меньше выпускают качественную
учебно-методическую литературу). Автор
считает, что такое положение не отвечает
национальным интересам новых независимых
государств. Оно может вызвать серьезные
затруднения в развитии сотрудничества
как в рамках СНГ, так и в сфере взаимных
двусторонних отношений. Существует ряд
государственных (МИД, Государственный
институт русского языка им. А. С. Пушкина)
и общественных организаций (Российское
общество преподавателей русского языка
и литературы; Центр развития русского
языка), которые активно работают над восстановлением
статуса русского языка в независимых
государствах Содружества. Это хорошо,
но недостаточно. Негативное отношение
к русскому языку в странах ближнего зарубежья
можно изменить только в том случае, если
Россия в этом вопросе будет сотрудничать
с независимыми государствами на высшем
государственном уровне, поддерживая
и развивая уже существующие и создавая
новые национальные проекты и программы,
направленные на продвижение русского
языка в постсоветском зарубежье. Пивовар
с одобрением отмечает активное сотрудничество
России и Беларуси в сфере образования.
Положительно оценивает он и то, что страны-участницы
ШОС продвигаются в направлении образовательной
интеграции в рамках своей организации,
а также в направлении стандартизации
системы высшей школы в рамках Болонского
процесса (т. е. процесса сближения и гармонизации
систем образования стран Европы с целью
создать единое европейское пространство
высшего образования), к которому Россия
присоединилась в 2003 г.
4.3. Российские наукограды.
При изучении курса «География России» в 9-м классе в теме «Урбанизация» рассматриваются функциональные типы городов России. Особое место в этой типологии принадлежит городам науки, или наукоградам.
В этом году исполнилось 15 лет со дня начала наукоградовского движения России и 10 лет со дня учреждения некоммерческого партнерства «Союз развития наукоградов России». Для нашего общества жизненно важен вопрос о сохранении и дальнейшем развитии научно-технического потенциала страны.
Наукоградовское движение образовалось, чтобы содействовать объединению органов местного самоуправления городов с высокой концентрацией интеллектуального и научно-технического потенциала для обеспечения устойчивого развития, реализации их потенциала как точек роста российской экономики.
Список поселений, которые традиционно относят к центрам науки (наукоградам, хотя не все они имеют официальный статус го'рода), сегодня включает 75 пунктов, находящихся в различных районах страны. Около половины из них расположено в Центральной России, в том числе 31 поселение на территории Московской области (включая Зеленоград, де-юре являющийся частью Москвы)1.
Одним из важных результатов работы Союза развития наукоградов является подготовка федерального закона «О статусе наукограда РФ». Закон был принят в 1999 г. В соответствии с ним наукоград — это муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом: совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
Градообразующий научно-производственный комплекс должен отвечать следующим критериям:
1)
численность работающих в
2) объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении должен составлять не менее половины общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.
За 8 лет, прошедших с вступления в силу закона, статус «Наукоград РФ» получили 12 городов и поселков страны; более половины из них находится на территории Московской области, остальные (по одному) — в Алтайском крае, в Калужской, Новосибирской, Тамбовской областях и на территории Санкт-Петербурга. Первым семи наукоградам (до 2003 г.) статус был присвоен президентским указом сроком на 25 лет, а остальным (в соответствии с изменениями, внесенными в закон в августе 2004 г.) статус стал присваиваться на 5 лет постановлением Правительства РФ.
Поселения,
имеющие статус «Наукоград
Российской Федерации»
по состоянию на сентябрь 2007 г.
|
* Указана численность населения Петродворцового района г. Санкт-Петербурга.
Первым статус получил г. Обнинск (2000 г.), расположенный на северо-востоке Калужской области, в 120 км к юго-западу от Москвы2. В самых первых законодательных актах (1997 и 1998 гг.), где впервые на государственном уровне вводилось понятие «наукоград», было принято решение о проведении в Обнинске эксперимента по отработке механизмов перехода наукоградов к бездотационному развитию.
Обнинск (Калужская
обл., 120 км к юго-западу от Москвы). 310-метровая метеорологическая мачта НПО «Тайфун». Фото obninsk.name |
Обнинск — это родина советской атомной электроэнергетики. Здесь при Физико-энергетическом институте (ФЭИ) более полувека назад была открыта первая в мире атомная электростанция, до недавнего времени попутно с научными исследованиями дававшая электроэнергию городу. К началу 90-х годов в Обнинске сложился многопрофильный научный и технологический центр, объединяющий 13 НИИ: 2 Государственных научных центра РФ (ФЭИ и Обнинское научно-производственное предприятие «Технология»), НПО «Тайфун» (гидрометеорология и контроль окружающей среды), Медицинский радиологический научный центр Российской академии медицинских наук, филиал Научно-исследовательского физико-химического института им. Л.Я. Карпова и др. Подготовка и переподготовка кадров осуществляется в Обнинском институте атомной энергетики (в прошлом филиал Московского инженерно-физического института), Центральном институте повышения квалификации Федерального агентства по атомной энергии, Франко-российском институте делового администрирования и других высших и средних специальных учебных заведениях.
В 2001 г. статус «Наукоград Российской Федерации» был присвоен Королёву — одному из первых городов науки в СССР, признанной во всем мире «космической столице» страны. Он появился как центр инновационного развития во второй половине 40-х годов, когда созданный в поселке Подлипки НИИ-88 (с 1967 г. — ЦНИИ машиностроения) стал головным научно-исследовательским, проектно-конструкторским, опытно-производственным и испытательным центром для разработки ракет с жидкостными двигателями. Среди отделов его Специального конструкторского бюро было Особое конструкторское бюро, возглавляемое С.П. Королёвым и занимающееся разработкой управляемых баллистических ракет дальнего действия. Позднее оно выделилось в самостоятельную организацию, которая в 1974 г. была преобразована в научно-производственное объединение «Энергия» (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва).