География мировой науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:13, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование пространственных особенностей, факторов и закономерностей развития и функционирования российской науки. Исходя из поставленной цели, в диссертации решались следующие задачи:
- обобщение и уточнение теоретико-методологических подходов к исследованию науки как геокультурного феномена;
- выявление взаимозависимости геодинамики отечественной науки и развития геоэтнокультурной системы России;

Содержание

Введение
I. Наука – производительная сила современного общества.
1. Общая характеристика науки как отрасли человеческой деятельности.
2. История развития науки в человеческой цивилизации.
3. Наука как движущая сила НТР.
II. Территориальные формы организации науки, их эволюция.
2.1 Исторические особенности эволюции территориальных форм организации науки в мире.
2.2 Характеристика территориальных форм организации науки.
2.2.2 Наиболее известные университеты мира и их география.
2.2.2 Инкубаторы и технологические парки.
2.2.2 Технополисы. Регионы, науки и технологии.
III. Экономико-географические особенности развития науки в современном мире.
3.1. Наука в странах разного уровня социально-экономического развития.
3.2. Экономико-географическая характеристика отдельных наиболее известных научных центров мира.
IV. География науки России.
4.1. «Геонаучная» политика СССР.
4.2. Постсоветское научное пространство.
4.3. Российские наукограды.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Копия Дипломная работа.doc

— 870.50 Кб (Скачать)

    Идея  создания технополисов возникла в Японии в начале 1980-х гг. Она была реализована  в виде первого крупного технополиса  «Цукуба», в котором разместились более 50 институтов, лабораторий и  университет. Затем в этой стране началась реализация специальной общегосударственной программы «Технополис», предусматривающей создание большого числа таких научных центров. Японская идея была подхвачена и другими странами, причем не только развитыми, но и развивающимися. При этом нужно, конечно, учитывать, что технополисы (как и технопарки) в разных странах имеют свои национальные особенности, хотя обычно выделяют три их главные модели: американскую, европейскую и японскую.

    В какой-то мере правомерно говорить и  о российской модели территориальной организации науки. Для нее характерна, во-первых, очень большая роль столицы: Москва была и остается одним из крупнейших научных центров мира; очень велико и значение Санкт-Петербурга. Вторая характерная черта – создание еще в советское время крупных специализированных городов науки. Ярким примером такого рода может служить Новосибирский научный центр (Академгородок). Другой пример такого рода – научно-исследовательские центры, или города науки, в Подмосковье (Дубна, Пущино, Черноголовка, Зеленоград, Обнинск, Жуковский, Королев, Троицк, Протвино), которые, по мнению некоторых отечественных экономико-географов, все же неправомерно было бы причислять к категории технополисов, поскольку они принадлежат Академии наук и ведомствам, не связаны с университетами и занимаются преимущественно фундаментальными исследованиями, не всегда доводя их до конечных, производственных, стадий. Третий пример – рассекреченные в середине 1990-х гг. десять «закрытых» городов Минатома с общим населением около 750 тыс. человек, выполняющие роль отраслевых технополисов оборонной промышленности (рис. 61). В начале XXI в. в стране насчитывалось уже 75 наукоградов (в том числе 31 – в столичном регионе) с общим населением, превышающим 3,5 млн человек. Началось и создание технопарков. 

    • Характеристика  территориальных  форм организации  науки.

    Во  второй половине XX в. в рамках социально-экономической географии начало формироваться новое направление, получившее наименование география науки. И хотя это направление в целом еще не достигло большого развития, появились уже работы, в которых рассматриваются география научно-технического потенциала, влияние на размещение производительных сил фактора наукоемкости, изменения, происходящие в территориальных формах организации науки. Видимо, можно говорить о том, что в своем развитии территориальная организация науки прошла несколько исторических этапов.

    В эпоху средних веков и раннего  нового времени, если рассматривать  прежде всего Европу, были наиболее характерны университетские города – такие, как Оксфорд и Кембридж в Англии, Гейдельберг в Германии, Лувен в Бельгии, Коимбра в Португалии и др. Конечно, наряду с этим университеты возникали и просто в больших городах (Тулуза, Гренобль во Франции, Кёльн, Лейпциг, Эрфурт в Германии, Женева, Базель в Швейцарии, Флоренция, Болонья в Италии, Севилья, Саламанка в Испании и др.), в том числе и в столичных (Париж, Рим, Лиссабон, Копенгаген, Прага). К концу XV в. в Европе было уже более 50 университетов. Позднее, после промышленных переворотов, стало расти значение столиц как уже не только университетских, но и общенаучных центров. Сеть университетских и научных центров начала расширяться также в США, Японии, России, некоторых других странах.

