Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:56, контрольная работа
Мировое сообщество уже давно пришло к заключению, что невозможно обеспечить устойчивое развитие экономики и социальной сферы любой страны за счет разрушения природной среды и истощения ее ресурсов. Жизнеобеспечивающая продуктивная природная среда признана наивысшей общечеловеческой ценностью. В интересах всего человечества при решении проблем развития экономики необходимо уделять самое серьезное внимание вопросам сохранения природной среды и здоровья населения. В основе решения этих проблем должен лежать принцип упреждения — недопущения нанесения непоправимого ущерба человеку и природе.
Введение………………………………………………………………….…….....3
1. Российская экологическая политика и экологическое движение…..............4
2. Объединение усилий мирового сообщества в решении экологических проблем …………………………………………………………………….…………9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Наиболее значимые мероприятия общественных экологических организаций проведены в области экологического образования и воспитания населения, научной и практической природоохранной деятельности, общественного экологического контроля и экспертизы, законотворчества, организации любительского клубного движения по естественнонаучным направлениям, оказания природоохранных услуг.
Всероссийское общество охраны природы принимает активное участие в реализации программ: «Непрерывное экологическое просвещение и воспитание населения», «Малые реки», «Родники», «Отходы», «Природное наследие», «Общественный мониторинг», «Биощит», «Экоград» и др. Российский экологический союз уделяет большое внимание региональным экологическим проблемам в рамках реализуемых программ и проектов, а также общественному экологическому контролю и экспертизе. Усилия Ассоциации «Росэкопресс» направлены на сбор, анализ и публикацию материалов об экологической ситуации в России, о проблемах государственной экологической политики, состоянии общественного экологического движения и др.
Вместе с тем на рубеже столетий «зеленое» движение в России уступило свои позиции, произошло снижение его роли в обществе, что вызывает тревогу, поскольку экологическая ситуация в стране продолжает оставаться неудовлетворительной. Состояние окружающей среды на 15 % территории страны, где проживает около 60 % населения, не соответствует экологическим нормам, поэтому сегодня Россия нуждается в массовом «зеленом» движении.
На современном этапе России необходима новая экологическая политика, учитывающая долгосрочные интересы страны в области рационального природопользования и мировые тенденции на пути к устойчивому развитию.
В Концепции национальной безопасности РФ, принятой в 2000 г., особо выделены аспекты экологической безопасности. При этом к наиболее значимым угрозам экологической, а значит, и национальной безопасности отнесены следующие:
• рост заболеваемости населения, связанный с напряженной экологической обстановкой в отдельных регионах,
• увеличение уровня загрязнения окружающей среды,
• высокая аварийность опасных производственных объектов,
• тенденции к размещению зарубежными фирмами на территории России опасных отходов и «грязных» производств.
В 2002 г. распоряжением Правительства РФ одобрена Экологическая доктрина. Ее основная задача — улучшение здоровья людей, демографической ситуации в России и увеличение продолжительности жизни населения, а также обеспечение экологической безопасности страны путем снижения воздействия неблагоприятных экологических факторов. Подготовлены и утверждены Концепции химической, биологической безопасности, Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003— 2010 гг. и Основы политики Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу. Реализуется Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002—2010 гг.)». Разработана и утверждена специальная программа лесовосстановления на период до 2010 г.
В
2003 г. образована Федеральная служба
по экологическому, технологическому
и атомному надзору — Экотехноатомнадзор.
Целью новой службы должно стать создание
и поддержание комплекса факторов, гарантирующих
защиту жизни и здоровья нынешнего и будущих
поколений людей, окружающей среды, интересов
государства при использовании технологий
повышенной опасности.
2. Объединение усилий мирового сообщества в решении экологических проблем
Международные соглашения. Особенностью глобальных проблем является необходимость их совместного решения всем мировым сообществом. Загрязнение и разрушение природной среды не вписываются в рамки государственных границ, поэтому преодоление этих губительных процессов может осуществляться лишь путем совместных действий специалистов и общественности всего мира. Ни одна страна в отдельности не может разрешить сложившиеся глобальные противоречия. Поэтому государства объединяют свои усилия, а также добровольно делегируют часть своих прав в решении данных вопросов международным организациям, которые от общего имени вводят рациональные нормы природопользования, устанавливают соответствующие правила и законы.
