Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:00, курсовая работа
В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Анализируя деятельность малых предприятий - юридических лиц в январе-сентябре 2010 г. (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области), следует отметить, что произошло увеличение числа малых предприятий на 3,2% или на 929 единиц..
Структура малых предприятий по
видам экономической
Рисунок 3 - Распределение числа малых предприятий по видам экономической деятельности (%) (2010г.).
Доля малых предприятий в
полном круге предприятий области
по видам экономической
- в оптовой и розничной торговле, в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 13,8 тыс. малых предприятий (46,6% от общего числа малых предприятий области),
- в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 4,7 тыс. малых предприятий (15,9%),
- в отрасли обрабатывающих производств – 3,0 тыс. малых предприятий (10,0%),
- в строительстве – 3,7 тыс. малых предприятий (12,4%);
- в сельском и лесном хозяйстве - 440 малых предприятий, что составляет 1,5% от общего количества малых предприятий области,
- в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг – 552 малых предприятия (1,9%),
- в гостиничном и ресторанном бизнесе – 642 малых предприятия (2,2%),
- в транспорте и связи – 1 618 малых предприятий (5,5%),
- в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг - 311 малых предприятий (1,1%),
- в сфере финансовой деятельности - 640 малых предприятий (2,2%),
- в добыче полезных ископаемых – 78 малых предприятий (0,3%),
- в производстве и распределении электроэнергии, газа, воды – 101 малое предприятие (0,3%), представлена в таблице 1
Доля малых предприятий от всех предприятий области в конкретном виде экономической деятельности превышает долю малых предприятий этих видов экономической деятельности в общем числе малых предприятий.
Показатели |
Сфера малого предпринимательства |
Доля сферы малого предпринимательства в экономике области, % |
Количество организаций, тыс.ед. |
29,5 |
79,0 |
Численность всех категорий занятых, тыс. чел. |
209,8 |
16,9 |
Фонд начисленной заработной платы, млрд.руб. |
4,2 |
10,7 |
Оборот организаций, млрд.руб. |
110,4 |
36,1 |
Отгружено товаров собственного производства,
выполнено работ и услуг |
18,2 |
10,2 |
Инвестиции в основной капитал, млрд.руб. |
0,7 |
3,5 |
Рассматривая динамику количества малых предприятий по видам экономической деятельности Самарской области за январь-март 2010 г., следует отметить, что количество малых предприятий увеличилось в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 24,7% (на 20 малых предприятий), в гостиничном и рестораном бизнесе на 16,7% (на 92 малых предприятия), в транспорте и связи на 14,8% (на 209 малых предприятий), в сфере финансовой деятельности на 42,9% (на 192 малых предприятия), в сфере операций с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг на 2,6% (на 119 малых предприятий).
Сокращение количества малых предприятий
отмечалось в сельском хозяйстве, охоте
и лесном хозяйстве на 1,3% (на 6 малых
предприятий), в отрасли добычи полезных
ископаемых на 14,3% (на 13 малых предприятий),
в отрасли обрабатывающих производств
на 16,0% (на 563 малых предприятия), в
строительстве на 0,1% (на 3 малых предприятия),
в оптовой и розничной
На сегодня в Самарской области наибольшее количество малых предприятий аналогично с российской тенденцией насчитывается в оптовой и розничной торговле, в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 46,8% от общего числа малых предприятий. В последующие годы продолжится постепенное сокращение субъектов малого предпринимательства в этой сфере, что связано с приходом на рынок крупных торговых компаний и государственной политики в области малого предпринимательства, направленной на поддержку инновационных и производственных малых предприятий.
Правительство Самарской области
разработало программу. Название программы
– «Развитие и государственная
поддержка малого предпринимательства».
Дата принятия решения о разработке
программы – поручение
Малое предпринимательство
2.2 Основные проблемы
формирования и развития
Постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2009 г. № 184 была принята областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» 2009-2012 годы.
Цель программы - обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на территории Самарской области.
