Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:01, реферат
Авиастроительная промышленность Татарстана сосредоточена в городе Казани и представлена самолетостроительным, вертолетостроительным производственными объединениями. Развитие авиационной промышленности – неотъемлемая часть славной истории авиации и авиационной промышленности нашей страны. Это биография целой плеяды талантливых ученых и конструкторов, организаторов производства, летчиков, десятков тысяч высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, служащих.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.История авиапрома РТ………………………………………...……………..…5
2.Проблемы и будущее авиапрома РТ………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Современное
состояние авиационной
Основные проблемы российского авиапрома обозначены четко: неэффективное управление компаниями, производство двигателей и производство приборов. Самая больная проблема, которая вот уже более десяти лет мучает российскую авиапромышленность – это проблема управления авиастроительными компаниями. Новые условия работы предъявили руководителям КБ, НПО и заводов целый ряд новых и во многом неожиданных требований. Например, российские авиапроизводители были поставлены перед необходимостью считаться с монопольным положением на мировом рынке американской компании Boeing и европейского концерна Airbus. Эти две компании контролируют до 99% мирового рынка магистральных аэробусов. Перед руководителями российского авиапрома встала нелегкая и незнакомая задача — ухватиться за 1% мирового рынка аэробусов и попытаться расширить этот сегмент. Эта задача не была решена, нет ее решения и по сей день. А если говорить в целом об авиапромышленности, то в 2003 Россия занимала пятое место в мире по производству самолетов, но по итогам 2004 года перешла на шестое, уступив Бразилии.
Негативно подействовало на российских авиастроителей введение в Европе очень жестких технических норм на характеристики и оснащение самолетов, которые стали сковывать работу не только авиастроительных заводов, но и авиакомпаний. Проблема дополнительного оснащения самолетов в соответствии с европейскими нормами решается сейчас за счет иностранного оборудования.
Дает о себе знать и определенная инерция мышления, оставшаяся с советских времен, когда советские самолеты занимали практически весь рынок социалистических и развивающихся стран. Например, при заключении контракта с Ираном на продажу 25-ти аэробусов Ту-204 требование иранцев произвести дооборудование самолетов, обеспечить послепродажное обслуживание и поставку запчастей было расценено как стремление иранской стороны сбить цену на самолеты. Все это ведет к весьма печальным последствиям: потере рынков, которые традиционно считались российскими, резким ограничениям на полеты российских самолетов в европейском воздушном пространстве, отставанию российской техники от иностранных аналогов и к общей слабой конкурентоспособности российской авиастроительной промышленности. Поэтому решение вопроса об управлении авиапромышленностью и является главной задачей стратегии развития авиапрома, рассматриваемой Госсоветом России.
Второй вопрос, стоящий перед российской авиационной промышленностью — производство двигателей. Здесь главная проблема заключается в отставании технических характеристик. Но если по двигателям для истребителей мы еще выдерживаем мировой уровень, то вот по двигателям для гражданской и транспортной авиации этот показатель Россией уже упущен. Например, двигатели Д-30КУ/КП, Д-436 и ПС-90А имеют уровень 15-20 летней давности. Двигателестроители пытаются решить проблему технического отставания своей продукции. Так, НПО «Сатурн» ведет доработку двигателя АЛ-31Ф, разработки по двигателю АЛ-41Ф для военной авиации и двигателя SM-146 для гражданской авиации.
Третий
вопрос — производство приборов для авиации.
Большой проблемой с 1 января 2005 года стало
оборудование российских самолетов системами
предупреждения близости земли. Без этой
системы российские авиалайнеры не будут
допускаться в воздушное пространство
Евросоюза. Неожиданно под эти ограничения
попал «Аэрофлот», совершающий рейсы в Гавану
самолетами Ил-96 и Ту-204. По словам гендиректора
ОАО «Аэрофлот» Валерия Окулова, отечественные
авиазаводы пока не могут обеспечить российские
самолеты такой системой.
Несмотря на острое ответное высказывание
представителей компании «Ильюшин-финанс»,
тем не менее, признается, что российские
лайнеры дооборудуются иностранными системами
оповещения о близости земли.
В
чем же состоят основные предложения
по решению вышеперечисленных проблем?