    С началом НТР традиционные формы  территориальной организации науки в общем сохранились, но их было уже недостаточно. Характерная для НТР интеграция науки, техники и производства вызвала к жизни целый ряд принципиально новых ее форм. Им посвящена уже значительная литература. Однако большой терминологический разнобой пока устранить не удалось. В самом деле, при перечислении этих форм пишут о научных парках, исследовательских парках, научно-исследовательских парках, научно-технических парках, научно-промышленных парках, инновационных центрах, инкубаторах, технопарках, технополисах, да и это еще не все. За некоторыми из перечисленных терминов действительно скрываются реальные различия. Например, задача инновационных центров заключается в оказании материального, финансового, научно-методического содействия преимущественно новым фирмам, связанным с наукоемкими технологиями. Однако в большинстве своем эти термины в той или иной степени дублируют друг друга. Дело осложняется еще и тем, что разные страны приняли для себя разную терминологию: во Франции говорят о технологических, в Германии – об инновационных и технологических парках, в Бельгии – об исследовательских центрах, в Великобритании и Нидерландах – о научных парках. По-видимому, в самом генерализованном виде все это разнообразие новых территориальных форм организации науки можно свести к двум главным – технопаркам и технополисам.

    Технопарк (технологический, он же научный, научно-технический, научно-промышленный парк) – это такая организационно-территориальная форма взаимодействия науки и производства, при которой определенное количество фирм, выпускающих наукоемкую, высокотехнологичную продукцию, концентрируется в одном специально подготовленном месте, обеспеченном необходимой для этого инфраструктурой (здания, коммуникации). Обычно технопарки группируются вокруг университетов, научных институтов и лабораторий. Финансируют их преимущественно частные компании и банки, а главную их задачу можно сформулировать так: «От идеи до готового продукта». Технопарки, как правило, сравнительно невелики по размерам и узко специализированы на производстве какого-либо вида – преимущественно наукоемкой – продукции, а размещаются либо на свободных от застройки площадях, либо в специально реконструированных для них помещениях, большей частью «под одной крышей».

    Первые  технопарки появились в США в начале 1950-х гг. в знаменитой с тех пор Силиконовой долине в северной части Калифорнии. Они возникли на базе Стэнфордского университета и стали, можно сказать, исходной точкой мировой компьютерной революции. Затем технопарки в США начали плодиться поистине, как грибы после дождя, так что еще в начале 1990-х гг. общее их число превысило 1000. В начале 1970-х гг. «парковый бум» перекинулся в Западную Европу, где к началу 1990-х гг. количество технопарков превысило 200 (2/3 из этого числа приходятся на Германию, Великобританию и Францию). В 1980-х гг. такой же бум охватил и развивающиеся страны – прежде всего новые индустриальные страны Азии.

    Наибольшее  число технопарков действует  в электронной промышленности, как  бы продолжая то направление, которое  было задано Силиконовой долиной и технопарками в районе Бостона, связанными с Массачусетским технологическим институтом. Помимо большого числа таких же «электронных» технопарков в США, аналогичные Силиконовые долины возникли в Великобритании, Германии, во Франции, в странах Юго-Восточной Азии. В России также ведется создание семи технопарков для развития высоких технологий, которые обеспечат 751 тыс. новых рабочих мест.

    Технополис  – это компактный научно-производственный городок, где занимаются разработкой  инновационных технологий и развитием наукоемких производств. Технополис можно рассматривать как более высокую ступень технопарка, поэтому неудивительно, что они имеют некоторые общие черты– например, ориентируются на университеты и лаборатории, на обеспечение тесной связи науки с производством. Но между ними есть и довольно существенные различия. Так, технополисы представляют собой специально построенные научные городки, обычно расположенные неподалеку от крупных городов и отличающиеся выгодным географическим положением. При этом по своей территориальной структуре они могут быть как моно-, так и полицентрическими. Далее, для технополисов характерен больший набор выполняемых функций: здесь и наука, и производство, и подготовка научных и управленческих кадров, и выполнение всех стадий НИОКР. Соответственно технополисы имеют значительно более широкую специализацию, охватывающую не одно, а несколько разных направлений. Наконец, их финансируют уже не мелкие частные фирмы, а крупные корпорации и государство. Одно из требований к технополисам – обеспечение благоприятных, комфортных условий для жизни и работы сотрудников. Другое непременное условие – высокоразвитая инфраструктура, в том числе и информационная.