В ходе реализации программы развития
и государственной поддержки
предпринимательства в
а) ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к важнейшим ресурсным рынкам, выражающаяся в отсутствии информационной базы данных о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных помещений, мощностей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот, об условиях их использования и приобретения малыми предприятиями;
б) слабая развитость предпринимательства в сельских районах области, особенно в отдаленных районах и на депрессивных территориях, количество субъектов предпринимательской деятельности там явно недостаточно, доступ к финансовым ресурсам чрезвычайно ограничен, затруднительным является выход на региональные рынки;
в) отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющей начинающему предпринимателю, с одной стороны, получить свободный доступ к имеющимся ресурсам, с другой – получить основополагающие (базовые) знания и застраховать себя от грубых ошибок;
г) недостаточная развитость рынка финансовых услуг, недостаточно эффективные механизмы предоставления гарантий по возврату займов, скудность предложений на рынке кредитных услуг;
д) отсутствие механизмов мониторинга по принятым законодательным актам;
е) слабое использование потенциала субъектов малого предпринимательства в качестве важного рычага решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости молодежи, инвалидов, других социально незащищенных слоев населения. Актуальные проблемы развития малого предпринимательства отражены в рисунке 4.
Рисунок 4 – Актуальные проблемы
развития малого
Программа представляет собой комплекс
мероприятий государственной
Основной целью Программы
а) развития инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, создания районных и межрайонных бизнес -инкубаторов;
б) совершенствования системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности, активного внедрения Интернет -технологий, создания системы постоянно действующих семинаров для начинающих руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, создания системы постоянно действующего мониторинга эффективности действия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, выработки конкретных предложений;
в) развития методов и способов финансовой поддержки малых предприятий и предпринимателей, формирования новых механизмов предоставления гарантий по возврату при микрофинансировании с использованием потенциала страховых компаний и обществ взаимного страхования, создания условий для распространения лизинга;
г) создания рабочих мест на малых предприятиях для социально незащищенных слоев населения, выпускников средних и специальных учебных заведений;
д) развития малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях;
е) создания системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки.
Программные мероприятия определены
исходя из основной цели Программы
и задач, необходимых для решения
поставленной цели. Важным принципом
системы мероприятий является преемственность
в отношении предыдущих программ
и учет целей и задач, определенных
муниципальными программами развития
и поддержки
1) Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.
2) Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства.
3) Совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности.
4) Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства.
5) Разработка и реализация новых финансовых технологий поддержки субъектов малого предпринимательства.
6) Разработка и реализация мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях.
7) Разработка и реализация мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи и людей с ограниченными физическими возможностями для достижения ими материальной независимости.
8) Организация системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства, на муниципальные, региональные, российский и международные рынки, взаимодействие со средствами массовой информации. Ключевыми составляющими инфраструктуры являются следующие структуры представленные на рисунке 5.
Рисунок 5.- Основные составляющие инфраструктуры
Система построения инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в Самарской области, основанная на создании муниципальных центров, являлась оптимальной на организационном этапе. В настоящий момент развитие негосударственной системы поддержки предпринимательства позволяет передавать многие функции центров системе негосударственных агентств, бизнес - центров и бизнес - инкубаторов. Это позволит, с одной стороны, привлечь дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые, самих предпринимателей путем оказания им платных консультационных услуг, с другой стороны, за счет компенсации части затрат на эти услуги из средств Программы снизить стоимость этих услуг для самих предпринимателей. Компенсация затрат осуществляется в виде предоставления субсидий организациям, оказывающим такие услуги субъектам малого предпринимательства.
Субвенции направляются на осуществление следующих целевых расходов:
- организацию и проведение переоборудования и ремонта помещения;
- приобретение, монтаж и наладку оргтехники и оборудования (в том числе используемого в производственной деятельности инкубируемых субъектов малого предпринимательства);
- подключение к сети Интернет;
- приобретение прикладных компьютерных программ, методическое обеспечение деятельности бизнес - инкубатора.
Основными направлениями системы программных мероприятий по развитию малого предпринимательства в сельских районах и на депрессивных территориях представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. - Основными направлениями системы программных мероприятий по развитию малого предпринимательства
Настоящей Программой предусматривается:
а) предоставление субвенций фондам для финансирования предпринимательских проектов, предусматривающих создание дополнительных рабочих мест в сельских районах и на депрессивных территориях, по результатам конкурса предпринимательских проектов, при этом размер субвенции не должен превышать годового размера оплаты труда на создающихся рабочих местах, а срок, на который создаются рабочие места, не может быть менее двух лет;
Информация о работе Формирование и развитие малого предпринимательства в регионе