Проблему повышения эффективности управления
авиапромышленностью государственные
органы пытаются решить путем укрупнения
авиастроительных компаний в один или
два крупных концерна. Выдвинуто два проекта
такого объединения. Один составлен Ильей
Клебановым и Юрием Коптевым в 2000 году,
и он предусматривал создание двух конкурирующих
самолето-вертолето-
Нынешний проект стратегии развития авиапрома, вынесенной на обсуждение Госсовета, разрабатывают сторонники создания двух компаний. (Один из них – Юрий Коптев, бывший глава «Росавиакосмоса», перешел в Минпромэнерго, где возглавил Департамент оборонно-промышленного комплекса.) Согласно этому плану, до 2015 года российский авиапром должен вырасти в 2,8 раза, причем продажи на внутреннем рынке должны составить 40-50 магистральных самолетов в год. Объем внутреннего рынка до 2015 года должен возрасти до 5,9 млрд. долларов.
Особое внимание уделено прорыву на внешний рынок. По мнению министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, высказанному на встрече с президентом России, российская авиация имеет возможность успешно работать на мировом рынке в сфере гражданской авиации и специального самолетостроения. За рубежом будут продвигаться пассажирские самолеты Ил-96, Ту-204/214 и Ту-334, а также специальные самолеты Бе-200 и Ан-124М, производящиеся совместно с Украиной. В стратегии предусмотрено и завершение разработки самолетов RRJ для использования в регионах, а также среднемагистральных самолетов МС-21.
Встреча российских бизнесменов с канцлером Германии Герхардом Шредером показывает, что российские авиастроители предпринимают попытки включиться в осуществление крупных проектов строительства магистральных аэробусов А-350 и А-320NG. Россия может принять участие как в инжиниринге проектов, так и в производстве и поставке комплектующих частей.
Насколько осуществима стратегия, предложенная Минпромэнерго и рабочей группой Госсовета России? Здесь нужно обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, оценка развития внутреннего рынка сбыта самолетов представляется слишком оптимистичной, даже на фоне сильной потребности российских авиакомпаний в новых самолетах. Все-таки, нельзя сбрасывать со счетов сильную конкуренцию со стороны мировых авиапроизводителей. Во-вторых, несколько странно, что стратегия развития российской авиапромышленности рассматривается отдельно от развития авиакомпаний и сети аэропортов, и в ней не уделено пристального внимания развитию сервиса и обслуживания самолетов. В-третьих, нельзя не обратить внимание на то, что при наличии заявлений о возможности возвращения на мировой рынок и необходимости создания «прорывного самолета», в стратегии нет программы создания такого технологического задела, и внешний рынок предполагается штурмовать уже давно освоенными Ил-96, Ту-204/214 и Ту-334. По оценкам специалистов, поставки за рубеж таких машин могут быть единичными, и мировых монополистов ни «Илы», ни «Тушки» потеснить не смогут.
Реализовать программу развития российской авиапромышленности можно, если навести порядок в управлении отраслью, особенно в части финансирования, сделать ставку на комплексное развитие авиационной отрасли в России, вместе со сферой обслуживания и эксплуатации, а также отказаться от попыток завоевать мировой рынок явно устаревшими средствами. Остается надеяться, что последние решения Госсовета России будут способствовать выполнению этих задач.
Выездное заседание президиума Госсовета в феврале 2005 года подвело черту под многолетними спорами о том, каким путем должно развиваться авиастроение в нашей стране. Мнения высказывались самые разные. В итоге все свелось к борьбе двух идей. По одной из них, в России должны остаться две авиакорпорации, по другой - одна.
Первая концепция обосновывалась тем, что на мировом рынке прочно утвердились два наших авиационных бренда: "МиГ" и "Сухой". Именно российские боевые самолеты не просто сохранили свои позиции, но стали завоевывать новые ниши, тесня даже американские машины. Вот и предлагалось все отечественное авиастроение разделить пополам и объединить вокруг двух уже сложившихся структур: авиационного промышленного холдинга "Сухой" и Российской самолетостроительной корпорации "МиГ".
По
другой концепции, мы должны были взять
на вооружение опыт Западной Европы. Опыт
действительно очень
В
Кремле считают: проблемы авиапрома
в том, что он так и не получил
системы управления, адекватной современным
требованиям и эффективных