    Идея  создания технополисов возникла в Японии в начале 1980-х гг. Она была реализована в виде первого крупного технополиса «Цукуба», в котором разместились более 50 институтов, лабораторий и университет. Затем в этой стране началась реализация специальной общегосударственной программы «Технополис», предусматривающей создание большого числа таких научных центров. Японская идея была подхвачена и другими странами, причем не только развитыми, но и развивающимися. При этом нужно, конечно, учитывать, что технополисы (как и технопарки) в разных странах имеют свои национальные особенности, хотя обычно выделяют три их главные модели: американскую, европейскую и японскую.

    В какой-то мере правомерно говорить и  о российской модели территориальной организации науки. Для нее характерна, во-первых, очень большая роль столицы: Москва была и остается одним из крупнейших научных центров мира; очень велико и значение Санкт-Петербурга. Вторая характерная черта – создание еще в советское время крупных специализированных городов науки. Ярким примером такого рода может служить Новосибирский научный центр (Академгородок). Другой пример такого рода – научно-исследовательские центры, или города науки, в Подмосковье (Дубна, Пущино, Черноголовка, Зеленоград, Обнинск, Жуковский, Королев, Троицк, Протвино), которые, по мнению некоторых отечественных экономико-географов, все же неправомерно было бы причислять к категории технополисов, поскольку они принадлежат Академии наук и ведомствам, не связаны с университетами и занимаются преимущественно фундаментальными исследованиями, не всегда доводя их до конечных, производственных, стадий. Третий пример – рассекреченные в середине 1990-х гг. десять «закрытых» городов Минатома с общим населением около 750 тыс. человек, выполняющие роль отраслевых технополисов оборонной промышленности (рис. 61). В начале XXI в. в стране насчитывалось уже 75 наукоградов (в том числе 31 – в столичном регионе) с общим населением, превышающим 3,5 млн человек. Началось и создание технопарков.

      • Наиболее  известные университеты мира и их география.

    Выбор учебного заведения сегодня не ограничен только страной проживания. Глобализация мирового сообщества охватила все сферы деятельности, в том числе образование. В настоящее время свыше полутора миллионов студентов обучаются за пределами своей родины, и ежегодно данный показатель увеличивается в среднем на 20 %. Знания, полученные в хорошем вузе, служат надежным фундаментом для построения успешной карьеры. Двери крупнейших компаний открыты для выпускников престижных учебных заведений. Как же выбрать университет?

    C ноября 2004 года газета "The Times Higher Education Supplement", приложение к газете "Тimes" (Великобритания), опубликовывает список двухсот ведущих высших учебных заведений мира. До настоящего исследования рейтинг лучших университетов проводили либо в пределах определенных географических границ, либо в рамках отраслей специализации: лучшие бизнес-школы, лучшие медицинские школы и т. п. В 2004году впервые предприняли попытку оценить высшие учебные заведения в мировом масштабе. Результаты исследований интересны не только для людей, работающих в сфере образования, но и для потенциальных и настоящих студентов, родителей и работодателей.

    В рейтинге участвовали высшие учебные  заведения всех пяти континентов. "Жюри" в составе 1300 преподавателей университетов  из 88 стран мира должно было найти лучшие в своей области специализации университеты. В процессе создания рейтинга был проведен опрос 2275 представителей сферы образования по всему миру. Оценку выставляли, учитывая несколько показателей, в том числе интеллектуальный потенциал вуза (объем исследовательских работ), соотношение числа студентов и преподавательского состава, притягательность института для иностранных студентов, а также международную котировку заведения на мировом рынке высшего образования (число иностранных преподавателей и студентов). В последующие годы при составлении таблиц также учитывалось мнение работодателей, отдающих предпочтение выпускникам определенных вузов.

    Статистика  показывает, что не только страны с  богатой и развитой экономикой, такие, как США и государства — члены Евросоюза, имеют престижные университеты. В список вошли 200 университетов из 31 страны. Все они, за исключением двух (мексиканский National Autonomous University и бразильский Sao Paulo), расположены в Северной Америке, Европе и Азии. В рейтинг THES вошли 54 американских, 24 британских и 17 австралийских университетов. Восточная Европа представлена двумя российскими вузами.

    Второй  год подряд первое место занял  американский Harvard. В первой десятке  есть лишь два неамериканских вуза: британский Cambridge (3 место) и французский Ecole Polytechnique (10 место).

    Нидерланды (10 университетов в списке) обошли Францию и Германию (по 9 университетов  в списке), получив признание ведущей  страны континентальной Европы в  области высшего образования.

    Первая  десятка рейтинга выглядит следующим образом: Гарвард (США), Массачусетский технологический институт (США), Кембридж (Великобритания), Оксфорд (Великобритания), Стэнфорд (США), Калифорнийский университет в Беркли (США), Иельский университет (США), Калифорнийский технологический институт (США), Принстон (США) и Ecole Polytechnique France.

Информация о работе География мировой науки