Формирование и развитие малого предпринимательства в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Работа содержит 1 файл

1 Теоретические аспекты формирования и развития малого предпринимательства.docx

— 80.02 Кб (Скачать)

Аннотация

 

 

Содержанием курсовой работы являются основные проблемы формирования и развития малого предпринимательства в регионе.

Курсовая работа состоит  из трех глав.

В первой главе рассматриваются  теоретические аспекты формирования и развития малого предпринимательства, малое предпринимательство как объект региональной экономики, приводятся основные нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу.

Во второй главе анализируются  проблемы формирования и развития малого предпринимательства в Самарской области, изучаются основные мероприятия в данной сфере. 

  В третьей главе  даются рекомендации по решению  проблем формирования малого предпринимательства, выявленных в рассматриваемом регионе.

Работа выполнена печатным способом на    страницах с использованием    источника.

 

 

 

 

Summary

The maintenance of a term paper are the main problems of formation and development of small business in the region.

The term paper consists of three heads.

In chapter 1 theoretical aspects of formation and development of small business, small business as object of regional economy are considered, the main normative legal acts regulating this sphere are provided.

In chapter 2 problems of formation and development of small business in the Samara region are analyzed, the main actions in this sphere are studied. 

  In a chapter 3 recommendations about the solution of problems of formation of the small business, revealed in the considered region are made.

Work is performed in the printing way on pages with source use.

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в  экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни  населения является развитие малого предпринимательства.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Предприятия малого бизнеса  являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой  и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий  способствует обеспечению занятости  населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование  экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных  фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку  перелив ресурсов в сферу малой  экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.

Малое предпринимательство  способно быстро реагировать на изменение  спроса. Небольшие размеры малых  предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру  рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки  номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом  – все эти черты малого предпринимательства  также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.

Однако малое предпринимательство  имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал  сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к  определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Перечисленное выше, требует разработки комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства  является основным условием становления  конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной  политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах; поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка, для динамичного развития этого сектора экономики.

Целью данной работы является выявление проблем формирования и развития развития малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования и развития малого предпринимательства;
  2. Провести анализ проблем формирования и развития малого предпринимательства в регионе (на примере Самарской области);
  3. Дать рекомендации по решению основных проблем малого предпринимательства

Объект исследования в  курсовой работе – малое предпринимательство  Самарской области, предмет исследования – проблемы малого предпринимательства.

 

 

1 Теоретические  аспекты формирования и развития  малого предпринимательства

            1.1Малое предпринимательство как объект региональной экономики

 

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленными законами признаки, конституирующие  сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных  организационно-правовых форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных  работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой  лиц, или предприятия, управляемые  одним собственником.

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения  к малому предпринимательству выступает  объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного Банка, общее  число показателей, по которым предприятия  признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто  применяются вышеназванные.

Международная организация  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с  числом до 19 человек как «весьма  малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние»  и свыше 500 как «крупные».

В Российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ»  от 14 июня 1995 г. №88–43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, В уставном капитале которых доля участия РФ, субъектом РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

а) В промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;

б) В сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

в) В оптовой торговле – 50 человек;

г) В розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек.

В остальных отраслях и  при осуществлении других видов  деятельности – 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия  определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству с учетом реально  отработанного времени, а также  работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица.

В случае превышения малым  предприятием вышеназванной численности  работников они лишаются льгот, предусмотренных  действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие  три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

В РФ как по федеральному, так и по закону г. Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Юридические лица, отнесенные к субъектам (рисунок 1) малого предпринимательства вносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства.

 

Рисунок 1 – Субъекты малого предпринимательства

 

Они получают право на поддержку, однако невключение субъектов малого предпринимательства в Реестр не может служить основанием для не предоставления им льгот и преимущества на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.

Реестр субъектов малого предпринимательства создается  для:

           а) Регистрации обращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;

           б) Принятия решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативными актами;

           в) Хранения и актуализации информации о субъектах Реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;

           г) Проведения выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства;

           д) Сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (услуг, работ), производимых субъектами малого предпринимательства.

Реестр включает в себя комплекты документов по обращениям субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении их в Реестр или для оказания им помощи в той или иной форме, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по заявлению.

Держателем Реестра является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства  Москвы. Ведение Реестра осуществляется в соответствии с «Положением  о Реестре субъектов малого предпринимательства  Москвы», утвержденным распоряжением  мэра Москвы от 7 мая 1997 г. №367-РМ.

 

1.2 Нормативно-правовая  база регламентирующая развитие  малого предпринимательства

Одним из основных документов, регулирующих порядок осуществления  деятельности малых предприятий, является Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 г., и ставший нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.

Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования  отношений по развитию малого предпринимательства.

Финансовые ограничения (выручка) отнесения к каждой из указанных  категорий предприятий установлены  постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556.

Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» обеспечил  сопоставимость законодательства по развитию малого и среднего предпринимательства со странами Европейского союза - основным внешнеэкономическим партнером России.

Федеральный закон № 209-ФЗ в отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.), более четко определяет организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон исключил из их числа государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые и ранее не могли быть малыми предприятиями, поскольку все их имущество находится в государственной или муниципальной собственности соответственно. Закон закрепляет возможность получить статус субъекта малого предпринимательства для одной из форм некоммерческих организаций - потребительского кооператива, что в Федеральном законе от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ не было предусмотрено. Федеральный закон № 209-ФЗ уточняет перечень организационно-правовых форм субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Федеральном законе № 209-ФЗ определена цель по формированию нормативных  правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных  условий для осуществления предпринимательской  деятельности, обеспечению конкурентоспособности  МСП, развитию субъектов среднего предпринимательства  как основы конкурентной среды, увеличению общего числа действующих субъектов  малого предпринимательства, доли производимых малыми и средними предприятиями  товаров, работ и услуг в валовом  внутреннем продукте, налоговых доходов  федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных бюджетов. В Федеральном законе № 209-ФЗ закреплены основные принципы по разграничению полномочий органов власти разных уровней по развитию предпринимательства, особенности Закона отражены на рисунке 2.

Информация о работе Формирование и развитие малого предпринимательства в регионе