Одно из основных направлений решения экологических проблем состоит в их обсуждении на международных конференциях, заключении договоров и других видов международных соглашений. Государства приняли свыше 200 соглашений экологической направленности, из них более 100 — со времени проведения в 1972 г. Конференции ООН о среде обитания человека. Важнейшими из них являются следующие:
1979 г. — Конвенция о предотвращении трансграничного загрязнения атмосферы на большие расстояния. Результатом ее действия стало понижение загрязнения атмосферного воздуха в Европе.
1987 г. — Конвенция о защите озонового слоя. В последующие годы в конвенцию были внесены дополнительные поправки. Это позволило снизить объем выбросов ХФУ на 60 % по сравнению с уровнем 1988 г.
1987
г. — Монреальский протокол
о снижении выбросов в
1990
г. — Конвенция о
1991 г. — Соглашение о запрете разведки и добычи полезных ископаемых в Антарктиде сроком на 50 лет.
1992 г. — Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Принят документ «Повестка дня XXI века», а также Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Международная конвенция по борьбе с опустыниванием, Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и Конвенция о биологическом разнообразии. Сделан вывод о необходимости глобального партнерства для осуществления стабильного развития.
1994 г. — Конвенция о борьбе с деградацией земель. Предложена схема для разработки местных проектов, национальных программ действий.
1995
г. — Глобальная программа
действий по защите морской
среды от загрязнения из
1997
г. — Принято обязательство
по сокращению выбросов
1998 г. — Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле.
1999
г. — Протокол по проблемам
воды и здоровья к Конвенции
по охране и использованию
трансграничных водотоков и
2001 г. — Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ), что является важной вехой на пути к прекращению и обращению вспять процесса отравления глобальных экосистем и населения Земли. Стокгольмская конвенция — первое международное соглашение, нацеленное на прекращение производства и использования «грязной дюжины» химических соединений, приводящих к нарушению репродуктивной и гормональной систем, иммунного статуса, онкологическим заболеваниям, врожденным дефектам, нарушению развития. Эти вещества могут быть обнаружены в живых организмах на значительных расстояниях от мест их производства и применения.
2002
г. — Всемирная конференция
Организации Объединенных
2003
г. — Всемирная конференция
по изменению климата (Москва).
Не являясь
2004
г. — Международная
Сотрудничество по снижению загрязнения околоземного космоса. В настоящее время ряд стран, космических агентств и международных организаций все больше внимания уделяет проблемам снижения техногенного засорения околоземного космического пространства и обеспечения безопасности космических полетов.
Эти проблемы рассматриваются в качестве первоочередных Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Создан Межагентский координационный комитет по космическому мусору (IADC). Основные усилия сосредоточены на формировании принципов проведения работ по предупреждению образования космического мусора в околоземном космическом пространстве, а также на разработке предложений по организации контроля засоренности околоземного космического пространства и связанных с этим процедур взаимодействия различных стран.
Международные организации. В процессе принятия решений в глобальном масштабе важную роль играют международные правительственные организации и неправительственные общественные союзы, представляющие интересы широких масс населения. Их совместная деятельность способствует созданию всемирного движения в защиту окружающей среды (табл. 1).
Таблица 1. Основные международные экологические организации
Международные экологические организации | ||
Правительственные | Неправительственные | |
Глобальные | Региональные, субрегиональные | |
ЮНЕСКО | ЕЭК | МСОП |
ЭКОСОС | МЭС СНГ | Международный Красный Крест |
ЮНЕП | ФИВХ | Северный Совет |
ОЭСР | АМСЕН | Гринпис |
МАГАТЭ | АОСИС | Межпарламентский Союз |
ВОЗ | Прочие | Белуна |
ФАО | Зеленый Крест | |
ВМО | Прочие | |
ИСО | ||
Прочие |
Международные организации осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координацию совместных усилий по охране природы и привлечению внимания общественности к экологическим проблемам.
Информация о работе Возникновение и развитие природоохранной деятельности человека