Америка.
Лидирующую позицию по количеству лучших
высших учебных заведений мира занимают
США. Более четверти (62 из 200) входящих в
рейтинговый список университетов находятся
в США. Более того, они заняли семь позиций
в десятке лучших. Первое место в мировом
рейтинге по праву принадлежит Гарварду.
И это неудивительно: он притягивает наиболее
талантливых студентов и ученых. В академический
состав Гарварда входило 40 лауреатов Нобелевской
и 44 лауреата Пулитцеровской премии. Гарвард
окончили семь президентов США.
Канада,
вызывающая особый интерес у студентов
из многих стран бывшего союза, представлена
шестью университетами, причем два
из них входят в пятьдесят лучших
— Университет МакГилл и Университет
Британской Колумбии.
Только
одно учебное заведение Центральной
и Латинской Америки вошло
в мировой рейтинг — Национальный
автономный университет в Мексике,
известный самым большим в
мире числом обучающихся в его
стенах студентов.
Европа. Качество европейского образования,
имеющего богатую историю развития, по-прежнему
получает мировое признание.
Великобритания
еще раз подтвердила статус мирового
образовательного центра: тридцать из
двухсот лучших вузов мира находятся
здесь. Оксфорд и Кембридж на равных конкурируют
с университетами США.
В
числе пятидесяти "самых-самых":
Лондонская школа экономики, Лондонский
имперский колледж, Манчестерский
университет, Школа востоковедения
и африканистики и Эдинбургский
университет.
Одно
из лучших учебных заведений в Европе
находится в Швейцарии. Швейцарский федеральный
технологический институт в Цюрихе, в
стенах которого учился Альберт Эйнштейн,
замыкает десятку лидеров ведущих университетов
мира.
Кроме
того, в список вошли 17 учебных заведений
Германии и 8 — Франции. Небольшие, но богатые
страны Европы — Голландия, Австрия, Бельгия,
Дания и Швеция — могут по праву гордиться
уровнем образования, который дают их
вузы. Голландия представлена в реестре
лидеров шестью университетами, Австрия
— тремя, а Бельгия, Дания и Швеция имеют
по два "делегата" в этом престижном
перечне лучших.
Университеты
Испании, Италии, Норвегии и Финляндии
также входят в список, хотя и
не попали в пятьдесят лучших вузов.
Отсутствуют представители Греции
и Португалии, а также стран Восточной
Европы.
Россия
может гордиться только одним
рекордсменом — Московским государственным
университетом им. М. В. Ломоносова.
И это неплохой показатель, учитывая
недостаточное финансирование вуза,
трудности переходного экономического
периода в стране и серьезный отток
академического преподавательского состава
на Запад. По данным исследования, МГУ
достаточно высоко ценят в мире.
Азия.
Несмотря на лидерство Запада в мировом
рейтинге высших учебных заведений, представительство
Азии в списке лучших вузов впечатляет.
По мнению составителей, они находятся
главным образом в Японии, Китае и Сингапуре.
В
Японии, имеющей вторую по уровню развития
(после США) экономику, расположено
шесть университетов-призеров. Среди
них Токийский университет, являющийся
лучшим учебным заведением Азии, и Киотский
университет. Большинство политических
деятелей и бизнес-элиты Японии — выпускники
названных вузов.
Следом
уверенной поступью шагает Китай. Поражает
скорость, с которой эта страна
вливается в элиту мирового сообщества,
в частности, завоевывает очки в сфере
высшего образования. Три китайских университета
входят в список двухсот лучших в мире.
Более того, Пекинский университет удерживает
15-е место в мировой классификации, после
него идет Токийский университет и занимает
2-е место среди отличившихся вузов Азии.
Третье
место в группе азиатских университетов
и 18-е в мировом рейтинге принадлежит
представителю маленького Сингапура
— Национальному университету Сингапура.
Неплохо
обстоят дела и в таких небольших,
но бурно развивающихся странах Азии,
как Южная Корея, Малайзия, Гонконг и Тайвань.
Индия, несмотря на быстрое развитие в
сфере технологий и численность населения
свыше одного миллиарда, выделяется всего
одним вузом — Индийским технологическим
институтом. На Ближнем Востоке высокие
показатели — у двух университетов, оба
из которых находятся в Израиле.
Австралия
и Новая Зеландия. Рейтинг университетов
Зеленого континента тоже интересен для
студентов из пост советского пространства.
Занимая четвертое после США, Великобритании
и Германии место по числу попавших в список
высших учебных заведений, Австралия по
праву может гордиться статусом одного
из мировых центров образования.
Из
четырнадцати вошедших в престижный
перечень университетов шесть занимают
почетные позиции среди пятидесяти
лучших в мире. Ведущим университетом
Австралии признан Австралийский национальный
университет. В списке значатся также
Университет Мельбурна, Университет Монаш,
Университет Нового Южного Уэльса, Сиднейский
университет и Университет Куинсленда.
Новая
Зеландия — еще одно популярное среди
студентов место учебы — представлена
в золотом реестре тремя университетами,
лучший из которых — Университет Окланда
занимает достойное место в мировом рейтинге.
Африка.
Африканский континент входит в число
аутсайдеров и не имеет ни одного представителя
в мировом рейтинге лучших вузов.
Статистика
показывает, что сегодня качественное
образование можно получить как
в США и Европе, так и в
Азии и Австралии. Несмотря на количественный
и качественный перевес Запада, успехи
азиатских стран в сфере высшего образования
очевидны.
Остается
надеяться, что в недалеком будущем
и Узбекистан будет достойно представлен
в мировом рейтинге лучших ВУЗов.
- Инкубаторы
и технологические парки.
Инкубатор
бизнеса – это структура, специализирующаяся
на создании благоприятных условий для
возникновения эффективной деятельности
малых инновационных организаций, реализующих
оригинальные научно-технические идеи.
Инновационная организация в зависимости
от ее технологического профиля покупает
или арендует у инкубатора тот или иной
набор инновационных услуг, куда обязательно
входит аренда помещения. Инкубационный
период организации-клиента длится обычно
2-3 года, реже 5 лет, по истечении этого
срока инновационная организация покидает
инкубатор и начинает самостоятельную
деятельность.
Свое
предназначение инкубатор бизнеса
осуществляет посредством выполнения
следующих функций:
- обеспечение
систем поддержки организаций за счет
оказания материальной (осязаемая) и нематериальной
(неосязаемая) поддержки. Осязаемая –
это предоставление на льготных условиях
помещений, места в офисе, оборудования
(лабораторного и офисного), опытного производства,
рекламных, информационных, консультационных
услуг и пр. Неосязаемая – это обеспечение
доступа начинающих и неизвестных широкому
кругу предпринимателей и малых организаций
к интеллектуальному потенциалу университета,
полезным связям с органами власти, крупными
корпорациями, рекомендации и гарантии
доступа к финансовым источникам;
- достижение
успешной стратегии коммерциализации
рисковой технологии. Инкубатор, за счет
создания тепличных условий на начальном
этапе становления организации, должен
подготовить эту организацию к действиям
в рыночных условиях. За время пребывания
организации в инкубаторе она должна стать
успешной, т.е. построить свои каналы товародвижения,
разместить производство, найти первых
покупателей и получить первые заявки
и контракты;
- осуществление
бизнес-образовательной функции в виде
обучения в свободной обстановке или организации
бесплатных семинаров, обеспечение условий
для овладения практическими навыками
бизнеса студентами и выпускниками университета.
Высокотехнологичный бизнес ориентирован
на квалифицированные кадры, вместе с
тем он рискован и непредсказуем и требует
от будущего предпринимателя особых личностных
и психологических качеств.
Перечень
потребностей (услуг), наиболее часто
востребованных отечественными малыми
организациями в порядке убывания
их значимости, составляет:
- бизнес-планирование,
поиск инвесторов и предоставление финансирования;
- доступ к
средствам информации и связи, информационным
источникам;
- проведение
маркетинговых исследований, изучение
рынка и каналов товародвижения;
- регистрация
организации, создание команды и оказание
других организационных услуг;
- оказание
юридических консультаций и правовой
защиты;
- предоставление
помещений офисного и производственного
характера;
- доступ к
научному потенциалу;
- предоставление
социально-бытовых услуг;
- предоставление
в аренду оборудования и технологических
линий.
Инкубатор
устанавливает критерии отбора для
размещения в нем малых организаций, основу
которых составляют:
- технологически
обоснованный продукт или услуга, под
которые будет реализован в целом инновационный
проект;
- предпринимательские
способности команды, претендующей на
поддержку;
- потенциал
менеджмента организации – опыт и качество
лидера организации;
- наличие бизнес-плана
инновационного проекта, в котором показываются
условия успешной реализации проекта
и возникающие проблемы;
- потенциал
роста на рынке для разрабатываемой продукции
– наличие емкого и перспективного рынка;
- создание
рабочих мест в регионе – в какой степени
инновационный проект позволит сохранить
и создать новые места.
Инкубаторы
бизнеса могут функционировать
и вне технопарков как самостоятельно
существующие организации. В этом случае
между этими инновационными структурами
можно выделить ряд отличительных особенностей:
- инкубаторы
бизнеса поддерживают исключительно вновь
создаваемые и находящиеся на ранней стадии
развития организации;
- инкубаторы
поддерживают не только организации высоких
технологий, но и малый бизнес самого широкого
спектра;
- инкубаторы
не имеют земли, а, следовательно, и программ
привлечения на нее филиалов и представительств
крупных корпораций, сдачи в аренду участков
под строительство офисов и других помещений
самими клиентскими организациями;
- политика
постоянного обновления клиентов в них
соблюдается жестче, чем в технопарках.
Между
инкубаторами существуют «национальные
различия». Особенности европейских
инкубаторов: широкое участие в
их организации крупных корпораций,
большой уровень специализации, сильная
ориентация на наукоемкий бизнес, целенаправленно
поддерживают безработных. Характерные
черты американских инкубаторов: программы
поддержки широкого круга предпринимательства,
стремление обеспечить обязательный рост
малой организации и превратить ее в среднюю,
а затем и в крупную организацию. Отечественные
инкубаторы, как правило, создаются в составе
технопарков и являются первой фазой их
развития. Такой подход в целом упрощает
организационный проект создания технопарка
в специфических условиях отечественной
экономики.
Технопарк
Научно-технологический
парк – это самостоятельная организационная
структура, создаваемая в сфере
науки и научного обслуживания с
целью поддержки малого научно-технического
предпринимательства и формирования
среды для освоения производства и реализации
на рынке высокотехнологичной продукции.
Основные
задачи создания технопарков:
- превращение
знаний и изобретений в технологии;
- превращение
технологий в коммерческий продукт
- передача
технологий в промышленность через сектор
малого наукоемкого предпринимательства;
- формирование
и рыночное становление наукоемких организаций;
- поддержка
организаций в сфере наукоемкого предпринимательства.
Технопарки
позволяют сформировать ту экономическую
среду, которая обеспечивает устойчивое
развитие научно-технологического и производственного
предпринимательства, создание новых
малых и средних организаций, разработки,
производство и поставку на отечественный
и зарубежный рынки конкурентоспособной
наукоемкой продукции.
Регион,
способствуя созданию и развитию технопарков,
получает возможность формирования и
ускоренного развития научно-производственной
и социальной инфраструктуры, привлечения
в регионы высококвалифицированных специалистов,
поддержки и развития сектора экономики
и, в связи с этим, создания новых рабочих
мест.
Промышленным
организациям предоставляется возможность
в полной мере использовать потенциал
научно-технического комплекса региона
для ускорения конкурентоспособности
своей продукции, ускоренного внедрения
новых технологий, целевого отбора выпускников,
прошедших школу работы в малых инновационных
и рисковых организациях.